На главную страницу сайта
Понятие образа мира и социальное конструирование реальности.
Разработка понятия образа мира как общепсихологической категории в отечественной психологии была впервые предпринята
А. Н. Леонтьевым [см. 7, 8, 11, 14].
Он выделил образ мира как отдельное измерение жизни человека, “5-е квазиизмерение”, являющееся тем смысловым полем, в котором находится каждый человек; той системой значений, которой он оперирует. Выдвигаются следующие основные положения психологии образа мира:
- никакие характеристики человеческого познания не имманентны образу мира. То есть осмысленность, категориальность сознательного образа мира “выражают объективность, раскрытую совокупной общественной практикой”;
- образ мира амодален, то есть включает сверхчувственные компоненты (значения, смыслы), адекватен не стимулу, а действию субъекта в предметном мире;
- образ мира – целостный, неаддитивный феномен, единство эмоционально-потребностной и познавательной сфер;
- образ мира – совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях и т. д., которое опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие; таким образом условием адекватного восприятия отдельного предмета является адекватное восприятие предметного мира в целом и отнесенности предмета к этому миру; в любом восприятии образ мира – предмет стимуляции, основа построения образа отдельного стимула; модус существования образа мира – движение навстречу стимулу, взаимодействие образа мира и стимульных воздействий строится по способу апробации и модификации образа мира как целого под влиянием впечатлений;
- образ мира постоянно генерирует гипотезы на всех уровнях, то есть для конкретного стимула формулируется познавательная гипотеза соответствующей модальности;
- образ мира характеризуется деятельностной и социальной природой, то есть он развивается в процессе деятельности человека, а возникает на стыке внешних и внутренних впечатлений; комплекс оживления – реакция младенца на другого человека – основа построения образа мира (см. С. Д. Смирнов, В. П. Зинченко).
Таким образом, образ мира – универсальная форма организации знаний человека, определяющая возможности познания и управления поведением.
Одним из последователей А. Н. Леонтьева в исследованиях сознания и образа мира является Е. В. Субботский [17]. Рассмотрим его концепцию двух сфер индивидуального сознания. По его мнению внутри сознания существуют две отдельные сферы: “обыденная реальность” (ОР) и “искаженная реальность” (НР). “Обыденная реальность” - это то, что все люди понимают под словом “реальность”. “Искаженная реальность” - это мир сказок, фантазий, игр, искусства. “В этих мирах мы живем по другим законам, и в то же время, какой-то частью своего существа, остаемся в мире обыденной реальности” [17]. ОР и НР различаются по следующим параметрам:
I. нарушение атрибутов, фундаментальных для сознания:
- обратимость последовательности (времени);
- неперманентность объектов;
- исчезновение пространства как перманентной твердости объектов;
- нарушение физической причинности (возможность воздействия словом);
II. разрушение грани между физическим и психическим;
Выделяются следующие функции НР:
- реализация неосуществленных желаний;
- проекция;
- конструирование, организация ОР;
- возможность экстаза.
Отмеченные характеристики и функции, как мне кажется, являются важными для проводимого исследования. Самое главное - выделение этого мира, признание того, что в фантазиях человека происходит “материализация мира возможного”. Е. В. Субботский говорит о двух необычайно важных вещах [материалы лекции в рамках курса “Психология сознания”]:
эти две реальности существуют, жизнь человека происходит в обеих реальностях, следовательно, игра - единственный способ освоения необыденной реальности, - поэтому она занимает такое важное место в жизни ребенка; таким образом предлагается новый взгляд на игру как психотерапевтический инструмент;
человеческое сознание обладает механизмом, благодаря которому различает обыденную и необыденную реальность; крайние состояния нарушения этого механизма известны как, например, бред; но, возможно, есть более мягкие случаи , когда, например, человеку сложно в игре отличить себя от своей роли, классифицировать ситуацию как игровую, или как реальную.
Эти идеи могут стать основой для интерпретации результатов данного исследования, но только будучи дополненными социально-психологическим взглядом на проблему.
В социальной психологии понятие образа мира рассматривается с точки зрения социального познания [1, 2]. Под социальным познанием понимается познание социальных объектов (в широком понимании этого слова - человек, группа, общество, а также все виды среды – природная, культурная, социальная). Специфика социального познания заключается в том, что оно невозможно вне общества и разделено между людьми. Образ социального мира рассматривается как продукт социального познания. Главной темой психологии социального познания является исследование социального конструирования реальности [3, 20, 21]. Многие авторы говорят о том, что социальная реальность конструируется участниками межличностного взаимодействия. Выделяются две версии [20, 21]:
сильная версия: социальная перцепция создает, порождает социальную реальность;
слабая версия: человеческие предрассудки, ошибочные взгляды иногда создают социальную реальность, но также могут точно отражать эту реальность, и, даже будучи ложными, не оказывать никакого влияния на социальную реальность.
Про образ социального мира, социальной реальности так же, как и про образ мира можно сказать, что он есть универсальная форма организации знаний человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Добавим к этому возможность конструирования своего собственного мира для себя, что бы жить в нем самому. Есть и другие различия. Образ мира – индивидуальный феномен, он присущ личности как целостному, активному началу человека. Образ мира придает форму восприятию и познанию человека, является “идеей” в платоновском смысле, его нельзя локализовать, ухватить, увидеть. Образ социального мира обязательно должен быть связан с этой “идеей”; при этом он понимается как продукт познавательной деятельности, как реально существующие, разделенные между разными людьми социальные представления. О своих представлениях человек может рассказать, а для изучения образа мира необходимо использовать какие-то косвенные методы (например, построение семантических пространств).
Положения теории социальных представлений С. Московиси неоднократно проверялись в эмпирических исследованиях [см. 2]. Было показано, что социальная группа и социальные представления взаимосвязаны. Посредством социальных представлений происходит интеграция группы и формирование социальной идентичности [см. 1, 2, 13, 16, 19] членов группы. Группа, в свою очередь, оказывает влияние на социальные представления своих членов:
- фиксирует определенные аспекты восприятия явлений (выпуклость);
- влияет на принятие – отвержение информации, устанавливает уровни доверия, санкции и пр.
- влияет на частоту использования социального представления.
Эти данные могут быть использованы в настоящем исследовании, поскольку возможна ситуация, когда не будет значимых содержательных различий между образом социального мира “толкиенистов” и подростков, не принадлежащих к данной группе.
Реклама: