На главную страницу сайта



Процедура исследования.

Проведенное исследование включает два этапа: предварительный и основной. Цель первого этапа - выяснение представления о “толкиенистах” в подростковой среде, на основе чего был составлен список ролей для СД. Второй этап - собственно работа с подростками - “толкиенистами” и методом СД.

Предварительный этап.
В опросе приняли участие ученики 8 - 10 классов одной из московских школ.
image2.gif - 3875 Bytes

Были заданы 2 вопроса для письменного ответа:
  1. Что, на ваш взгляд, является самым важным в том мире, в котором живут “толкиенисты”?
  2. Что, на ваш взгляд, является самым важным в жизни человека, независимо от того, “толкиенист” он, или нет?
В среднем, ответы на вопросы занимали у участников 15-20 минут. Двенадцать человек сообщили о том, что не знают ответа на первый вопрос. Остальные ответы были самые разные - от односложных, до целых сочинений, где можно было найти до 10 различных характеристик.
Результаты представлены следующим образом:
основные темы ответов (расшифровка) – количество упоминаний
1. Что, на ваш взгляд, является самым важным в том мире, в котором живут “толкиенисты”?
общие интересы (обсуждение произведений Толкиена, увлеченность, организованность, братство, убежденность, вера) – 31
драка
(подраться, помахать мечами, выпустить энергию, победить в схватке, соревнование) – 29
тусовка
(кампания, собраться вместе, потусоваться, развлечение, общение, веселье) – 28
свой мир
(оторванность от реальности, стремление избежать проблем, стремление к лучшей жизни, стремление жить в своем мире, воспроизвести жизнь другого общества (древнего, сказочного)) – 25
выпивка
(сигареты, наркотики) – 23
игра
(войти в роль, стать другим, важный жизненный опыт) – 18
сказка
(мечта, воображение, красочный мир, правда жизни) – 17
внешний облик
(одежда, поведение) - 16
дружба
(друг или подруга, общение с друзьями, взаимопомощь, взаимная поддержка) – 10
индивидуальные характеристики толкиенистов
(замкнутые люди, есть проблемы в общении, в семье) 10
2. Что, на ваш взгляд, является самым важным в жизни человека, независимо от того, “толкиенист” он, или нет?
семья (создать семью, близкие люди) – 34
целенаправленность и эффективность
(цель в жизни и достижение этой цели, успех, оставить след в истории, стремление к достижению, к совершенству, стремление найти свое место в жизни, самоэффективность) – 32
любовь
(любимый человек, любить и быть любимым) – 26
счастье
(радость, удовольствие от жизни, сама жизнь) – 26
деньги
(благосостояние, материальное благополучие, возможность прокормить семью) – 25
друзья
(дружба, доверие) – 19
обеспеченность и комфорт
(компьютер, кино, богатый муж, дети, пиво, сигареты, дискотека) - 16
общение и понимание – 16
здоровье
15
знания и умения – 14
работа
(в радость) – 12
альтруизм
(забота о близких, о слабых, об окружающей среде, преданность, стремление быть нужным) – 10
каждому - свое – 10
образование
(учеба, знания) - 9
общество – 4
секс – 3
самопознание – 3
С учетом наиболее популярных ответов, был составлен следующий список ролей, или персонажей:
1.         Я - сам.
2.         Друг
3.         Счастливый человек.
4.        Я - сказочный.
5.        “Тусовщик” (человек, для которого важнее всего компания друзей, тусовка (или человек, который по сравнению со всеми остальными людьми, выше ценит тусовку и больше времени этому уделяет).
6.        “Толкиенист”.
7.         Любимый человек.
8.         Успешный человек (человек, который много делает и многого достигает).
9.         “Маньяк” (человек, для которого важнее всего подраться, помахать мечами (или человек, который, по сравнению со всеми остальными людьми, выше ценит драки, оружие, доспехи, и больше времени этому уделяет)).
10.         Родитель.
11.         “Ролевик” (человек, для которого важнее всего игры, сказки, роли, ролевое общение (или человек, который, по сравнению со всеми остальными людьми, выше ценит игры, сказки, роли, ролевое общение, и больше времени этому уделяет)).
12.         Герой сказки.
В этом списке часть ролей (4, 5, 6, 9, 11, 12) относятся непосредственно к тому, что я называю “fantasy - мир”, остальные же являются ролевыми позициями, которые существуют в реальности и характеризуют социальный мир как целое.

Основной этап.
В исследовании приняли участие 10 подростков - “толкиенистов”, 13 - 16 лет. Каждому участнику предлагались бланки СД (см. Приложение 2). Произносилась следующая инструкция:
“Я попрошу тебя оценить по данным шкалам ряд персонажей. Вначале обозначим каждого из них. На линиях ставь, пожалуйста, порядковый номер и пиши имя человека, который подходит под мое описание. Важно, чтобы каждый раз ты писал имя какого-либо нового человека (за исключением себя самого). Если ты не можешь вспомнить имя человека, или не хочешь, чтобы я узнала кого-то, обозначь его как хочешь, главное, чтобы ты знал, о ком идет речь.
1.         Напиши свое собственное имя.
2.         Напиши имя наиболее близкого друга одного с тобой пола.
3.         Напиши имя самого счастливого человека, из тех, кого ты лично знаешь.
4.         Напиши свое имя, которое отличается от первого.
5.         Напиши имя знакомого тебе человека, которого можно было бы назвать “тусовщик” (человек, для которого важнее всего компания друзей, тусовка, или человек, который по сравнению со всеми остальными людьми, выше ценит тусовку и больше времени этому уделяет).
6.         Напиши имя знакомого тебе человека, которого можно было бы назвать 100% “толкиенистом”.
7.         Напиши имя своего возлюбленного (возлюбленной).
8.         Напиши имя знакомого тебе человека, которого можно было бы назвать успешным человеком (человек, который много делает и многого достигает).
9.         Напиши имя знакомого тебе человека, которого можно было бы назвать “маньяк” (человек, для которого важнее всего подраться, помахать мечами, или человек, который, по сравнению со всеми остальными людьми, выше ценит драки, оружие, доспехи, и больше времени этому уделяет).
10.         Напиши имя своего родственника, по отношению к которому ты чувствуешь максимальную близость, взаимопонимание.
11.         Напиши имя знакомого тебе человека, которого можно было бы назвать “ролевик” (человек, для которого важнее всего игры, сказки, роли, ролевое общение, или человек, который, по сравнению со всеми остальными людьми, выше ценит игры, сказки, роли, ролевое общение, и больше времени этому уделяет).
12.         Напиши имя какого-либо героя сказки, романа, fantasy, который тебе нравится больше других.
Теперь каждого из этих людей оцени, пожалуйста по предложенным шкалам. Выбирай 3 если качество полностью подходит к этому персонажу, 1 и 2 означают менее сильное сходство; 0 означает, что ни одно из полярных качеств не подходит к описанию этого человека. Постарайся, пожалуйста, как можно меньше использовать 0 в своих оценках. В каждой строке отметь только одно значение, отражающее твою точку зрения, ведь здесь не бывает правильных или неправильных ответов.”
Составляя эту инструкцию, я использовала некоторые формулировки, данные в книге Франселла и Баннистер [18]. Мне показалось разумным использовать имена, как это делается в диагностике личностных конструктов по Келли, поскольку предлагаемые роли обладают разной степенью общности, и важно, чтобы за каждой ролью стоял конкретный человек, некоторая познаваемая фигура, которую можно как-то охарактеризовать.

Обработка и интерпретация результатов.

Материалом для интерпретации послужили анкеты (СД 12-ти персонажей) 8 респондентов. Обработка проводилась методом факторного анализа (методика главных компонент), при помощи программы SPSS.
По результатам факторного анализа, в 7 случаях было получено четырехфакторное решение, и одно двухфакторное. Путем усреднения была составлена суммарная матрица, факторизация которой дала трехфакторное решение. Причем, если отбросить случай с двухфакторным решением, все равно получается трехфакторная модель. Результаты факторного анализа по каждому испытуемому и усредненной матрицы даны в Приложении 3.
Проводя интерпретацию результатов, я не пыталась как-то определить или назвать факторы. Основное внимание я обращала на взаимное расположение элементов в пространстве факторов, на то, какие элементы расположены очень близко друг к другу, а какие, наоборот, отдалены от всех остальных.
Отмечу некоторые важные моменты, с которыми я столкнулась при проведении исследования.
Для большинства респондентов оказалось сложным локализовать “счастливого человека”, они смогли только охарактеризовать некоторый собирательный образ. Один человек с трудом мог отнести конкретных людей к тем или иным ролям, и я предлагала ему просто описывать роли. Только один респондент в качестве собственного имени написал игровое имя; также один из участников писал практически в каждой строке два имени; вообще “обыкновенные” имена встречаются в анкетах значимо чаще (см. Приложение 4).
Теперь попытаюсь дать краткую интерпретацию по каждому респонденту, а затем рассмотрю усредненный вариант. В таблицах даны приблизительные распределения исследуемых ролей. В строках перечислены факторы, а в столбцах помещены элементы, сгруппированные в соответствии со значением коэффициента по данному фактору. В случае двухфакторного решения, а также при рассмотрении усредненных данных, я привожу графики.
  1. А. Г. 14 лет, пол муж. (см. Приложение 3.1).
Наиболее близкие друг к другу пары элементов - “Я -сказочный” - друг и “Я -сказочный” - “ролевик”. В целом элементы равномерно распределены в пространстве факторов, при этом полюса 3-х факторов заданы “реальными” позициями, а четвертый фактор -однополюсной и на этом полюсе - “толкиенист”. Именно эта позиция максимально удалена от всех остальных ролей, как, возможно, предельно безличная и непонятная.

image3.gif - 10125 Bytes

Предполагаю, что “Я -сказочный” здесь - ролевая позиция, из которой человек смотрит на мир и устанавливает контакты с обеими частями реальности; таким образом он устанавливает целостность опыта. При этом “счастливый человек” рассматривается как нечто далекое, идеальное. В соответствии с исследуемыми гипотезами, здесь видно нечто среднее между позициями 2 и 3 - все перемешано, но какие-то связи возникли.
2. Т. М. 14 лет, пол муж. (см. Приложение 3.2).
Наиболее близкие друг к другу пары элементов - “Я -сказочный” - “успешный человек”(по 3 из 4 факторов) и “родитель” - “счастливый человек”(по 2 факторам). Роли “друг”, “тусовщик” и “маньяк” практически слиты (по всем 4-м факторам), и видимо, задают позицию значимого сверстника, при этом “ролевик” отдален от этого персонажа. Таким образом есть некоторое разведение “сказочных” ролей (которое проявилось уже в опросе школьников): часть подростков -“толкиенистов” связывает игра, сказочная атмосфера, а другую часть - выпивка и драки.
В данном случае мне представляется, что респондент воспринимает успешность как “сказочную” категорию. При этом роли “родитель”, “счастливый человек” и “толкиенист” расположены довольно близко друг к другу, удалены от “Я” и выглядят как некоторые обобщенные, идеальные существа.
image4.gif - 10140 Bytes
В соответствии с исследуемыми гипотезами, здесь видно нечто среднее между позициями 2 и 4 - все роли перемешаны, но одновременно есть зона пересечения.
  1. А. И-Т. 14 лет, пол муж. (см. Приложение 3.3).
В пространстве четырех факторов “реальные” и “сказочные” роли очень тесно группируются, смешений практически нет. Заметны четкие идентификации: “Я” - “толкиенист” и “Я-сказочный” - “герой сказки”; эти пары разделены в пространстве, а по одному из факторов противопоставлены. Это новое противопоставление: мир сказки ( “Я - сказочный”, “герой сказки”) и мир тусовки, игры (“Я”, “толкиенист”, “тусовщик”, “маньяк”, “ролевик”).
Позиции “любимый человек” и “друг”, по-видимому, очень значимы, они задают полюса двух факторов и сильно удалены от остальных ролей. При этом “друг” находится в мире игры, а “любимый человек” - в мире сказки, рядом с “Я - сказочный”.
image5.gif - 10317 Bytes
В соответствии с исследуемыми гипотезами, можно увидеть нечто среднее между позициями 1 и 4 - в каждой из “реальностей” есть сильные внутренние взаимосвязи и структуры, при этом существует зона пересечения, наложения этих миров.
  1. Т. С. 16 лет, пол муж. (см. Приложение 3.4).
image6.gif - 8669 Bytes image7.gif - 2036 Bytes

Наиболее близкие друг к другу элементы - “родитель” и “счастливый человек”, к которым приближается “Я -сказочный”. Роли “герой сказки” и “ролевик” удалены от всех остальных персонажей. В пространстве четырех факторов все элементы расположены достаточно равномерно, но есть некоторый сдвиг в сторону положительных значений по каждому фактору.
В соответствии с исследуемыми гипотезами, можно сказать что это в чистом виде ситуация 2 - все хаотично перемешано. Возможно, это связано с тем, что во время заполнения СД респондент избегал крайних оценок, что также можно проинтерпретировать как размытость внутренних критериев оценки окружающего мира, себя, собственного поведения.
Важно отметить, что, как и в предыдущем случае, здесь роли “родитель” и “счастливый человек” имеют функцию идеала, возможно, недоступного и немного сказочного.
  1. М. 15 лет, пол муж. (см.Приложение 3.5).
image8.gif - 10808 Bytes

Наиболее близкие друг к другу элементы - пара “Я -сказочный” - “ролевик” (по 2-м из 4-х факторов) и тройка “успешный человек” - “толкиенист” - “счастливый человек” (по каждому из факторов как минимум два элемента этой тройки практически слиты). По трем факторам совпадают роли “родитель” и “любимый человек”.
Здесь, как мне кажется, произошло усложнение картины мира, появилось три области: а) мир толкиенистов, вероятно, очень значимых, счастливых и успешных людей; б) реальный мир близких людей (родители, любимая девушка); в) мой собственный мир, который отличается от всего остального.
В соответствии с исследуемыми гипотезами, можно сказать что здесь промежуточная ситуация между вариантами 2 и 3 - выделяются группы элементов, между ними есть связи, но определенная хаотичность остается.
  1. К. Т. 13 лет, пол жен. (см. Приложение 3.6).
Наиболее близкие друг к другу пары элементов - “Я -сказочный” - “любимый человек”(по 2-м из 4-х факторов), “родитель” - “успешный человек”(по 2-м факторам), “Я” - “друг” (по 2-м факторам) и “тусовщик” - “успешный человек” (по 2-м факторам).
Мне кажется, что здесь противопоставлены “реальные” (“Я” - “друг”, “Я” - “родитель”) и “сказочные” (“Я - сказочный” - “любимый человек”) отношения. Пары “Я” - “друг” и “родитель” - “успешный человек” удалены от всех остальных элементов и задают полюса двух факторов. Видимо, это наиболее значимые для К. Т. фигуры.
Также важно отметить, что позиция “успешный человек” является связующей между “сказочным” и “реальным” мирами (“тусовщик” - “успешный человек” - “родитель”).
В соответствии с исследуемыми гипотезами, можно сказать что картина ближе всего к варианту 3. Границы “реального” мира четко очерчены (чего нельзя сказать про “сказочный” мир) и установлены связи между элементами “реального” и “сказочного” миров. Отмечу, что К. Т. - самая младшая из участников исследования, возможно для нее Толкиеновское сообщество менее значимо, чем для других респондентов.
image9.gif - 11990 Bytes
  1. Ю. К. 14 лет, пол жен. (см. Приложение 3.7).
Наиболее близкие друг к другу элементы - “Я - сам”, “Я -сказочный” и “успешный человек” (по 3-м из 4-х факторов). Также по двум из факторов очень близко расположены “герой сказки” и “счастливый человек”.
В данном случае сложно проинтерпретировать результаты, так как в полученном пространстве происходит чередование элементов из разных миров. Как мне кажется, Ю. К. демонстрирует целостное представление о мире, при этом сказочные элементы являются значимыми для нее. В соответствии с исследуемыми гипотезами, представляется, что картина ближе всего к варианту 2. Но нельзя сказать, что элементы расположены хаотично, как это видно в случае Т. С. Налицо внутренняя структура.
image10.gif - 12232 Bytes
  1. Д. Б. 15 лет, пол муж. (см. Приложение 3.8).
Ответы Д. Б. сильно отличаются от данных всех остальных респондентов. Оказалось, что для описания его оценок персонажей достаточно двух факторов. Я попытаюсь понять значение этих факторов, что, возможно, будет полезным для того, чтобы обобщить полученные данные.
На графике (см рис. 2) элементы расположены практически на прямой линии, которая по диагонали пересекает плоскость. При этом в верхнем левом углу сгруппированы элементы “fantasy - мира” (плюс роль “друг”), а в правом нижнем - элементы “реального мира”.
В соответствии с исследуемыми гипотезами, такая ситуация полностью соответствует варианту 1, то есть эти два мира противопоставлены в пространстве индивидуального сознания. При этом мне кажется важным то, что нагруженными оказались только две четверти полученной координатной плоскости; это можно проинтерпретировать как низкий уровень когнитивной сложности.
Рисунок 2. Факторное пространство. (Здесь и далее: графики построены по коэффициентам объектов в полученном факторном пространстве, номера факторов обозначены рядом с осями; o - объект; объекты пронумированы в соответствии с вышеприведенным списком.)

image11.gif - 2654 Bytes

9. Усредненный вариант. (см. Приложение 3.9).

image12.gif - 9002 Bytes

Рисунок 3. Факторное пространство.

image13.gif - 2562 Bytes

Рисунок 4. Факторное пространство.
image14.gif - 2873 Bytes

В полученном пространстве элементы “счастливый человек”, “Я - сказочный” и “любимый человек” расположены очень близко друг к другу. К ним приближена позиция “родитель”. Также можно выделить пары “Я” - “друг” и “Я” - “тусовщик”.
Здесь, как мне кажется, происходит разделение “Я - сам” и “Я - сказочный” по функциям. При этом “Я - сказочный” - скорее внутренне, духовное начало в человеке; оно устанавливает контакты со значимыми другими (любимый человек, родитель) и стремится к счастью, к идеалу.
“Я - сам” здесь выступает как “социальное Я” [4], “Я” познающее и конструирующее образ мира и себя в этом мире. “Я - сам” - средство интеграции “реального” и “сказочного” миров.
В соответствии с исследуемыми гипотезами, можно сказать, что здесь имеет место нечто среднее между вариантами 3 и 4 - нет хаотичного перемешивания элементов “реального” и “сказочного” миров, при этом есть зона совпадения, внутри которой, по-видимому, возможны какие-то связи между элементами.



Реклама:

анекдоты и карикатуры про путина
ЛЕОН - букмекерская контора. СТАВКИ НА СПОРТ,
Hosted by uCoz