Предыдущее | Оглавление | Дальше

3.4. Реакция. От интерпретации путь к реакции. В интерпретации уже заложена программа реакции. Интерпретация есть выражение определенного решения действовать (или бездействовать), она зависит от этого решения. В Дао-дэ цзин сказано: “В словах имеется начало, в делах имеется главное”.27 Интерпретация есть свернутое возможное действие. Реакция — венец раскодирования: информация из свернутой знаковой формы переходит в действие.
Вернемся в Ригу, к Тиме. Подходя к местным волосатым весь в символах, он ждет уже заранее определенной интерпретации их и реакции. Показывает знак “виктори”, при этом замечая: “Да по моему плащу и так видно, что свой”. То есть он хочет, чтобы было извлечено значение принадлежности к кругу Системы. Рассказывая этот эпизод, Тима еще пояснил: “По внешнему виду можно определить, есть у него чувство неполноценности или вариант мании величия, какое положение у него в его компании и есть ли у него своя компания”. В общем, в данной ситуации актуально значение принадлежности к Системе в целом, ее отдельной конкретной группировке, по внешней атрибутике можно определить идейную направленность и интересы человека, а также его авторитет и статус на тусовке.
Местные, по-видимому, так всё и воспринимают, поскольку реакция их именно та, которой хотел Тима: они находят ему вписку. Потом Тима знакомится с ними, они вместе плодотворно (в Системном представлении) проводят время; нередко такого рода знакомства продолжаются и перерастают в длительную и теплую дружбу.
При анализе подобных эпизодов мы сопоставляем интерпретацию символов с реакцией на них. Тем самым получаем возможность судить о способах кодирования определенных реакций — моделей стереотипного поведения в Системе. То есть мы выясняем, какого типа толкование символа служит сигналом к актуализации той или иной модели поведения.
Способность символа вызывать действие нередко в Системной среде (как, впрочем, и вообще) воспринимается мистически: говорят об особой тайной энергии символов (конкретно — фенечек, сленговых слов, длинных волос и т. п.). С этим мы еще столкнемся и подробно опишем поверья об энергиях.
Реакция еще не последний момент раскодирования символа. Символ служит сигналом не просто к действию, но к взаимодействию (или отказу от него). А это уже отражается на состоянии межличностных отношений — вносит, следовательно, изменения в структуру сообщества. Тима в Риге познакомился с местными волосатыми, вошел в тусовку, т. е. произошло образование новой связи. Это следующее (после фиксации реакции) звено нашего анализа: мы смотрим, как реакция отражается на состоянии социальной структуры, — влечет ли создание (или разрыв) связи, какой это тип связи (вертикальный—горизонтальный, постоянный—эфемерный и проч.). В описанном случае у Тимы с местными волосатыми сложились отношения, как с учителями или покровителями. Рижане более опытные Тима тогда был совсем новичок в Системе. Жизнь с ними его многому научила в смысле тусовочных норм; обычно такие олдовые не упускают случая познакомить новичка с Системными телегами (телега — специфический жанр — полупритча, полуанекдот). Тима не только слушал их, но копировал поведение, обучаясь быть Системным. Это всё означает, что тип связи здесь — вертикальный: информация и команды текут сверху вниз от олдовых к новичку, они занимают в отношении его позиции лидеров.
На основе такого рода связей в Системной среде возникают особого рода структуры: связи в них замыкаются на фигуру лидера, а на периферии отношения непрочны и незначимы. Мы их определили как “ядерные структуры”.
Здесь, во Введении, мы прошли путь от символа к выявлению социальной структуры, порождаемой его действием, на примере только одного эпизода и очень кратко, наметив только основные этапы пути. Но в общем весь текст строится по этому принципу: как прочтение символики Системы. Причем конечным пунктом прочтения оказывается восстановление ткани взаимодействий и обнаружение социальных структур, имеющихся в этой среде.


Предыдущее | Оглавление | Дальше




Реклама:

Гарантия - 1 год, электронная сигарета.
Hosted by uCoz