Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова
Факультет Психологии
Кафедра Социальной Психологии
Обоснование гипотез.
Исследованиям НМО “толкиенистов”, Толкиеновского сообщества – одной из популярных групп для современных подростков – были посвящены мои курсовые работы на II и III курсах. Моя работа включала наблюдения на “Эгладоре” - месте “тусовки” “толкиенистов”, и анкетирование при помощи теста М. Куна и
Т. Макпартленда “Кто я?” [15, 16]. Подводя итоги, можно сформулировать следующие предположения относительно данной группы и подростков, которые входят в нее:
главной особенностью данного сообщества является приверженность к ролевым играм; в игровой реальности, где нет необратимых последствий, проще конструировать образ себя, есть возможность многократно пробовать, расширять свой поведенческий репертуар; подросток может экспериментировать с ролями, найти ту сферу, где он будет на высоте;
для большинства подростков, раз пришедших в “Эгладор”, эта группа становится той референтной группой сверстников, тем социальным окружением, в котором в дальнейшем протекает социализация подростка;
“застревание” в этом сообществе, когда подросток идентифицируется со своей ролью, не задумывается о своей жизни, не проявляет личностной активности, видимо, связано с тем, что человек не становится членом реального общества, переживает диффузию идентичности; теряет собственную сущность, возможность самореализации в реальной деятельности;
исследование (тест “Кто я?”) идентичности подростка с целью выяснить, насколько личностно значимой является сказочная роль, насколько сильно подростки-“толкиенисты” с ней идентифицируются, не является продуктивным, каждый человек уникален и, исследуя роль группы, необходимо обратить внимание на социальные аспекты личности.
На основании приведенных литературных данных и собственного общения с “толкиенистами”, изучения Толкиеновского сообщества, я попытаюсь сформулировать некоторое собственное видение проблемы. Мне кажется, что основное влияние данной группы на своих участников - подростков - заключается в задании определенного особого способа восприятия и познания мира. Я предполагаю, что в сознании “толкиениста” необыденная реальность, связанная со сказкой, игрой, фантазией, приобретает высокую значимость. При этом важно учесть два положения:
два мира, две реальности существуют в сознании каждого человека; эти реальности разные, функционируют по разным законам и человек должен уметь отделять эти реальности друг от друга;
личность человека - целостна, идентичность - то, что помогает интегрировать опыт, прожитый человеком в разных ситуациях, в разных ролях, позициях [13, 19].
В связи с этим можно сформулировать следующие гипотезы:
образ социального мира подростка-“толкиениста” включает две компоненты: образ “реального мира” и образ сказочного “fantasy-мира”;
эти две компоненты могут находиться в различных соотношениях, среди них можно предположить два принципиально неадаптивных, неврозогенных исхода:
образ “реального мира” и образ “fantasy-мира” практически не связаны друг с другом; это означает нарушение целостности личности, невозможность внутренней интеграции опыта, - 1;
образ “реального мира” и образ “fantasy-мира” слиты, между ними потеряны границы; это означает, что человек теряет способность осознавать реальность, воспринимать окружающий мир как существующий; это может привести к потери уверенности в собственном существовании, возможности совершать поступки, изменяться, достигать чего-либо, - 2;
также возможны следующие варианты соотношения обсуждаемых компонент образа мира:
образ “реального мира” и образ “fantasy-мира” разделены, но между ними существуют взаимосвязи, которые позволяют оставаться целостным человеком и не изолировать друг от друга элементы опыта, полученные в реальном и сказочном мирах - 3;
в восприятии “толкиенистов” образ “реального мира” и образ “fantasy-мира” имеют некоторую зону пересечения - 4.
Рисунок 1. Варианты соотношения образа “реального мира” и образа “fantasy-мира”.
Мне кажется, что адекватным методом для изучения представлений “толкиенистов” о мире является семантический дифференциал (СД) [см. 11]. В настоящем исследовании мне представляется продуктивным исследовать с помощью СД объекты, которые относятся к разным мирам: “реальному” и “сказочному”, чтобы понять вписываются ли они в единое семантическое пространство, и как они в нем располагаются друг относительно друга. Я использовала шкалы, выделенные В. Ф. Петренко в исследовании семантического пространства русской лексики (факторы и соответствующие им шкалы см. Приложение 1).