На главную страницу сайта
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова
Факультет Психологии
Кафедра Социальной Психологии


Обоснование гипотез.

Исследованиям НМО “толкиенистов”, Толкиеновского сообщества – одной из популярных групп для современных подростков – были посвящены мои курсовые работы на II и III курсах. Моя работа включала наблюдения на “Эгладоре” - месте “тусовки” “толкиенистов”, и анкетирование при помощи теста М. Куна и
Т. Макпартленда “Кто я?” [15, 16]. Подводя итоги, можно сформулировать следующие предположения относительно данной группы и подростков, которые входят в нее:
На основании приведенных литературных данных и собственного общения с “толкиенистами”, изучения Толкиеновского сообщества, я попытаюсь сформулировать некоторое собственное видение проблемы. Мне кажется, что основное влияние данной группы на своих участников - подростков - заключается в задании определенного особого способа восприятия и познания мира. Я предполагаю, что в сознании “толкиениста” необыденная реальность, связанная со сказкой, игрой, фантазией, приобретает высокую значимость. При этом важно учесть два положения:
два мира, две реальности существуют в сознании каждого человека; эти реальности разные, функционируют по разным законам и человек должен уметь отделять эти реальности друг от друга;
личность человека - целостна, идентичность - то, что помогает интегрировать опыт, прожитый человеком в разных ситуациях, в разных ролях, позициях [13, 19].
В связи с этим можно сформулировать следующие гипотезы:

Рисунок 1. Варианты соотношения образа “реального мира” и образа “fantasy-мира”.
image1.gif - 3373 Bytes

Мне кажется, что адекватным методом для изучения представлений “толкиенистов” о мире является семантический дифференциал (СД) [см. 11]. В настоящем исследовании мне представляется продуктивным исследовать с помощью СД объекты, которые относятся к разным мирам: “реальному” и “сказочному”, чтобы понять вписываются ли они в единое семантическое пространство, и как они в нем располагаются друг относительно друга. Я использовала шкалы, выделенные В. Ф. Петренко в исследовании семантического пространства русской лексики (факторы и соответствующие им шкалы см. Приложение 1).



Реклама:

Светодиоды, диоды, электролиты и другие радиодетали | не проходите мимо: брелоки, брелки логотип и не только
Hosted by uCoz