Содержание главы | Оглавление | Следующая глава


2.4. Символика рока. Символический мир Системы неразрывно связан с феноменом рок-культуры. Хиппи ассоциируются с психоделическим роком, панки — естественно, с панк-роком, металлисты — с музыкой «тяжелого металла». Значительная часть внутрисистемных группировок консолидируется вокруг какого-нибудь музыкального течения или даже конкретной рок-группы (алисоманы — вокруг группы «Алиса», битломаны — «Битлз» и проч.). Рок-культура поставляет им символику: металлисты копируют стиль исполнителей тяжелого металлического рок (затянуты в черную кожу, украшены металлическими цепями, заклепками, массивными браслетами). Битломаны копируют стиль «Битлз».
     Музыка рока — замечательная находка как незанятый обществом взрослых коммуникативный канал. По свидетельству медиков, рок по-разному действует на психику и в целом организм молодого и взрослого человека. В первом случае, т. е. молодых, он возбуждает, снимая излишек энергии, давая выход; во втором же — угнетает и расшатывает ряд систем организма, не говоря уже о разрушающем влиянии на психику. То есть этот канал закрыт для взрослых (просто неприятен, утомителен) по физиологическим причинам.
     Коммерческий рок на Западе использует уже известные нам символы лиминальности: образы смерти, пассивности, грязи и проч. — только в разных пропорциях и сочетаниях. Но именно то, что будет принято лиминальной средой. Скажем, панк-рок скрежещет, и образ панков нарочно отвратителен: «Панки любят грязь», — поется в одной Системной песенке. Панк протыкает ухо булавкой — чтобы шокировать окружающих; ходит грязным — с той же целью; нецензурно и грязно ругается — в общем создает яркий образ человека вне общепринятых норм. Металлисты делают акцент на символике смерти (очень популярны черепа в качестве мотива украшений). Сам черный цвет — отрицание красочного разнообразия жизни, вообще знак отрицания, отказа. Панки, впрочем, тоже провозглашают своим лозунгом «отказ» — не важно даже, от чего конкретно: от всего! У металлистов и панков часты элементы сатанизма, во всяком случае, на уровне символики. Короче, рок-культура использует в разных сочетаниях символы внеструктурности, о которых мы уже • говорили. Благодаря этому рок легко объединяет вокруг своих символов целые возрастные когорты молодежи. С интервалом в три—пять лет можно наблюдать выход на арену новой когорты молодежи — и каждый раз под знаменем того или иного направления рока. В 1960-х—начале 1970-х гг. — хиппи под знаком психоделики; затем панки со своим панк-роком; следом металлисты в черных куртках. Волна за волной они постепенно вливались в Систему (начиная с противостояния ей), а символика их осаждалась и сохранялась в фонде Системы, смешиваясь в синтетический образ хиппи—панка—металлиста—битломана—…
Содержание главы | Оглавление | Следующая глава



Реклама: пойте музыку оппозиции на площадях

Hosted by uCoz