"Каждому из нас при рождении дают глыбу мрамора и резец скульптора. Мы можем таскать эту глыбу за собой, так к ней и не прикоснувшись, мы можем раздробить её в мелкую крошку, но в наших силах создать из неё великое творение красоты..." Ричард Бах
Айкидо переводится как "путь" ("путь к гармонии духа"). Путь принадлежит к понятиям динамическим - он подразумевает под собой изменения, движение, каждая отдельная точка на нём отличается от предыдущих и последующих.
Моя статья - о сообществе людей, которых называют айкидоками. Я пыталась запечатлеть их в конкретной точке развития, такими, какие они были какое-то время назад (когда я занималась Айкидо вместе с ними). Сейчас они другие: их опыт и суждения с течением времени становятся иными.
По причине того, что сам автор имел непосредственное отношение к данной практике, не исключаются субъективные суждения, которые в разумных пределах привносят эмоциональную насыщенность в описание сообщества.
В основном все опрошенные айкидоки (9 из 11) являются или являлись членами одной группы. Описание этой группы - частный пример, но, по основным параметрам формирования и развития, группы, связанные с подобной практикой, схожи. Мы можем говорить только о степени сформированности, значимости, о проявлении какой-либо особенности в каждом отдельно взятом случае.
История Айкидо
Письменные источники свидетельствуют о том, что в Китае в монастыре Шаолинь ( дословно " Храм в лесу " ) ещё до начала нашей эры практиковались 72 приёма захвата рук. История Японии самым тесным образом связана с историей Кореи и Китая. Уже в VI веке Китайский буддизм утвердился в Корее, откуда впоследствии пришёл в Японию. Возможно, вместе с религией проникли техники захвата рук. В дальнейшем к этим приёмам были добавлены другие, основанные на расследовании строения костей и функционирования тела человека, а так же связанные с владением различным оружием. Но основными стали моральные и психологические методы подготовки. Из набора приёмов данная техника превратилась в "путь" (бусидо), которого придерживались воины не только во время поединков, но и в повседневной жизни. Развиваясь веками, Айкидо имеет в основе синтез китайского даосизма, буддизма и японского дзена с дальневосточными боевыми искусствами.
Основателем современного Айкидо по праву считается Уэсиба Морихей. Сначала (до второй мировой войны). Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему учителем. Тренировки в школе Айкидо были настолько тяжёлыми, что её называли "Дзигоку Додзё", или дьявольской школой. Во время войны в 1942 г. он прекратил тренировать, переехал в другой город и занялся сельским хозяйством. После войны он вернулся в Токио и снова начал учить; тогда же он назвал своё искусство - "Айкидо". Постаревший и всё более склоняющийся к религии, он сменил основное направление школы с изучения боевого искусства на формирование личности. Он считал своё искусство путём к Богу, а не методом демонстрации превосходства над другими смертными, и вошёл в историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира через достижение внутренней гармонии.
До 1950-х гг. об этом виде единоборства знали немногие. В настоящее время только в Японии этим видом искусства занимаются около 400 тысяч человек, а во всём мире число приверженцев превышает полтора миллиона. Существуют несколько направлений Айкидо. Одно из них основано на принципе духовного просветления с помощью энергии "Ки", второе развивает Айкидо как спорт с соответствующими образовательной и соревновательной системами, третье сохраняет эффективность искусства в боевых единоборствах. Вся система в целом направлена на духовное воспитание и оздоровление. Боевые техники применяются только в случаях предотвращения насилия. На тренировках партнёры полностью раскрываются друг перед другом, тем самым давая возможность спокойно отработать приёмы. Айкидока находится в центре символического круга, вычерченного кончиком его копья, и войти в этот круг невозможно. В Айкидо человек, перешагнувший границу круга, попадает под воздействие энергии мастера. При этом мастер не использует силу - ему вполне хватает энергии противника. Основной принцип этого вида боевого искусства верно отражают слова Л.Н.Толстого - "непротивление злу насилием".
История Айкидо в Санкт-Петербурге
Первая в Ленинграде аттестация инструкторов по восточным единоборствам состоялась в марте 1988 г. С этого года открылись новые секции в ряде ленинградских физкультурно-оздоровительных кооперативов. В 1989 г. были открыты первые специализированные клубы Айкидо: в мае "Ленкай", в сентябре советско-датский клуб "Такемусо Айки". В январе 1989 г. была создана Федерация Айкидо Ленинграда и области, руководителем был избран С.Киселёв. Эта была первая Федерация Айкидо в СССР. В этом же году при Ленинградском Государственном Институте Физической культуры им. П.Ф.Лесгафта были организованны единственные на всю страну курсы инструкторов восточных единоборств (куда включалось и Айкидо).
Стали возможны контакты между клубами разных городов СССР и международные встречи. С 1993 года стало обычным для Федерации Айкидо Санкт-Петербурга проведение Фестиваля и до 12 семинаров в год, где принимают участие представители из разных стран. 21 октября 1996 года сенсей Тамура назначил Президента Федерации Айкидо Санкт-Петербурга В.А.Скрылева своим официальным представителем в России. В настоящее время в Санкт-Петербурге действуют 15 профессиональных клубов Айкидо, которые объединяют около 5000 человек.
Айкидоки
Мною было проведено 12 интервью: 11 с айкидоками и 1 с тренером по каратэ. Так же использовалось включённое наблюдение в течение 4 лет (взаимодействие на тренировках, неформальное общение). Среди айкидок: 9 человек являлись представителями одной группы, 2 тренировались каждый в отдельной группе. Среди респондентов, занимающихся Айкидо: 4 занимаются около 4 лет и по сей день (1 из них уходил и вернулся); 2 занимались около 3 лет и 1 человек - полгода (на данный момент не занимаются, но думают о возвращении); 3 посещали тренировки менее чем полгода и ушли; 1 человек пришел в Айкидо 5 месяцев назад.
Перед всеми были поставлены одинаковые вопросы: возраст; уровень образования; что привело в Айкидо; откуда узнали о данных занятиях; чем привлекает (привлекал) данный вид искусства; почему ушли (если такое произошло); влияет ли занятие Айкидо на ежедневную жизнь вне спортивного зала (и если влияет, то каким образом); кем для каждого из людей является "тренер"; существуют ли иерархические отношения в группе; какие отношения существуют между членами группы и другие вопросы.
Возраст, образование
Айкидо занимаются люди от старшего школьного до пожилого возраста. Существуют группы для среднего школьного возраста (например, в США используют тренировки как мощное средство психопрофилактики малолетних преступников и правонарушителей, т.к. они лишают их агрессивности и дают возможность по другому взглянуть на мир и самого себя, воспитывают доброту и любовь к ближнему и природе). Но основной возрастной контингент составляют студенты и взрослые люди до 50 лет, в двух разных группах занимались шестидесятилетние айкидоки, но их число очень мало.
Образовательный уровень высокий: большинство - студенты высших учебных заведений, а также взрослые с высшим образованием. Они объясняют это тем, что очень важен общий интеллектуальный уровень и желание учиться (не только в рамках своей профессии). Один сказал: "в процессе занятий основной упор делается не столько на физическую силу и технику, сколько на разум, мышление" (4). Возможно, этим объясняется тот факт, что люди, не имеющие высшего образования, после нескольких месяцев занятий покидают группу чаще, нежели имеющие его. Айкидоки, не принадлежащие к группе, в которой занимаются или занимались основные мои респонденты, говорят, что половина их группы - также люди с высшим образованием или студенты высших заведений.
Мужской и женский состав групп
Группы как правило гетерогенные. По сравнению с другими видами единоборств женский состав по численности не уступает мужскому. Хотя, чем жестче преподает тренер, тем меньше женский состав групп. Айкидоки и инструктор по карате схожи во мнениях о том, что данный вид единоборства считается мягким, безнасильственным. Айкидоки говорят: " Здесь важным является не силовое воздействие, а болевое, для того чтобы дать возможность нападающему одуматься" (2,6). Женщин в этом виде боевого искусства привлекают плавные, круговые движения, используемые для вывода противника из равновесия, а не нанесения поучительных травм. Хотя в зависимости от тяжести ситуации, в которую попадает айкидока, приём может быть "исполнен" и завершён плачевно для нападающего (стоит только вспомнить мастера по Айкидо - Стивена Сигала из серии фильмов "Ника").
Откуда узнали о тренировках
В основном все мои собеседники узнали о тренировках от своих знакомых или из объявлений. Только 1 из 11 стал заниматься по настоянию родителей. Основными причинами начала занятий были: поддержание физического здоровья, "чтобы не пропадало свободное время", "чтобы смочь защитить себя, когда это необходимо". Мотивы же поступления более существенны: утвердиться в кругу сверстников в качестве умелого и сильного человека (это больше для мужчин), познакомиться с мужчинами и обратить на себя внимание (свойственно девушкам), обрести членство в группе, в которую можно легко войти (компенсация недостающего общения и внимания). Не все выбрали сознательно Айкидо, многие занимались первые месяцы для того, чтобы посмотреть, подходит ли им этот вид боевого искусства. "Я долго искал вид спорта, который мне бы подходил. Я перепробовал помимо общепринятых видов спорта (хоккея, тенниса) ещё и карате, но остановил свой выбор на Айкидо" - говорит один из айкидок (4).
Учитель
В России не встретишь настоящего самурая или прямого приверженца боевого Айкидо. Западные школы отличаются друг от друга не только получаемыми знаниями в рамках отдельного направления, но, также, благодаря учителям (наставникам), которые в силу своих личностных особенностей привносят в искусство новый опыт, изменяют его и передают ученикам.
Атмосфера и отношения в группе в большей степени зависят от "лидера". Чаще всего роль формального и неформального лидера несёт в себе один человек - наставник. Отношения учителя и ученика называют ядром системы, причём определяющей фигурой является мастер-учитель.
Личность учителя, который наделён формальной "властью", становится ещё более значимой для подопечных, если он обладает высоким статусом, тонким умом и некоей недосягаемостью (даже мистичностью, которая берёт начало из личной презентации самого учителя и его мастерства, кажущегося ученику идеалом физического и духовного совершенства). Ведь почти никто из учащихся не видит своего мастера в обыденной жизни, поэтому им свойственно идеализировать его образ, наделяя теми качествами, которые проявляются только на тренировках. Анализ интервью позволил мне предположить, что чем выше по уровню мастерства, интересней, а главное, мистичней является личность учителя, тем больше желание учеников следовать за ним и усваивать его нормы, даже если они не касаются Айкидо. "Я часто думаю, как бы поступил он на моём месте" - говорит о своём наставнике один из айкидок (1). Причём, подобным образом говорят те, которые занимаются или занимались Айкидо более 2 лет. Трое, которые ушли, прозанимавшись значительное время, до сих пор обращаются за помощью к своему учителю (5,6,7). Образ учителя, о котором рассказывали 9 айкидок из одной группы, представляет сходство с мастерами Востока, которые в полном смысле слова являются наставниками: учат защищаться и развиваться духовно. Но, это собственный стиль ведения мастера, его личностные особенности, которые отличают его и соответственно его группу от других учителей и учеников. Айкидока, не принадлежащий к этой группе, говорит: " у тренера есть свои приближенные ученики, и сплоченности группы нет, просто все приходят, занимаются физически и уходят, кто-то знакомится с кем-то по интересам, но это отдельные маленькие группы" (11). Для него учитель - это только тренер.
Не каждый учитель поощряет и поддерживает атмосферу сплоченности и творчества. Мои респонденты (9 айкидок из одной группы) указывали на праздники, которые они празднуют после тренировок все вместе (и учитель тоже). Это могут быть "8 марта", "23 февраля", дни рождения, национальные японские праздники. Сидят на татами с самолепными сладостями или разыгрывают представления (к ним долго готовятся, репетируют у кого-нибудь дома). Это всегда безалкогольные короткие праздники, где, сидя в одном кругу, разговаривают или смотрят представление, которое приготовили (учитель тоже принимает участие). Это повелось по инициативе айкидок и было поддержано учителем. В группе существует обязательная процедура знакомства новичка со всеми, тем самым все айкидоки знают друг друга достаточно хорошо.
Двое учеников, принадлежащих к другим группам, указывали на отсутствие подобных моментов. Один из них сказал: "Это больше тренировка. Одной группой это сложно назвать, разве что мы находимся в одном зале. Образуются отдельные группки по интересам. Но по сути - мы разрозненные" (11). Мастер, по его словам, преследует цель только научить эффективным боевым техникам своих подопечных.
Итак, атмосфера единства, сплочённость группы, близкие отношения вне тренировочного зала тем сильнее, чем больше на это обращает внимание тренер, который изначально наделён формальной "властью", а часто и "неформальной".
На тренировках первостепенное место имеет дисциплина и чёткая работа без лишних разговоров, поэтому данный вид деятельности естественно подразумевает авторитарный стиль ведения группы.
Восточное мировоззрение выступает только в той степени, в какой оно может быть значимым при занятиях восточными видами единоборства. Выражается это в воспитании спокойствия, внимания к себе и другим и т.п., что напоминает воспитание просто положительных качеств в личности. Хотя многие начинают интересоваться буддизмом, культурой Востока (естественно стремясь узнать больше о стране и людях, создавших специфический вид единоборства), но это не мешает заниматься Айкидо христианину или атеисту, т.к. занятия не преследуют религиозных целей.
Чем привлекает айкидо
Поддержание себя в хорошей физической и психологической форме. "Иногда нет сил идти вечером на тренировку, но собираешься и идёшь, а после неё заряжаешься здоровой энергией, приобретаешь уверенность, спокойствие и ощущение того, что любую агрессию, направленную против тебя, можно решить мирным путем" - говорит один из айкидок (3).
Айкидока, занимающийся несколько месяцев, говорит: "Меня привлекает красота, плавность движений и главное - физическое развитие" (11). И все остальные в первые месяцы занятий имеют подобное мнение, но после более продолжительного периода для 6 учеников главным стало моральное и духовное развитие, на которое обращал внимание мастер. 2 членов группы поделились своим мнением: "Тренировки построены таким образом, что затрагивают волю, характер, делают актуальными умение видеть свои слабые стороны и изменяться, умение взаимодействовать с другими, понимать своё состояние и состояние партнёров, которые работают с тобой" (1,3).
Люди, занимающиеся продолжительное время, говорят о так называемом "духовном сообществе" (7,5), которое образуется из всех членов группы. Они определяют его как такое жизненное пространство, где ты чувствуешь себя очень комфортно, где тебя принимают таким, какой ты есть, где ты чувствуешь, что все учатся и что ты, как и все, имеешь право на ошибки, ибо они подразумевают кружение, поиск, движение. Поэтому неудача воспринимается не как крах, а как трудность на пути развития.
Айкидока, занимающийся более 3 лет отмечает: "В нашей группе тебе надо двигаться со всеми, поэтому ты постоянно работаешь, тем самым каждый член группы является друг для друга и учителем, и учеником" (2). Ощущение единства свойственно различным сообществам, даже небольшим компаниям, где все друг друга знают. "В группе "единомышленников" я реализуюсь, иногда мне кажется, что я хожу туда только для получения удовлетворения от общения. Я могу показать себя" (5). Для кого-то группа Айкидо является референтной, для другого сама принадлежность к группе является ценностью (человек чувствует силу, когда с ним кто-то есть, он реализует свою потребность в общении и понимании). Для 2 айкидок, желающих вернуться, значимо общение с близкими по духу людьми (спорить, делиться знаниями и т.п.).
Так же, гетерогенный состав группы влияет на желание продолжать занятия. Девушкам важно внимание со стороны мужчин, а последним со стороны первых. В течении занятий могут формироваться пары, по симпатиям, и даже заключатся браки. Из трёх пар, которые я знала, одна ушла с занятий, две других продолжают заниматься.
Не исключается феномен "влюблённости", зависимости от учителя как от человека "опекающего" тебя, помогающего чего-то достигнуть. Один из респондентов говорит: "Мы привязались к нему, даже старшие ученики как под крылом находятся и не уходят вести свои занятия самостоятельно" (1).
Почему уходят из айкидо, почему некоторые возращаются
Из тех 3, кто не хотят возвращаться, 2 ушли, потому что не увидели для себя действенных, прикладных моментов в тренировках (9,10). Они утверждают, что занимаясь такими плавными и "философскими" техниками, невозможно справиться с реальной опасностью и что Айкидо больше похоже на гимнастику (со своими медитативными погружениями, ритуалами - такими как приветствие противника, благодарение его за помощь, благодарение пространства и времени которые дали возможность учиться и т.п.). Третий признался, что на тренировках надо работать, не пропускать их, помимо занятий в зале, необходимо тренироваться дома, что требует много сил, времени и опять же желания учиться (8).
Что касается айкидок, ушедших и желающих вернуться, то основными причинами, побуждающими их это сделать, во-первых, является то, что нехватка тренировок сказывается на общем самочувствии, агрессивности и на погружении в скучную бытовую жизнь, и, во-вторых, нехватка тёплого общения с интересными умными людьми. Это отчасти относится к понятию "духовное сообщество", которое придает силу каждому члену группы, где помимо времени, отведённого на тренировки, люди общаются, помогают друг другу. "Когда ты уходишь с занятий, то общение с этими людьми продолжается, но не такое тесное, ибо на тренировке ты встречаешься со всеми и узнаёшь их лучше, с каждым занятием открывая новое в себе и других" (6). Обязательные занятия являются одним из важных факторов, наряду с лидерством, который в большей мере влияет на устойчивость группы.
Один из этих людей ушёл потому, что посчитал себя достаточно обучившемся и сильным, для того чтобы не нуждаться в наставнике и поддержке со стороны группы (но отношения с некоторыми членами группы поддерживает). Часто уходу людей, занимающихся достаточно долгое время, служат бытовые причины, такие как отсутствие времени из-за занятости на работе, рождение ребёнка, переезд в другой город или медицинские противопоказания.
Одной из причин ухода является также то, что со временем обучение становиться "приближённым к реальности": отработка приёмов в статике заменяется на динамическую работу, требуется дисциплина и применение наработанных знаний и умений, начинаются тренировки с активным применением оружия (дзё - длинная палка, бокен - деревянный меч, катана - меч из стали, танто - деревянный нож и т.п.). Поэтому, тот кто более склонен к мягкой, статической работе, больше философской, нежели физической, усматривают в активных тренировках жёсткую позицию борца и поэтому уходят. Айкидока, прозанимавшийся два с половиной года говорит: "Я почувствовал, что учусь нанесению травмы, что стало больше захватов и бросков со временем обучения " (6).
Кто-то получает необходимое ему на тот период внимание, круг общения и, реализовав эти потребности, уходит.
Влияет ли айкидо на повседневную жизнь
Мои собеседники отмечали, что принадлежность к группе и сами тренировки приносят им активность, уверенность, оптимизм, что благоприятно сказывается на взаимоотношениях с людьми, на отношение к жизни и к самому себе. Принципы Айкидо применяются и в повседневной жизни. Например, приёмы, рассчитанные на то, чтобы мягко и бережно дать нападающему одуматься, отказаться от своих намерений, в повседневной жизни бессознательно проявляются как попытка решить какие-то конфликтные ситуации мирным путём: "Я стал меньше раздражаться, больше пытаюсь понять человека" (4). Тренировка спокойствия, внимания, гармоничных движений проявляется в повседневной жизни в виде того, что люди, открывая в себе новые возможности, воспринимают мир более полно. "Я стал замечать красоту природы, искусства, или там, где человек, не занимающийся Айкидо, видит только один выход из ситуации, я стараюсь находить другие более благоприятные" (2). Те, кто занимаются продолжительный период времени, отмечают свое нежелание употреблять алкоголь, наркотические препараты и табак. Один айкидока рассказал, что после того как он ушёл, через несколько месяцев заметил, что стресс и новая референтная группа дали толчок к проявлению агрессии и желанию принимать алкоголь (7). Ценность общения с простыми и грамотными людьми, а также ощущение физического благополучия послужили желанию вернуться обратно. У другого айкидоки в подобной ситуации возникло желание самому достигать то, что он упустил: "Что бы я ни делала в жизни, я всё равно опираюсь на тот здоровый жизненный опыт, который приобрела благодаря Айкидо, хотя не занимаюсь два года. Между плохим и хорошим стараюсь выбирать хорошее, я то знаю уже, что это такое, помню какой была и какой стала" (5).
Кто-то отмечает долю правды в изречении: "изменяя себя, ты изменяешь мир", указывая, что когда развиваешься, учишься понимать и помогать другим, то в жизни начинают происходить разительные перемены: встречаешь новых интересных людей, начинаешь видеть то, что раньше не замечал.
Многие не отмечают особых перемен в себе, кроме того, что стали спокойнее и увереннее в себе, а это дало возможность более успешно взаимодействовать и общаться с людьми на работе, учёбе или дома.
Отношения
Большую часть времени айкидоки проводят вне тренировочного зала: на работе, учёбе, дома. Они также любят вечеринки или американские фильмы. Но многие предпочитают чаще общаться друг с другом: вместе ходят в кино, выезжают за город, организуют праздники, встречаются в свободное время. Внутри группы могут образовываться подгруппы по интересам. Нередко образуются и семейные пары.
Важно отметить, что каждый чувствует себя не хуже и не глупее другого. Формально, в зале во время тренировок, ты знаешь, что есть старшие ученики и младшие, но как сказал один айкидока, "мы как друзья, которые принимаем и оказываем помощь друг другу, старший учит уже полученным знаниям и умениям, а учится - пониманию, доброте и проявлению заботы в которой нуждается менее опытный" (4).
Старший ученик, может быть по возрасту намного моложе младшего, но это не воспринимается им как обидное положение дел: "Ведь я пришёл тоже учиться и в моих силах стать мастером" (7). Студенты и школьники видят хороший пример того, что взрослые такие же люди, как и они сами, которые могут дать совет и спросить его, которые учатся вместе с ними у одного наставника: "Я никогда не думала, что со взрослыми, умными людьми можно просто дружить и ездить в гости как к своим ровесникам" (5). Если существуют иерархичные отношения, то они больше строятся на законах уважения друг друга и отношениях "старший - младший", которые проявляются как в почитании возраста, так и в признании успехов. Это распространяется на отношение вне зала. Люди общаются как друзья, оказывают помощь друг другу, будучи компетентными в какой-то области знаний.
В зале реализуется отношение "учитель-ученик", причём, в той группе в которой занимаются или занимались 9 моих собеседников, иерархических отношений между учениками не наблюдается (есть главное лицо, на которого все ориентируются - это учитель, а он в данном примере не делает различий между учениками и предъявляет ко всем одинаковые требования). Когда же равные условия существуют для каждого ученика, есть возможность общаться друг с другом, проявить себя на праздниках, помочь в овладении боевой техникой менее опытному, то это позволяет раскрываться, ближе узнавать друг друга и выносить опыт подобных отношении за пределы зала. Об интересных событиях в городе сообщается всей группе: айкидока, работающий в театре, приносит билеты для группы, кто-то приехал из командировки по Японии - этому уделяется внимание перед тренировкой, ребята вместе ходят в баню и т.п.
В группах, в которых занимались 2 других учеников, отличных от первой группы, чувствовались иерархические отношения: учитель - лидер, старшие ученики, младшие ученики, новички (в основе этих отношений лежали не возраст, статус или личностные особенности, а знания в области единоборств). Возможно потому, что лидер строил отношения именно таким образом, являясь для всех учеников ориентиром. В данных группах люди друг о друге почти ничего не знают и вне спортивного зала могут общаться маленькими группами. Также на тренировках можно наблюдать, что сложились предпочтительные пары для отработки приёмов (знакомые младшие ученики занимаются со старшими), и такие отношения в большинстве случаев распространяются на пространство вне зала.
Заключение
Возрастной контингент групп Айкидо, в среднем составляет от старшего школьного возраста до 50 лет. Группы, как правило, гетерогенны по своему составу, при этом, чем профессиональней клуб (упор на эффективность боевых техник, на участие в соревнованиях), тем число айкидок-женщин снижается. Специфика ведения групп мастером (лидером) в большей степени определяет их состав по уровню образования, возраста, а также определяет уровень и тип отношений между членами групп как на татами, так и за его пределами. Группа может быть единой и сплочённой, а может напоминать "набор айкидок", усваивающих техники борьбы. Чем профессиональней и крупней клуб, тем большее внимание уделяется физическому развитию и "воспитанию" профессиональных учеников. В таких клубах, как правило, единства нет.
Источники и литература
1. Интервью 1 (февраль 1999)
2. Интервью 2 (март 1999)
3. Интервью 3 (февраль 1999)
4. Интервью 4 (март 1999)
5. Интервью 5 (январь 1999)
6. Интервью 6 (март 1999)
7. Интервью 7 (январь 1999)
8. Интервью 8 (март 1999)
9. Интервью 9 (март 1999)
10. Интервью 10 (февраль 1999)
11. Интервью 11 (март 1999)
12. Интервью 12 (март 1999)
13. www.aikido.spb.ru/aikido_spb_history.html
14. Долин, Попов. Кемпо - традиция воинских искусств.
15. Жак Пино. Китайский кулак., Минск, "Харвест", 1997.
16. Литвак М.Е. Психологическое Айкидо. Ростов-на-Дону, 1992.
17. Майерс Д. Социальная психология., СПб: "Питер", 1997.
18. Оранский И.В. "Восточные единоборства", Москва "Советский спорт" 1990
19. Попов Г.В. Боевые единоборства народов мира. М.: "Международные
отношения", 1993.
20. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М.: "ВиМ", 1996.
21. Фомин В., Линдер И. Диалог о боевых искусствах Востока. М.: "Молодая гвардия", 1990.
22. Маленькая энциклопедия Айкидо. Тверь, 1995.
23. Мудрецы поднебесной. Симферополь: "Реноме", 1998.
This article is about the people who go for Aikido. The history of appearing Aikido in Japan & in Saint-Petersburg is given in the article. It describes a specific of the groups of such kind. I research to what are they attracted by, to inter members relations & interactions. Separately I consider the question of leadership in the group. For this were made the following procedures: literature review, twelve interviews & naturalistic observation. These interviews took place in the beginning of 1999 year. The naturalistic observation used to have place from 1992 to 1996.