Содержание главы | Оглавление | Следующая глава


2.3. Незанятые каналы коммуникации. В нашем случае речь идет о сообществе андеграунда, которое противопоставлено всему остальному (официальному, «большому») обществу. Оно, следовательно, должно отделить свою информацию от идущей по каналам основной культуры (и обслуживающей ее коммуникативной системы).
     Можно отметить два основных способа обособления своей информации. Первый — использование для ее передачи иных, нежели в господствующей культуре, каналов. При этом надо учитывать, что самые информативные каналы, наиболее освоенные многовековой историей, уже заняты господствующей культурой. Сюда относятся речь, сложные формы искусств, всё, что связано с профессионализмом. Сфере андеграунда остается то, что забраковано или неразработано. Многократно отмечались такие качества контркультуры, как ее обращение к подсознательному, эмоциональному, чувственному, телесному, — в противоположность рациональному; в музыке — предпочтение ритму перед мелодическим рисунком, в живописи — цветовым пятнам и абстрактным формам; предубеждение по отношению к речи и культ молчания. Ю. Н. Давыдов, ссылаясь на Т. Роззака, считает характерной чертой контркультуры Запада «отрицание интеллектуализма, доведенное до отказа от мыслительных способов постижения действительности в пользу чувственных, а также до „переоценки ценностей" в сфере чувственности, ведущей к выдвижению на передний план чувств, ранее считавшихся „темными" (осязания, обоняния, вкуса), за счет „дискриминации" более одухотворенных (слух и особенно зрение): культ чувственности и иррациональных способов освоения мира».5 «Наиболее одухотворенные» — значит, самые освоенные культурой, богато насыщенные информацией; но контркультура выбирает «темное», то есть то, к чему культура еще не прикасалась. Именно в эти «темные» образы она вкладывает свою информацию, используя их в качестве коммуникативных каналов. Отсюда общеизвестная приверженность к экспериментированию в искусстве и жизни, практика «искусства жизни»: это не что иное, как попытка насытить смыслом то, что ранее для этого не использовалось.
     Нас больше интересует второй способ обособления информации — ее маркировка. Нельзя целиком отказаться от использования вербального канала, нельзя совсем замолчать; однако можно маркировать «свои» высказывания сленгом. Ту же функцию маркировки сигналов выполняют и другие символы — предметные, актуальные, графические.
     Принцип — использование символов, не принятых в господствующей культуре. Наше общество, во всяком случае в период формирования Системы (1960—1970-е гг.), провозглашало своим знаменем атеизм; соответственно в Системе одно из наиболее часто употребляемых понятий — Бог. Приведем только несколько надписей из Ротонды: «Зачем личности нужен Бог?» — «Верь в себя, и бог не нужен!!!»; «У меня нет ни бога, ни веры в себя. Как мне быть?» — «Ты уже мертв. Плыви по течению, и придет конец»; «Атеистов нет, каждый человек во что-то верит»; «Занятия трансцендентной медитацией и гуру — спасут тебя» — «Я сам себе гуру»; «Это же религия, это образ жизни!»; «Одряхлевшие боги. . .» — «Боги не одряхлели, это мы слепы»; «Господи! Мы — твой предрассудок!»; «Каждому — по его вере»; «Живи так, чтобы быть глазами и совестью создателя Вселенной, черт тебя дери!»; «Нас научили тихо, мудро жить: сеять пшеницу и молиться Богу…А достоин ли этого наш Бог?». Множество молитв, обращенных к Кришне, Христу, Будде, самым разным божествам, заполняют стены Ротонды. Боги присутствуют в живописи, песнях и литературных произведениях, исходящих из этой среды. Чем выраженней атеизм официального общества, тем настойчивее контркультурные группировки обращаются к Богу. В христианских странах получили большое распространение сатанизм и культы черной магии — они опять-таки выбирают образы, осуждаемые официальной культурой. Впрочем, чертовщина вообще популярна в андеграунде как универсальный образ вечно отвергаемого.
     С этой точки зрения тот набор символов, который мы встречаем в Системе, представляется весьма эффективным, то есть он эффективно отделяет «свою», Системную, информацию. Действительно, символы Системы (смерть, детство, путь, фантастические миры, бедность, неряшливость, бесполость и др.) указывают и подчеркивают бесстатусность. По этой самой причине они непрестижны в «большом» обществе, члены которого как раз стремятся подчеркнуть свой статус и прочное положение в социальной структуре. Здесь (то есть в сфере общепринятого) престижны знаки богатства (дорогие украшения, джентльменский набор «квартира—машина—дача» — мы имеем в виду символы богатства в изучаемый период, в конце 1980-х гг.); престижны черные «Волги» (как знаки высокого положения «начальника» в социальной иерархии); воинские знаки различия — в общем то, что говорит о хорошей адаптированности и укорененности в обществе. Знаки бесстатусности, естественно, будут непрестижны, а потому избегаемы. Большое общество оставляет их андеграунду. Эти капсулы не заняты. Потому Система их осваивает и использует для помещения своей информации.
     В общем символами Системы (как и любого сообщества андеграунда) служит то, что не используется в общепринятой культуре по причине непрестижности, чуждости (например, чужой язык или экзотические религиозные системы), считается в ней страшным (смерть), отвратительным (грязь, г..., постоянно упоминаемое панками по всякому поводу), неприемлемым. Всё это используется, напомним, как пустые ячейки, в которые вкладывается своя информация. Подчеркнем: совсем не та, что вкладывается в эти же символы «большим» обществом. То есть если человек всё время говорит о «ломке», это не означает, что он страдает абстиненцией. Использование устрашающих и эпатирующих символов обусловлено чисто коммуникативной задачей: эффективного отделения информации, циркулирующей внутри сообщества, от внешней (т. е. сигналов остального общества).
Содержание главы | Оглавление | Следующая глава



Реклама:

Различные коляска brevi 2 в 1, купить коляску 3 в 1, куплю коляску 2 в 1, коляски 3 в 1, zippy бесплатная доставка
Hosted by uCoz