Содержание главы | Оглавление


2.5. Маркировка вербальной информации. Одна из разновидностей символики, маркирующей свою информацию, — сленг. Свой арго вырабатывает практически любое контркультурное сообщество: известны уголовный, богемный, музыкальный и проч. жаргоны. Сленг — это не язык в полном смысле слова, поскольку на нем невозможно целиком построить полноценное высказывание. Он охватывает не все темы, а только ряд вполне определенных. Пипл говорят, собственно, на обычном языке, только добавляя сленговые слова и выражения. Тем самым высказывание маркируется как свое, Системное, что обеспечивает его принятие в Системе и, наоборот, барьер к восприятию внешним слушателем. Разговоры на сленге как-то сразу отталкивают посторонних. Сленг — не столько способ выразить смысл, сколько способ маркировки и отделения своей информации. Плотность сленга заметно повышается в ситуациях знакомства или вообще столкновения с внешним миром, то есть когда различение своих и чужих сигналов особенно важно. Проанализируем, какие темы преимущественно охватывает сленг, т. е. что именно служит маркой своей информации. В конце этой книги, в качестве приложения, мы даем словарь сленга Системы. Легко заметить, что он распадается на несколько тематических групп: оценочные суждения; определения статусных позиций (в Системе и вне ее, то есть различные классы своих и чужих); формы взаимодействий; основные символы Системы; самоназвания сообщества в целом и группировок (внутренних и пограничных, с которыми часто контактирует Система).
     Иными словами: высказывание будет принято как свое, если маркировано сленгом, т. е. указанием оценки сообщения с позиций Системы, либо статуса и групповой принадлежности персонажей, либо если речь в нем идет о специфически Системных формах взаимодействий или упомянуты Системные символы. Чтобы было понятно, что мы имеем в виду, поясним это на примере оценочных суждений. Они составляют значительную часть сленговых слов. Это возгласы одобрения: кайф, отпад, улёт, крутняк и т. д.; осуждения или неприятия: не в тему, туфта, лажа, облом, не в кайф; безразличия: до фени, не тащит, не цепляет. Таким образом, фраза, сказанная на сленге, часто содержит оценку сказанного с позиций Системы: «Герла, ты не по кайфу тему тащишь!» — т. е. «Девушка, ты говоришь это не к месту», — таков будет приблизительный перевод. Причем оценка на сленге означает еще дополнительно, что «не к месту», — именно с позиций Системы. Таким образом, маркёр, который обеспечивает принятие сообщения как своего, одновременно предписывает и отношение к нему. Этим маркёром и является сленговое слово, вводимое в сообщение. В других случаях слово-маркёр, как мы говорили, содержит социальное определение персонажей высказывания (опять же с позиций Системы: есть сленговые слова для определения новичка, настоящего тусовщика и Системного авторитета, а также для разных классов чужих) и т. д. Это значит, что сленговая маркированность речи обеспечивает восприятие как своей только той информации, которая прошла через фильтр оценки или социального определения с позиций своего сообщества. Заметим: если известно, как оценивать информацию и с какой позиции (новичка, лидера и проч.) она исходит, то это уже задает определенную реакцию.
     Особая маркированность вербальной информации не случайна. Как мы говорили, Система избегает пользоваться теми каналами коммуникации, которые плотно заняты господствующей культурой. Вербальный канал относится как раз к таким. И Система делает попытки ограничить его использование: в некоторой степени можно говорить о существовании здесь культа молчания: «Самого главного словами не скажешь», «Знающий не говорит, говорящий не знает» (Лао-Цзы), — эти и подобные высказывания весьма характерны и популярны. Однако совершенно отказаться от слов невозможно. Поэтому и необходима специальная маркировка своей информации, идущей по этому каналу, достаточно загруженному чужой.
     Особый раздел вербальной символики — антропо- и топонимы. Системная топонимия относится к местам тусовок, то есть сгущения контактов. В этих местах собирается Системная публика, происходит интенсивный обмен информацией. Названия их обычно легко прочитываются и связаны с популярными в этой среде образами: Сайгон (популярный тогда в Ленинграде кафетерий на пересечении Невского и Владимирского проспектов; его название — реминисценция пацифизма времен первых хиппи, протестовавших против Вьетнамской войны); Пиковая Дама, Торшер, Крыса, Казань, Микроклимат, Огрызок, Шамбала, Ротонда и проч. Маркированность мест сгущения коммуникаций обеспечивает соответствующее отношение к полученной здесь информации: то, что услышано у Сайгона, скорее, будет принято как свое. Поэтому многие телеги пипл начинают так: «Вчера в Сайгоне слышал…».
     Тот же эффект имеют и прозвища, которые есть у всех в Системе: Десс, Дизи, Дикобраз, Сольми, Ной, Ромашка, Джокер, Папа Гнус, Чародей, Альфа, Рыба, Таракан, Рэнди, Дио, Рио, Магистр, есть даже Фауст и Иисус Христос, Шива и Кришна.
     Итак, мы рассмотрели принципы, определяющие отбор символов сообщества. Почему Система выбирает длинные волосы или холщовые сумки через плечо? То есть речь как раз о том, что определяет лицо сообщества, по крайней мере внешнее впечатление о нем. Как выяснилось, отбор символов зависит от местоположения сообщества среди прочих сетей коммуникаций, или, проще говоря, локализации его в социуме. В нашем случае сообщество лежит вообще вне основной системы коммуникаций. Эта основная система цементирует общество как единое целое, определяя принцип упорядочения (например, государственного устройства), и потому включает в себя большинство локальных маленьких сетей-сообществ. Наша же Система лежит вне ее. Этим и определяется специфический отбор символики: она по условию задачи будет эпатирующей, неприемлемой и вызывать осуждение с позиций общепринятого, — потому что только такая годится для того, чтобы отделять свою информацию от гораздо более плотных и сильных сигналов основной системы. А именно в этом состоит основная функция символа как маркированного вместилища информации.
     В нашем случае специфика символического набора связана с неопределенностью социального статуса тех, кого объединяет Система. Именно эта неопределенность оставляет их за рамками социальной структуры, а значит, и основной коммуникативной системы, ее обслуживающей. Вообще, как далее увидим, многое в жизни Системы, и как раз то, что определяет ее специфику: набор символов, формы взаимодействий, отдельные моменты внутренней структуры, находит объяснение в этой исходной неопределенности.
Содержание главы | Оглавление | Следующая глава



Реклама:

Русский марш 2008 Петербург
Hosted by uCoz