Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова
Факультет Психологии
Кафедра Социальной Психологии


На главную страницу сайта



Введение.

В центре моего внимания и интереса в настоящем исследовании находятся подростки; их жизнь, видение мира, процесс социализации, субкультура. Психологии подросткового возраста посвящено огромное количество исследований [см. 1, 5, 10, 13, 19]. Отмечу вкратце основные моменты. Подростковый возраст является переходным между детством и взрослостью. В этот период происходят сильные изменения во всех сферах жизни человека, перед ним встают новые требования и задачи. Одна из главных задач подросткового периода – самоопределение: личностное, профессиональное, социальное. Подросток стоит перед необходимостью: включения в общество, принятия на себя прав, обязанностей, норм существования социума; выбора своей будущей деятельности, вообще своего будущего. Общество предоставляет подростку отсрочку, мораторий, для того, чтобы он мог попробовать себя в разных сферах и совершить осмысленный выбор. Но в настоящее время, в период социальной нестабильности, никому не понятно, на что ориентироваться, чего ждать в будущем. Нет основ, на которые подросток мог бы опереться в построении своей собственной жизненной перспективы. В настоящее время, в период быстрых и постоянных изменений во всех сферах жизни человека, такие социальные институты, как семья и школа, не обладают достаточными ресурсами для того, чтобы помогать подросткам взрослеть. Конечно, семья для каждого человека, независимо от его возраста, является некоторым “островком постоянства”, убежищем, где можно прятаться от проблем “трудного и сложного” мира. Но в современном мире, на мой взгляд, взрослость и самостоятельность заключаются в умении “идти в ногу со временем”, и в этом заключается, как мне кажется, роль группы сверстников в становлении личности подростка.
Остановимся поподробнее на проблематике неформальных молодежных объединений (НМО). Л. А. Радзиховский [12] определяет НМО как “социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях”. Получается, что все НМО функционально идентичны. Однако, в реальности, в “современных конкретно-исторических условиях” существует множество неформальных групп и они все разные.
В многочисленных исследованиях [см. 6, 12, 13] в качестве причин прихода подростков в НМО выделяют: догматизм, непонимание, презрение со стороны учителей; школьную уравниловку; разного рода семейные проблемы; поиск доверительного общения; желание самоутвердиться. Поможет ли группа подростку решить эти проблемы и повзрослеть? Он вырастет умницей или станет преступником? Д. И. Фельдштейн [12] выделяет следующие задачи исследований НМО:
1.         определение социально-психологической сущности НМО;
2.         выявление причин этих явлений;
3.        нахождение путей решения в контексте всей проблематики воспитания подростков и юношества.
Он также акцентирует внимание на следующих конкретных вопросах:
каковы характеристики отношений НМО к обществу (просоциальное, социально-индифферентное или антисоциальное)?
каковы различия между представителями НМО и “нормальной” молодежи?
есть ли какая-либо специфика семейной среды, касающаяся представителей НМО?
каковы личностные черты представителей НМО?
как соотносятся девиантное поведение и членство в НМО?
каковы условия превращения НМО в антисоциальное?
каковы основания организации групп?
какую общественную деятельность замещают НМО?
каковы структура, нормы, межличностные отношения между членами группы?
каковы условия вхождения, включения и выхода из группы?
каковы жизненные позиции, восприятие мира, ценностные представления, социальные установки членов групп?
НМО сейчас не просто объединения людей, а независимая институализированная часть культуры, которая объединяет людей всех возрастов. Примеры таких институтов - фан-клубы, всевозможные сообщества, в том числе виртуальные (например, США существуют “Tolkien society”, которые выпускают журналы и проводят конференции). Другой пример - во многих городах Германии целые районы населены “байкерами” - людьми на мотоциклах. Соответственно, на улице можно увидеть целые семьи, где все на мотоциклах, а в магазине купить кожаный клепаный костюм на годовалого ребенка.
Рассматривая развитие общества как движение к постфигуративной культуре [9], необходимо признать, что именно НМО - фокус этого развития, пространство, где сосредоточены новые идеи, сконцентрирована информация. Конечно, речь не идет о преступных группировках, но каждое НМО, будь то модная молодежь, байкеры или толкиенисты, имеет собственную силу, свой потенциал. Поэтому возникает вопрос: каким образом и посредством чего группа влияет на своих представителей; в чем заключается это влияние?
По мнению Радзиховского, “каких-то ярко выраженных специфических личностных черт у представителей НМО нет”. Нельзя не согласиться с этим утверждением. Но, рассматривая личность в период становления, оформления, правомерно предполагать, что группа транслирует некоторые способы, стратегии не только поведения, но и познания окружающего мира и собственного “Я” подростка. В такой ситуации необходим социально-психологический подход, специфика которого состоит в постоянном понимании того, что в конкретном времени и пространстве индивидуально-психологические, микросоциальные и макросоциальные процессы протекают одновременно, неразрывно связаны и взаимообусловлены.



Реклама:

оборудование для бассейнов | профессионально: бизнес сувениры, бизнес сувениры москва по вашему велению
Hosted by uCoz