Этно-экстремология
(этнические особенности кризисных стратегий)
Проект ориентирован на изучение кризисных стратегий поведения (как на индивидуальном, так и на коллективном уровне) и их специфике в разных этнических традициях.
Подходы и аспекты исследования.
Исследование кризисных стратегий перспективно для понимания:
культурных механизмов адаптации к изменившимся условиям жизненной среды,
в том числе - к ограничениям или исчерпанию прежних ресурсов, служивших для жизнеобеспечения. Это особенно актуально в условиях экологических и демографических вызовов, с которыми человечество сталкивается в конце 2-го тысячелетия;
инновационных процессов и их течения в разных этнокультурных средах;
понимания функционирования власти (как одной из систем кризизного управления), а также
процессов перестройки всей системы этнической культуры (т.е. ее отдельных подсистем: демографической, экономической, коммуникативной и проч.) в условиях кризиса, начавшегося в той или иной из ее сфер.
Это определило наши подходы к теме: мы рассматриваем кризисное поведение с точки зрения (а) жизнеобеспечения; (б) экологии и (в) кратологии (науки о власти) и (г) синергетики.
Направления исследования.
Исследуя кризисную сферу этнической культуры, мы рассматриваем:
во-первых, ситуации, которые данная традиция определяет как "кризисные" (экстремальные и т.д.);
во-вторых, модели поведения (индивидуальные и коллективные действия), актуализируемые в этих ситуациях.
Рассматривая кризисное поведение, уделяем особое внимание специфике:
его построения,
организации (напр., возникновение особых коллективов или форм взаимодействия) и вообще
социальной регуляции (напр., активизации иррациональных или насильственных средств воздействия);
символизации и проч.
Особое внимание мы сосредотачиваем на кризисных изменениях в разных сферах этнической культуры: экономической, демографической, коммуникативной, духовной и проч. - и их взаимосвязях между собою.
Если за точку отсчета принять экономику (сферу жизнеобеспечения), кризис в которой означает исчерпание или ощутимый недостаток жизненных ресурсов, то программа исследований выглядит следующим образом.
Материальная культура.
Особое внимание уделяется стратегиям ресурсо- и энергосбережения, а также стратегиям поиска новых ресурсов, складывающимся в этих условиях.
Коммуникативное поведение.
Программа ориентирована на выявление изменений в практике и ценностях общения (частоте контактов с родственниками и знакомыми, праздников, поездок, круге знакомств и ритуале встречи, приема гостей, гостьбы и проч.), связанных с кризисным самоощущением и недостатком ресурсов.
Демографическое поведение.
Задача - выявление изменений в брачно-репродуктивном поведении, блокирование одних и активизация других мифологем, регулирующих поведение в этой сфере; изменение в отношении к беременным, детям, смерти, женщине, старшему поколению, допустимости межэтнических брачных связей и т.д.
Духовная сфера
. Выявляются явлениях духовного порядка, связанные с кризисом в тех или иных сферах жизни: отказ от одних представлений и верований и активизация других, появление новых духовных движений, иррационализация или, напротив, рационализация некоторых сфер жизни. Особое внимание уделяется представлениям и верованиям, складывающимся вокруг причин кризиса, перспектив его развития и завершения, стратегий кризисного поведения и новых социальных ролей.
Подобная стратегия исследования кризисного поведения делает возможным
своевременное выявление возникающих явлений, оцениваемых в той или иной этнической среде как "кризисные" и запускающие соответствующий экстремальный сценарий этнического развития;
сам этот сценарий, т.е. набор взаимосвязанных изменений в разных сферах этнической культуры и
сигналы к его актуализации.
Следовательно, становится возможным прогноз этнического развития в его неустойчивых точках.
Этапы исследования.
Проект этнической экстремологии рассчитан на комплексное (методами различных научных дисциплин, от этнодемографии и этноэкономики до экологии и социодинамики) изучение феномена кризисной трансформации этнической культуры у разных народов, а потому подразумевает работу значительного числа специалистов в течение достаточно длительного времени. Предполагаются следующие этапы его осуществления.
Первый год.
Междисциплинарный семинар на базе МАЭ РАН,
с приглашением участников - этнографов, демографов, социологов, фольклористов и проч. - как средство выявления круга заинтересованных исследователей и проблематики, на которой каждый из них намерен сосредоточить внимание.
Разработка программ полевых исследований,
Согласованных между собою, но в то же время учитывающих спецификуразных этнических традиций.
2-3 год.
Полевые исследования.
этнографические экспедиции;
интервью и наблюдения в городской среде.
Семинар для обсуждения и согласования результатов полевых исследований.
Написание сборника статей
или коллективной монографии (в случае, если результаты исследований в каждой из сфер и в разных этнических средах удастся согласовать между собою). 3 -5 год.
Проведение выставки,
посвященной образу жизни разных народов в условиях кризиса.
Издание
работ.
Проведение конференции или итогового заседания семинара.
Смета.
Средства требуются на проведение экспедиций и закупку оборудования и материалов.