Предыдущее | Оглавление | Дальше




2.2. Традиция. Но особенно существенно для нас, что в рамках этого сообщества сложилась своя традиция, основанная главным образом на устных механизмах передачи. Каждые два—три года в Системе сменяется “поколение” — на арену выходит новая когорта молодежи. Люди меняются, а традиции Системы остаются: воспроизводятся те же основные нормы отношений и ценности, такие как “свобода”, “любовь” (в кавычках, потому что этим понятиям здесь придается особый, Системный смысл, о котором у нас будет случай поговорить); новички осваивают сленг и используют Системные символы, так что внешне они мало отличаются от своих предшественников. Воспроизводятся фольклорные формы: поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания. Таким образом, мы имеем здесь традицию, способную к самовоспроизводству. Это значит, что перед нами целостная и самоорганизующаяся система. Существуют не только система коммуникативных связей на синхронном уровне, но и диахронные каналы коммуникации.
Носители традиции определяют ее возраст примерно в два десятка лет: двадцатилетие торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. Эта точка отсчета, конечно, мифологическая (считается, что 1 июня 1967 г. первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия). “Они,_ ррассказывает один из моих знакомых олдовых хиппи, — вышли и сказали:
„Вот мы — представители этого движения, это будет система ценностей и система людей"”. Тогда возникло слово “Система”. Не случайно выбрана и дата — День защиты детей: “Было, — продолжал тот же олдовый, — сказано: „Живите как дети, в мире, спокойствии, не гонитесь за призрачными ценностями...". Просто приход был человечеству дан, чтобы могли остановиться и задуматься, куда мы 'идем...”. “Живите как дети”_ это суть Системного мировосприятия, и многое в ее символике связано с образами детства. Другой Системный теоретик, Боб-Художник, говорил, что Система строит “культуру на фундаменте детскости”.
“Поколения” здесь сменяются через два—три, иногда четыре года. С приходом каждого из них Системная традиция пополняется новой символикой. Каждое поколение приходит как новая волна: вначале были хиппи, они и составили ядро Системы — теперь их последователей чаще называют волосатые или хайрастые (от англ. hair—волосы); потом пришли панки, потом металлисты, затем люберы (и другие, отмеченные также символикой уходящего Советского Союза). Каждая волна приносит свои атрибуты. Вначале она обычно враждует с Системой: первые панки терроризировали волосатых, первые металлисты — волосатых и панков. Затем начинаются контакты, постепенно обнаруживается, что Система впитала символику новой волны: в ней появились свои панки, металлисты и проч.
Таким образом, нам представилась возможность наблюдать процесс восприятия традицией инноваций, а также и другие процессы, связанные с трансляцией традиции. В “большой” (например, племенной или общинной) традиции, где период смены поколений составляет 25—30 лет, наблюдение такого рода процессов потребовало бы времени, сопоставимого с жизнью исследователя. В Системе же всё происходит быстрее. Это делает Систему удобной моделью для наблюдения закономерностей воспроизводства и пополнения традиции, хотя мы отдаем себе отчет в некоторой условности ее аналогий с привычными объектами этнографического исследования. Они сопоставимы в той мере, в какой одна коммуникативная система вообще может быть сопоставлена с другой. Так или иначе, есть общие закономерности в способах диахронной передачи информации. Обнаруживаются коммуникативные структуры, ответственные за сохранение и передачу кода сообщества; есть основания полагать, что они во многом схожи в разных средах.


Предыдущее | Оглавление | Дальше



Реклама:

мерседес ремонт, ТО.
Hosted by uCoz