Предыдущее | Оглавление | Дальше
3.2. Значащий мир. Первое звено нашей цепочки — “символ”, и первая проблема — вычленение символов в ткани тусовочной жизни. Что мы здесь понимаем под символом?
Критерии следующие: наличие интерпретации и способность вызывать поведенческую реакцию, притом реакцию стереотипную, предопределенную самим символом. Иными словами, дерево познается по плодам его, а символ — по его действию: это то, что действует как символ. В одной ситуации вещь (или жест, слово) может быть символом, а в другой — совсем или почти нет. У Тимы был черный плащ:
в данном случае он сработал как символ — атрибут романтического поэта; Тима вообще рассматривал этот свой плащ как тусовочную одежду, без него даже, говорит, чувствовал себя на тусовке неуютно. И в Риге плащ должен был сыграть решающую роль в опознании его хозяина как “своего”. То есть в данной ситуации это символ. А когда Тима просто шел в ”ем по улице, это вполне обычная одежда, вряд ли прохожие видели в нем знак (по крайней мере, знак принадлежности к Системе).
Для описания такого рода флуктуации А. К. Байбурин предложил понятие семиотического статуса вещей (впрочем, на наш взгляд, можно применить его не только к вещам, но и к жестам, действиям, словам и выражениям). “Семиотический статус вещей, — формулирует Байбурин, — отражает конкретное соотношение „знаковости" и ,,вещности" и соответственно — символических и утилитарных функций. Его величина прямо пропорциональна "знаковости" и обратно пропорциональна „вещности". Для вещей, составляющих предметный мир человека, он колеблется в широком диапазоне, от минимальной выраженности знаковых свойств, когда семиотический статус стремится к нулю, до собственно знаков — вещей с максимальным семиотическим статусом”.25 Семиотический статус способен повышаться в некоторых особо значимых ситуациях — в том числе знакомства, как в приведенном примере: тогда едва ли не каждый элемент ситуации (вещный, вербальный, актуальный) действует как знак. В других ситуациях восприятие их более нейтрально.
Байбурин говорит о “собственно знаках” — вещах, специально задуманных и сделанных ради их знаковой функции. В мире Системы целый ряд таких вещей. Прежде всего это фенечки, феньки. Их дарят друг другу, они наполнены символикой, — значимы цвета, узоры, там присутствует числовая и геометрическая символика. Впрочем, феньками называют также разного рода значки и украшения (все непритязательные, предпочтительно самодельные), даже стишки — то, что можно подарить. Основную ценность имеют не они сами как вещи, а заложенные в них символические пожелания и образы — феньки играют роль талисманов. Обычно специально подчеркивается отсутствие у них материальной ценности. Это вещички, специально символические по своему предназначению. То же можно сказать о графических символах: “пацифик” (изображение голубиной лапки внутри круга), “анархия” (“А” в круге), значки рок-групп, личные символы конкретных пиплов — всё это украшает стены домов в местах тусовок, а также одежду самих представителей Системы, сумки, флэты, картины, телефонные будки и дорожные указатели. Среди графических символов можно упомянуть еще “хипповский крест”: верхний конец его расщеплен надвое в виде латинской буквы “V” (всё та же “виктория”); толкование — " шприц наркомана расщепляет приклад винтовки, наркотики против войны” (одна из иллюзий Цветочной революции). Поклонники тяжелого металлического рока принесли в Систему изображение косой молнии. Популярны в настенной и наджинсовой графике мотивы цветка, птицы (свобода), дерева (естественность), глаза, свечи. У металлистов появляются черепа, иногда сатанинские мотивы.
Чисто символическими образованиями являются сленг — средство маркировки высказываний как “своих”, Системных; Системные имена-прозвища (Дикобраз, Дизи, Десс, Сталкер, Сольми, Папа Гнус и др.) — именно по ним знают друг друга на тусовках.
Очень часто в роли символов выступают элементы внешности тусовщиков: прическа, одежда, даже улыбка и особенно хипповский взгляд. На стене Ротонды (одно из популярных тогда мест тусовок) был нарисован обобщенный хиппи: длинные волосы, рассеянные глаза, — и написано: “Взгляд, уводящий в свою реальность. . .”. Символическую нагрузку несут манеры поведения, особенно в этикетных ситуациях, — знакомства, первой встречи, прощания и проч. Например, волосатые демонстрируют мягкость и кротость, отрешенность и любовь к ближнему (и дальнему). Панки ведут нарочито громкие разговоры в том смысле, что весь мир грязь и помойка. По этим разговорам в них должны опознать своих их единомышленники (я была свидетельницей того, как это на самом деле случается). В других случаях одежда, манеры и остальное (кроме специально символических деталей) теряет символическую нагрузку.
Когда в тексте мы будем говорить о “символе”, то будем иметь в виду либо чисто знаковые объекты, либо другие вещи, действия и фигуры речи, но в тех ситуациях, когда они действуют как символы, то есть в момент повышения их семиотического статуса.
Предыдущее | Оглавление | Дальше
Реклама: