Тексты
Ссылки
Новости

Молодежные движения
и субкультуры Петербурга

Семинар

Участники




Тенникова Лиана
Молодые поэты Санкт-Петербурга

В поэтической среде Петербурга существуют два ярко выраженных уровня: круг признанных литераторов, считающихся профессионалами, и круг "любителей", стремящихся завоевать признание. Люди первого круга имеют официально зарегистрированные организации, со своим штатом работников, бюджетом и проч. Люди второго круга, как правило, собираются в объединениях, не имеющих официального членства. По этим признакам первый круг можно определить как поэтическую культуру, второй - как субкультуру.
Поэтическую культуру составляют прежде всего поэты из Союза писателей, ПЭН-клуба и Центра современной литературы и книгопечатания. К ним также тяготеет ряд литературных объединений, стремящихся получить одобрение "мэтров", влиться в их круги и стать их приемниками. В отличие от них, субкультуру молодых поэтов образуют люди, стремящиеся быть нетрадиционными, как в самой поэзии, так и в организационных формах ее презентации.
Предметом анализа являются только те молодежные поэтические объединения, которые не считают поддержание культурного образца, созданного в действующих официальных литературных организациях достаточным и удовлетворительным для себя. Несмотря на значительное количество литературных объединений, клубов, салонов, где встречаются поэты, молодежных среди них немного, не больше 8, причем за последние 3 года появилось 4 новых объединения.

    1. В настоящей статье я буду рассматривать 3 творческих объединения: "Поэты подземелья", "Послушайте!" и "Дрэли куда попало". Данные объединения относятся к субкультуре, т.к. они не ставят себе целью войти в Союз писателей или получить от него одобрение, хотя относятся к нему скорее нейтрально, чем враждебно; эти объединения находятся в постоянном взаимодействии, устраивают совместные акции, практически все их участники лично знакомы друг с другом, вследствие чего они образуют относительно замкнутую среду; они отличаются от других литературных организаций Петербурга внутренней сплоченностью, активностью, а также известностью в поэтических кругах города; наконец, эти объединения являются молодежными, чего не скажешь о большинстве других поэтических организаций.
  1. исследования использовался метод неформализованного интервью. Всего проинтервьюировано 10 участников поэтических объединений. Кроме того я беседовала с разными людьми из поэтических кругов, участвовала в заседаниях 9 различных клубов, салонов и лито, где поэзия была либо единственным видом творчества, либо одним из нескольких.

"Поэты Подземелья" ("Подвал") - университетсий клуб молодых поэтов

В августе 1997 года в Санкт-Петербург вернулся Виктор Доронин, отсутствовавший в нашем городе с 1992 года, когда он окончил философский факультет. Родом он с Южного Урала, из Оренбургской области. С 18 лет занимался поэзией, в 1998 году отошел от нее, сейчас пишет прозу. На родине В.Доронин был участником литературного объединения. В Петербурге в октябре 1997 года создал клуб молодых поэтов в подвале исторического факультета СПбГУ. Весь 1997-1998 учебный год каждый четверг в "подвале" проводились поэтические чтения, в которых участвовало до 70 человек. Образование участников в основном - неоконченное высшее. За время деятельности "подвала" было опубликовано два сборника под названием "Поэты подземелья". "Подвал" послужил местом формирования новых творческих объединений. Здесь нашли и лучше узнали друг друга представители прежде всего "Дрэлей куда попало" и "Послушайте!".

Формы деятельности и общения

"И: А как прходили эти собрания ?
В: Ой, это каждый раз... На самом деле очень интересно было. Но каждый раз по-разному. И всегда что то было свое, что можно было запомнить. Ну допустим, один раз к нам пришел... не помню, ну француз - поэт.... Ну вот я несколько примеров приведу. Вот у нас иногда, допустим, брали ящик или два пива. То есть вот мы там пили. Ну, пиво стоило, там, 5 рублей. Вот. И у нас стояли как бы в круг, в полукруг... Там такие сводчатые потолки из красного кирпича... Вот. Несколько первых вечеров были свечи. Вот. Потом жизнь стала как-то немного бурлить, и свечи были как-то... не к месту. Потому что и стихи, может быть, были другие. Но даже не стихи, а сама... вот люди уже перезнакомились и свечи как бы уже... не в тему были. Вот. И иногда, иногда, ну может, пару раз, ну и выпивали мы там. Но это было как-то совершенно... вот один раз, помню, пришло нас человек... Сначала я был, Кэнди, потом еще 2-3 человека пришло, вот. И мы сидели и просто разговаривали. Просто разговаривали и читали стихи - совсем по другому было. Часто, когда в 10 мы выходим, в 11, просто из подвала на улицу. Просто на улице, может быть, на час еще были такие задержки, просто читали друг другу...
И: То есть это как бы такое дружеское было общение?
В: Абсолютно. Но и я не считаю это своей заслугой. Может быть, и ребята были такие. То есть у нас там и такие же и замечания были... Но, у нас был там, конечно, и Александр Давыдов. В принципе, мы с ним как бы делали, вот. Но он по-своему. Он человек такой... э.. автоматизированный в некотором плане. То есть он говорил: 2-3 выступления. Но это хорошо - это приносило какую-то игру, какой-то скачек, какую-то торопливость... Вот. И конкурсы он часто устраивал. Там то кассеты дарились, то еще что-то - не в этом дело. Конкурс на выбывание, допустиБ: 10 человек, 5 пар, вот, значит, 5 победителей, еще две пары - 2 и 3 человека, допустим и - финал. Победительчитает еще... Вот. Это путем голосования.
И: А такие конкурсы, они заранее готовились?
В: Нет, нет. Александр говорил, что скидываемся по рублю, и кто выиграет - забирает деньги. Ну это так, в качестве приза. Ну все это было как-то очень... живо, неискусственно совершенно. Были зрители.
И: То есть были люди, которые сами не читали, но к вам постоянно ходили?
В: Ну постоянно нельзя сказать, но некоторые, да, по несколько раз ходили, но в основном те, кто пишет. Но были и просто которые послушать приходили. Ну я думаю, они немного пугались того, что там происходит. Потому что... в обывательском смысле вот студенты или студентки, в обывательском смысле, они приходят и они видят... ну тогда уже Дрэли и другие, вот Антипенко, я помню, первое выступление... То есть они... как сказать, то есть они немного подавляли. Даже не подавляли, - они заставляли смотреть на жизнь немного другими путями, другими глазами. Вот я думаю, они пугались того, что не было просто тихой лирики или тихого общения. А... был определенный уют, но на грани... на грани какого-то... какой-то разрухи. Вот. И я думаю, поэтому многие этого не выдерживали... И вот в основном, действительно, остались те, которым... для которых сами стихи, возможность быть в них... и дальше, то вот они и остались. ... Но у меня такое ощущение, что нет... нет личностей. ... То есть вот нет какой-то внутренней... если есть даже какая-то трагедия, она не переживается. Потому что она изначально должна... у нее почва должна быть какой-то чистоты, вот, и какой-то, естественно, внутренней борьбы, внутренней трагедии, может быть. А этого нет. Все происходит касаясь... какой-то части тела, ума, сердца, души. Вот. И это характерно вообще всему, что происходит". (3)

Отсутствие коллектива в клубе делало невозможным совместные выступления вне его стен. Испытывая потребность общения с более широкой аудиторией, наиболее активные представители "подземелья" постепенно образовали свои собственные меньшие по численности творческие объединения. Их появление прямо или косвенно послужило одной из причин исчезновения подвального клуба. Хотя главную роль в этом процессе сыграл сам В.Доронин. После того, как определились и вышли из-под контроля "действующие лица" подвальной компании, он потерял к клубу прежний интерес.
В начале 1998-1999 учебного года собрания "Поэтов подземелья" долго не начинались, потом было несколько встреч, организованных для сбора материалов для альманаха "Я". В них принимало участие не больше 10-15 человек. Главным вдохновителем, создателем и редактором альманаха стал В.Доронин. Его организаторский интерес полностью переключился с проведения поэтических встреч в подвале на создание своего журнала. Он задумывался как регулярное издание, которое отражало бы реально существующую литературную жизнь нашего города.
"В: Как бы, что я хочу! Я пробую все это как бы объяснить и понять... Мне бы было интересно, что по настоящему хотят сазать те и другие... Вот допустим, Протопопов, он уже в возрасте, у него свои взгляды на вещи. А, чем он живет, как он живет, откуда эти стихи... чем ребята живут, куда это может вылиться. У меня больше такой, как бы физиологический интерес. ... И почему вот этот журнал, почему я хочу его сделать, потому что вот эти лица, они по сути дела очень многообразны. И дело не в их фотографичности, не в их съеме... А все же, я хотел бы узнать - кто есть кто".(3)
28 ноября 1998 альманах "Я" вышел в свет.. Большинство из авторов сборника посещали подвал, но никаких упоминаний о собрании "Поэтов подземелья" в альманахе нет. Здесь опубликованы далеко не все посетители подвала, а только те из них, кто вховит в новые образования, возникшие в том числе и на базе подвала. Это "Послушайте!" и "Дрэли куда попало". В эти два объединения вошли наиболее активные поэты, посещавшие "подвал". Остальные в основном перестали принимать участие в поэтических собраниях города, некоторые продолжают ходить по различным лито и квартирным салонам. После выпуска альманаха деятельность подвала фактически прекратилась.
"И: И как бы вот те люди, которые ходили в прошлом году к вам, кроме Дрэлей, они... Нету никаких объединений? То есть они вот так рассыпались, каждый по своим углам - и все?
В: Да. Вот почему я и журнал решил сделать, чтобы объективно была какая-то связь. Потому что существуют очень разные... Допустим, Головин, Чичельницкий, ну они тоже везде ходят. Они барковцы, вот типа... в "Красном Октябре". (В ДК "Красный Октябрь" каждое воскресение проходят поэтические чтения. Здесь собираются поэты всех возрастов примерно от 10 до 30 человек. Постоянного состава нет, но есть поэты, которые более-менее регулярно посещают этот клуб. Среди них участники объединений "Послушайте!" и "Дрэли куда попало".)
И: А сколько им примерно лет?
В: Ну, Чичельницкому, как и мне, - 29. Ну столько же примерно и Головину. Вот. То есть у них свое: своя тематика, направленность. А... допустим, ну кто там... ну вот "Послушайте!" - у них свое. Это вот буквально только недавно образовалось - после лета. Да, после лета... то есть такая разветвленная система, где каждый смог себя как-то назвать. Вот. "Дрэли куда попало" прозвучали только весной".(3)
Отношения между авторами, публиковавшимися в сборнике, и Дорониным на данный момент стали натянутыми из-за финансоых проблем, вызванных отсутствием спроса на сборник. По этим же причинам провалились планы Доронина сдалать альманах регулярным изданием.

5. "Послушайте!"

История возникновения

        В 1996 году у Владимира Антипенко возникла идея сделать поэзию популярным видом искусства.
"А: Два года назад Владимир Антипенко... поэт владимир Антипенко - я - пошел в общество со своими стихами, для того чтобы мои стихи... люди слышали и уважали меня за это как поэта. Но я понял, что ни члены Союза писателей, ни дома культуры, ни еще какие-то литературные салоны этого сделать не могут. Потому что они занимаются своим нормальным делом. Они занимаются тем, что люди общаются, которые интересуются поэзией, встречаются... Вот. И это хорошо. То есть это клуб общения поэтов - все хорошо. Но! Я хочу, чтобы мои стихи слышали люди, вообще - люди. Вот. И за это как бы... естественно, чтобы меня вот как бы, допустим... Вот я дома сижу, чтобы мне отец... не орал на меня и не говорил, что ты х...ёй занимаешься, откровенно говоря. Вот. Что вот в обществе поэзия... как бы в обществе вот планка вот эта вот - это престижно и хорошо. Вот. И вот ради этого, значит, мы с Андреем встретились, потому что Андрей тоже может..."
Для воплощения своей идеи в жизнь В.Антипенко решил организовать движение поэтов, которые бы "ходили в народ" и читали свои стихи (то есть выступали бы на улицах, в кафе и в любых других людных местах). В 1997 году он собрал группу единомышленников.
"М: Значит, штука такая, что, по большому счету, все люди, которые представляют наше движение так или иначе сидели в своих углах и просто писали себе.
И: Но вы друг друга знали?
М: Нет, конечно, нет. Ну я, например, ну просто элементарно... вот у моего папы знакомый - друг, они вместе на рыбалку ходили. Он ведет какой-то поэтический кружок. Он мне говорит: "Чего ты пишешь все в стол? Пошел бы,прочитал," - туда сюда. Ну, я пришел там почитал раз, потом оказалось, что это поэтический кружок и не больше. То есть это, как говорится, междусобойчик.
А: Люди тусуются там...
М: Да. Туда же случайно зашел Вовка. Вот так познакомились мы. Туда же случайно зашла Маша.
А: Это было в клубе "Контакт"".(2)
Зимой 1998 года Антипенко и его единомышленники организовали публичные чтения стихов у памятника Маяковскому.
"А: Команда начала формироваться у памятника Маяковскому. 5 месяцев каждую субботу люди приходили, многие об этом знают..."(2)
Летом деятельность движения приостановилась.
"А: Город нас не поддержал. Сейчас не то время. Людей поэзия не интересует... И нас не поддержали поэты вот старого поколения, которые были. Они, никто из них почти не приходил... не приходил. Вот. А даже если приходили, они не читали свои стихи. Они просто стояли, понимаете: "Вот пусть молодые читают". ... 10 октября мы выступили в Планетарии. В Планетарии как бы уже выступили "сливки" вот этих двух годов... И с этого момента началось движение "Послушайте!" как принципа...
М: Да, да, да, как названия, вот это верно. То есть до этого было формирование... То есть, да, 10 октября можно считать точкой отсчета.
А: Идея началась два года назад, идея. А как реальная физика она началась 10 октября".(2)

Общие сведения

        Число участников выступлений организованных движением "Послушайте!" колеблется от 8 до 15 человек. Актив составляют 6 человек. Средний возраст участников - 20-30 лет. Образование разное: в активе у трех человек незаконченное высшее, у двух среднее специальное и у одного высшее. В объединении участвуют и мужчины, и женщины.

Формы творческой деятельности и общения

  1. И как часто вы собираетесь хотя бы вот активом или все вместе?
  2. Да по телефону мы с Вовкой каждый день разговариваем.
  3. Значит, как часто - это будет зависеть от того как часто мы будем делать выступления в планетарии и по школам. Сейчас намечается акция - 20 школ. Это мы будем делать совместно с Санкт-Петербургским нашим государстенным университетом, отделение конфликтологии.
  4. Мы сошлись на общих интересах. В принципе мы планируем выступать по школам и они. Мы решили, нам выгодно выступат вместе.
А: Так вот... Наши встречи зависят не от того, что вот мы приходим, там, сюда и тусуемся... А зависит от конкретного дела. То есть если у нас 28 ноября будет выступление, там нужно 8 репетиций. Так. Те люди, которые будут участвовать в репетиции, они и доолжны приехать. ...Вот как движение "Послушайте!" у нас есть как бы деятельность определенная.
  1. И наши встречи подчиняются этой деятельности.
  2. Да. А как поэты мы можем вести любую творческую деятельность и где угодно быть еще".(2)
  3. меня всегда крайне важна атмосфера в любой "команде". "Послушайте!" привлекло меня открытостью движения во всех смыслах этого слова. Одно то, что после программной части выступления на сцену со своими стихами может выйти любой желающий, значительно расширяет рамки, творческий потенциал движения. Каждый человек, интересный не только самому себе и бумаге, может принят участие в тех или иных проектах. Каждый может считать себя "послушником", даже если "приобщился к общему делу" лишь единожды. Поэт может попутно сотрудничать с кем угодно и принимать участие в том, что ему нравится, не спрашивая разрешения у "соратников по партии". И главное - нет этого поганого синдрома (типичного для поэтических объединений) "перетягивания каната", постоянных распрей и дележек: "Кто где больше слов сказал, стихов прочитал? Кто тут самый главный и самый талантливый? Все занимаются общим делом".(М.Громакова 4 С.14)

Продукты творческой деятельности

весна 1997 - музыкально-поэтический экспромт "Фиолетто!" в ДК "Выборгский"
осень 1997 - выступление "Бездна" в Нахимовском училище
с февраля по май 1998 - каждую субботу с 15 до 16 ч публичные чтения своих стихов у памятника Маяковскому (угол улиц Некрасова и Маяковского)
июнь 1998 - участие в недельном городском фестивале творческих сил "Радуга" в кафе "Net"
осень 1998 - выступления в школах
Выступления в планетарии:
10 октября
28 ноября - "Антиутоия: "Дурдом - 2998""
5 декабря - "Последний день Помпеи"
23 января 1999- "В начале было слово"
13 февраля - "Антиутопия: "Дурдом -2998"" (повторение)
13 марта - "Стихи - Я" (конец серии выступлений в планетарии)
4 декабря - информация о "Антиутопии" в питерском "Сегоднячко"
с декабря по март - 15 выступлений в школах
с 27 марта каждую суботу в 15ч. у памятника Пушкину открыта вахта памяти, здесь каждый может прочитать свои и чужие стихи

Большинство участников движения имеет свои публикации в различных сборниках и журналах. Собственного печатного органа у движения нет. Статьи о "Послушайте!" были напечатаны в газетах: "Московский комсомолец" (новогодний выпуск), "Смена" (в феврале), "На дне" (в марте), "Московская трибуна", "Версты".
"А: Есть идея печатать свои стихи, альманах.
М: Но опять же это будет иметь сысл только тогда, когда мы завоюем симпатию и интерес публики выступлениями. А просто так сделать... этот самый - его никто читать не будет.
А: Будет. Это вот его мнение. Мое мнение - будет! У нас никто не даст на это деньги!!!"(2)

Лидерство, авторитет

        Главнымным лидером движения является Владимир Антипенко. Он создает идеи, проекты и планы на будущее, а также занимается "раскручиванием" своего детища. То есть он ищет возможности выступлений в различных залах, и организациях, ищет спонсоров, распространяет информацию о движении в средствах масс медиа. Лидером также является и Андрей Миронов. Кроме организационной и поэтической деятельности он осуществляет музыкальное оформление выступлений "Послушайте!", аккомпонируя на фортепьяно.
"А: Самый главный организатор и социолог - это Владимир Антипенко, это я. Вторым идет Андрей Миронов как поддерживающая рука. Третьим идет Мария Агапова. Четвертым идет Мария Громакова, которая нас сейчас поддерживает. Пятым идет Игорь Тихонов. Шестым идет Илья Жигунов".(2)

Творческое самоопределение

"М: В общем, суть в том, что мы как-то, так или иначе, мы объединились по каким-то принципам, причем не по принципу стиля, там, например. То есть не то что у нас совершенно разные стили, и я не могу сказать, что мне определенно нравятся все стихи как бы моих соратников. Вот. То есть это не андеграунд какой-то поэтический. В том смысле, что это ну... левата такая.
А: Вот Дрэли - это...
М: Да, вот они, вот это левые.
А: Но они образовались уже, когда я образовал памятник Маяковскому, придумал... Но идея у них та же самая.
М: Подожди секундочку, они - идея не та же самая. Они объединились стилистически, то есть эстетика у них общая. Вот. Движение "Послушайте!" это более широкое объединение, потому что оно в рамках эстетики не стоит. Здесь важно что? Чтобы человек то, что он читает... видите, хороших стихов много. Вот. Все хотят их донести до народа. То есть все поэты этого хотят, то есть мы это не исключение. Это не наша такая вот фишка. Все хотят! Ну, много таких. Мы, просто, знаем методы".(2)
Привожу описание этих методов Владимиром Антипенко: "Мы ... предлагаем вам новый вариант общения друг с другом - публичный вид зрительского искусствва - Поэзия со Сцены, где сцена и все происходящее на ней и вокруг нее (движение, музыка, свет) помогают автору, его поэзии дойти до зрителя, ппомогают зрителю точнее оценить и ближе принять художественный мир автора. Именно он - творческий мир выступающего, энергетическая линия его личности, ставятся во главу угла. Здесь важно, чтобы театрализация поэзии не поглотила саму поэзию. Ведь если делать "шоу" приоритетным, то и поэзия не нужна - примеров достаточно - покажи задницу, и зритель твой. Человек, пришедший в театр, кино, ночной клуб, волей-неволей имеет подсознательную установку: "Развлеки меня!". Мы же расчитываем на установку людей, пришедших на Поэзию: "Пронзи меня!", "Расплавь мою душу!". У нас есть реальный шанс! ... механизм ("рынок") поэзии не выработан (в отличие от других видов искусства). Человек, пишущий стихи, должен знать, что у него есть шанс быть услышанным (разве сейчас так?). Создадим этот механизм! Главное - запустить процесс, а он уже идет."(4 С. 9-10)
"И: Вы считаете, что печатное слово хуже воспринимается?
М: Нет, не хуже, не хуже. Но не привлечешь... Вот когда уже интерес к поэзии появится, тогда уже и книги. То есть понимаете, вот как... Вот почему покупают кассеты? Не потому что покупают кассеты. А потому что по телевизору сначала прокрутятпевцов, везде, все... А потом уже покупают кассеты.
А: Почему покупают стихи Высоцкого? Потому что он пел свои песни".(2)
        
Связи с другими творческими и информационными кругами

В отдельных концертах "Послушайте!" принимал участие профессиональный танцевальный дуэт -театр "Лесной дом", в некоторых к оформлению привлекались художники. Чтобы воплотить свою идею в жизнь В. Антипенко тратит много сил на размещение рекламы и информации о своем движении в средствах "масс-медиа". Одно время он ходил по редакциям различных газет с материалами о движении в попытках привлечь к себе внимание. В результате на свет появилась статья о "Послушайте!" в "Комсомольской правде". В марте 1999 года уже существует устная договоренность с радио "Ностальжи" и с региональным телевиденьем о создании постоянных поэтических программ, которые будут вести "послушники".(2)

6. "Дрэли куда попало" (ДКП)

Общие свдения

С момента образования и до весны 1999г объединение состояло из 8 человек (7 поэтов и 1 музыкант). Весной 2 поэта вышли из состава участников. Мсе - мужчины.
"Д: Возраст у нас самый разнообразный. Самому младшему 17 лет, самому старшему - 28.
Б: Я могу сказать, что, да, - два человека имеют высшее образование, один его получает, один человек работает грузчиком, другой человек получает среднее образование.
И: А образование какое? Гуманитарное или...
Б: Если высшее, то гуманитарное, а вот Вадим, он среднее получает, оно техническое.
Ш: В общем, высшее образвание особой погоды не сделало, не отразилось ни на ком из нас. И никаких преград не существует у нас. И их не было с самого начала".(1)

История возникновения

"Д: Есть такой человечек - Владимир Антипенко, но он, собственно не существенен здесь. Он предложил (мне) выступать у памятника Маяковскому... И там мы, собственно говоря познакомились сначала с Вадимом... то есть познакомился с ИИИИ (произносится как "четыре и") А потом ИИИИ привел своего брата - Марину Борисова.
Б: В общем, разными путями мы познакомились потом. Памятник Маяковскому стал отправной точкой и как бы... Гера, например один раз там только был, когда мы читали... Памятник Маяковскому не был местом сборов таким постоянным.
Ш: Он только познакомил нас.
Д: Потом наши узы сплотил более подвал Ист. фак-а.
И: Это когда было?
Д: Памятник был зимой, а подвал весной уже 98г. В общем наше соединение существует с 17 мая.
Б: То есть познакомились мы... если начинать отсчет с конца февраля - начала марта.
Д: В общем-то, мы можем сказать, отметить здесь еще такой пункт, что... мы как бы стали очень бурно довольно развиваться при некой поддержке Виктора Кривулина. Это известный питербургский поэт, писатель, журналист.
Ш: Он был одной из причин, которая тоже нас как бы объединила. Потому что в последствии люди, вошедшие в "Дрэли", они, в общем-то, все с самого начала к нему и начали ходить.
Б: То есть когда мы появились у Кривулина, мы еще не были...
Ш: Он нас пригласил к себе, и вот, наверное, это было первое наше отделение такое... как бы отделение от остальных. То есть до этого мы точно также со всеми общались и не хотели... соединяться. Там, не было таких мыслей, по крайней мере. А он, наверное, был таким... одним из первых таких факторов...
И: Так он куда, к себе, пригласил? В альманах?
Все: Домой.
Д: Он альманахи не печатает. Это вы путаете как бы с Союзом писателей. Виктор Кривулин - это вице-президент Российского отделения ПЭН клуба. ПЭН клуб - это международная организация, которая защищает права писателей.
Б: То есть, выражаясь фигурально, тусовка переросла в соединение. То есть мы не просто стали... мы осмыслили, что мы можем свое общение в некую систему ввести, стать, в общем, коллективом.
Ш: Это было а начале апреля... в конце марта. ...
Др: На самом деле, как бы ядро группы с самого начала заключало где-то четыре человека. Это братья - ну, ИИИИ и Марина Борисов, Гера и я.
Ш: Ну, я позднее появился.
Др: Потом, начал более активно учавствовать Кэнди и Сергей Югов, которого мы нашли. ...
И: То есть до того, как вы объединились в свою литературную группу, мало кто из вас друг друга знал, да ?
Б: Вот я, Гера и ИИИИ - мы были знакомы до этого... ну, года два как бы, вот. А Дрогов с Кэнди и с Григорьевым был тоже знаком какое-то время до этого. То есть такие были какие-то разрозненные, но какие-то все-таки были... Не то, что совершенно все были не знакомы. Вот. С Сергеем познакомились уже в подвале. Он как раз человек, пришедший (усмехается) со стороны. Вот".(1)

Формы творческой деятельности

Дрэли участвуют в различных творческих конкурсах и фестивалях, в акциях движения "Послушайте!", организуют свои выступления, время от времени делают самиздатовские сборники стихов.
"Б: У нас никогда нет программы.
Д: Это была спонтанная акция, первая. Практически мы ничего не готовили.
И: Ну, спонтанная - неспонтанная, но в программе вы числились ?
Д: Числились. Но мы не готовились.
И: То есть это тоже ваш принцип - не готовиться, да?
Д: Ну, да. ...
И: А кто занимается организацией выступлений?
Ш: А по разному. Из нас никто этим не заниается. Если есть есть возможность выступать в них, то мы в общем-то это делаем.
Д: Нас приглашают.
Ш: Да. Если нас устраивает это - мы туда приходим.
И: А приглашают в основ ном через Кривулина, да? Я так понимаю?
Ш: Нет, есть разные варианты.
Б: То есть, скажем так, через Кривулина мы выходим на более широкие круги, а через Антипенко, скажем так...
Ш: В массы".(1)
На данный момент (апрель99) организацией выступлений занимаются два человека: Вадим Дрогов и Сергей Югов. Дрэли занимаются как индивидуальным, так и коллективным творчеством.
"Д: Большинство текстов, они, конечно, пишутся индивидуально каждым автором. Но есть, допустим, некоторые вещи, которые мы пишим совместно... где-то по два человека, вот так вот.
Ш: То есть иногда и читаются некоторые вещи совместно... Ну мы и свободное время тоже любим проводить вместе и...
Б: И тоже касается проектов. То есть есть проекты совместного написания произведения, типа... типа пьесы, да, такой. Чтобы его можно было исполнять как бы на каких-то акциях. Вот. Но это надо осмыслить все. Или музыкальный проект. Там какие-то... с использованием музыкальных средств выразительности.
Д: Мы, например, сейчас почти отсняли фильм... наш. Мы где-то с июля начали снимать фильм, который состоял из таких кусков... то есть поэзия в видео и звуковых рядах.
И: Это на видеокамеру?
Ш: На видеокамеру, да.
Б: Скажем так, набор поэтических клипов, типа того.
Ш: Да, такой 15 минутный ролик, такой плевок в душу поэзии.
Б: Да. Пока, к сожалению, он незаконченный и до окончательного варианта как бы достаточно далеко, но, в принципе, какая-то работа велась в этом плане.
Д: Это была как бы основная наша летняя задача и вот и сентября и в принципе октября...
Ш: Хотя хотелось все сделать за несколько дней, вообще... (все ухмыляются)
Б: Но, как показала практика, совесть... этот фактор здесь оказался сильнее.
Д: Были накладки с человеком, у которого была, собственно, камера.
Б: Да накладки были и со всеми нами. У нас у всех свои дела, и в общем всем чтобы собраться... В итоге не все попали даже туда. Андрей Григорьев так и не смог... показаться".(1)
        Участников объединения "Дрэли куда попало" связывают не только творческие контакты, но и дружба, приятельство. Они часто проводят вместе свободное время. Вместе отмечают праздники и дни рождений.
"И: Вот вы сказали - свободное время любите проводит вместе. Насколько часто это случается? И как вот вы... вы близко живете?
Ш: Нет, не близко, к сожалению... Ну это зависит только от времени... от возможностей.
Д: Нет, встречаемся мы очень часто, а проводим время как бы отдыха просто вне каких-то... официальных встреч... (все заухмылялись)
Б: Официальных встреч?! - А-а...
Ш: Никто не подсчитывал, но это трудно. Но иногда кто-то не может прийти, допустим. Все пришли, а одного нет.
Б: В полном составе мы почти никогда не собираемся. Это очень редко бывает. А вот в ограниченном... я думаю, в среднем - два раза в неделю это бывает практически всегда".(1)

Продукты творческой дятельности

август 1998 - выступление на II-Международном фестевале перфоманса в Манеже по рекомендации В.Кривулина.
лето-осень 1998 - выступление в кафе "Net" на фестивале поэзии, организованном В.Антипенко
21 сентября 1998 - участие в международном поэтическом фестивале "Гений места", проходившего в Пушкинском Доме (Мойка 12), по приглашению В.Кривулина.
10 октября 1998 - выступление некоторых участников ДКП в Планетарии (совместно с "Послушайте!")
28 ноября, 5 декабря 1998 - выступления ДКП как движения в Планетарии (в программе организованной "Послушайте!")
24 января - утро - выступление в Центральном выставочном зале в Манеже в рамках поэтических чтений, организованных при выставке;
вечер - выступление в клубе "Король плющ"
3 апреля - вечер - выступление в клубе "Баклажан", ночь - выступление в клубе ВМЦ
Существуют три самиздатовских сборника объединения и обширный раздел в №1 лит. альманаха "Я". К марту 1999г. Дрэли записали свою аудио кассету.

Творческое самоопределение

"ДКП - компьютерный поп-арт, жесткий романтизм, героическое сердце поэзии".(6 С.3) "В каком-то смысле художественные произвдения ДКП представляют собой объекты так называемого "Чистого" или "Свободного" искусства; в то же время ДКП не ставят себе целью пропаганду Свободного Искусства; и, если возникнет именно такое представление о творчестве ДКП, оно - это "представление" - будет немедленно разрушено и заменено на совершенно противоположный по смыслу симвоол, который в свою очередь так же будет вытеснен новым, абсолютно неожиданным представлением, перформансом или акцией во всех доступных и недоступных форматах и постранствах. Непредсазуемость, неожиданность, максимальный эффект и, может быть, аффект или даже деффект = Дрэли куда попало".(4 С.54)
"Б: Поэзия ведь бессмысленна, по большому счету. Мы поэтому всем этим и занимаемся. Потому что поэзия бессмысленна в виде... написанных слов. Груды, тонны, там, километры исписанных стихами листов, которые практически никогда, никем не будут прочитаны.
И: Ну, а то, что вы делаете, это не бессмысленно ?
Б: А мы... ой, какой хороший вопрос... а мы мало очень делаем. Мы пишем мало, мы мало выносим... Мы не пишем поэм, таких там... не издаем таких сборников. Это не нужно все. Мы в рамках вот узкого такого достаточно... Нам важно очень продаться.
И: А, и кому вы как бы собираетесь...
Б: Кому? Тому, кто заплатит деньги. Мы продажные люди в корне. Нам хочется, чтобы нас купили.
Ш: При этом не заказывая какие-то... не давая нам пожелания, а купили то, что мы делаем наш собственный продукт, да.
И: Ну и что, получается, что вы как бы заранее просчитываете, что может быть...
Д: Нет, мы не просчитываем. Мы делаем то, что нам нравится.
Ш: Просто, наверняка, такие люди найдутся рано или поздно. Как есть люди, которые там...
Д: Которые будут покупать наши книги и сборники за бешенные деньги, только из-за того, что там стоит автограф революционных поэтов.
Ш: Это могут быть даже наши какие-то недоброжелатели. Но им будет приятно увидеть себя, там, изувеченных в наших работах. И такое тоже есть. Такие примеры есть.
И: То есть вы себя считаете революционными ?
Б: Это был неудачный термин на мой взгляд.
Ш: Нет, не совсем так.
Д: Не в этом смысле революционных. То есть вы можете воспринять это как-то узко.
Ш: Революция подразумевает то, что после этого еще найдутся люди, которые начнут что-то воссоздавать. И после этого начнется второй этап жизни или новый. А мы не собираемся этого делать. Если такие найдутся, мы будем против них.
Д: В общем, мы занимаемся тем, что обманываем людей. Вот и все.
Б: Я могу сказать, мы люди по минимуму творческие. То есть настолько - насколько это для поэтов вообще может быть. То есть творчеством мы в этом смысле не занимаемся. В принципе, если бы это было так, мы бы были литераторами, мы бы писали, мы бы, там, издавались. ... В основном, что объединяет - это некая внутренняя паранойя, которая присутствует в каждом. То есть... вот эта неудовлетворенность состоянием вещей, достаточно такое... такой суровый взгляд на вещи. Мне кажется так.
Ш: Ну точно также, как и удовлетворенность. Очень редко, но удовлетворенность, приблизительно та же у всех. То есть похоже... по духу общее что-то есть.
Б: Человек, который сочиняет, скажем так, вещи... Вот например, у нас есть товарищ, Михаил Семенов, он бы не смог попасть в коллектив, потому что он сочиняет вещи достаточно... природны что ли, то ест достаточно такие ровные и скажем так - спокойные. Вот. У нас все-таки какая-то нервозность присутствует".(1)

Цели

"Популяризация поэзии как самого некоммерческого вида искусства среди прогрессивной молодежи; поиск актуальных форм радикального авангарда на базе новых технологий; игнорирование академических окаменелостей, рамок и обывательсого сорзнания. Объявлен бой уродливому здравому смыслу".(6 С.3)
"Б: Мы хотим сделать это просто... чтобы это было зрелищно, чтобы люди воспринимали это на слух и на вид, а не вот так... не с листа. То есть это достаточно доступная поэзия в принципе, изначально. Основной критерий поэзии, опять же, - это доступность... Доступность смысловая.
Ю: Мне кажется, тут еще нужно отметить вопрос различия написанной поэзии и произнесенного слова. То есть это... Это очень важный момент. То есть произнесенное слово, оно имеет совершенно другие характеристики, вот, чем написанное. Мы различаем эти две категории. Мы работаем в основном над звуковым... над звуковой подачей стиха своего.
Д: И ритмической и звуковой.
И: То есть вы считаете, что ваша поэзия, она в первую очередь должна звучать? Она должна быть кем-то услышана.
Ш: Нет, она в том числе должна звучать. Она должна быть услышана не в первую или не в последнюю... Точно также, как, вот мы выпустили сборник, и он... его можно и читать, но... в общем можно сказать, что это тоже как бы такое... показ себя. Потому что... (усмехается) там есть на что посмотреть... помимо текста. ...
Д: Есть как бы цели (творческие), но у всех цели как бы примерно свои. Единственное, что... как бы в совокупности это все приобретает... один образ. ... Я думаю, самая нормальная мечта любого движения - это в конечном счете стать известными и культовыми".(1)

Планы на будущее

Ш: Наше соединение, оно не обязательно будет существовать до... до упора. Я думаю, что, скорее всего, мы рано или поздно разойдемся, для того чтобы каждый создал себе какую-то... Это будет наша как бы такая... точка отсчета.
Д: То есть когда мы вырастем до больших как бы размеров... в культуре и искусстве, мы, наверное рассоединимся. Но не в том плане, что порвем связи, а будем самостоятельно существовать.

Окружение

Д: У нас есть, например, штатный журналист - Дарья Шухтина. (все смеются) Которая из ГАУДЕАМОСа - это молодежная...
Ш: Есть определенное количество людей близких нам. Они не являются как бы уж такими...
И: Дрэлями они не являются.
Ш: Да. Но они - это близкие нам люди, наши друзья... они думают точно также как мы...
И: И приблизительно сколько этот круг...
Б: Ну, не большой - человек 20".(1)

Связи с другими творческими кругами

До создания ДКП некоторые участники объединения посещали различные другие литературные общества, где у них, естественно, остались знакомства и связи. Но и образовав свой коллектив, Дрэли не выпали из общей литературной жизни города. В 1998 году они своей компанией регулярно навещали 5 мест литературных собраний. В 1999 году по разным причинам это количество сократилось. Меньшая частота общения с другими "собратьями по перу" повлияла и на снижение внутренней сплоченности коллектива. "Б: Когда мы были постоянно на виду у разных людей, это нас как-то объединяло... Мы чувствовали, что мы вместе".(5) Иными словами, чем активнее деятельность, тем больше потенциал. Помимо связей с литературными объединениями, где можно "потусоваться", ДКП имеют деловые контакты с представителями творческих кругов, с которыми они организуют совместные выступления и акции.
"Б: Это два разных круга, которые практически не соприкасаются друг с другом. Кстати, можно об этом сказать. Поэты круга Кривулина, условно, так сказать... и поэты круга Антипенко. То есть совершенно разные люди. Мы являемся, пожалуй, одним из немногих мостиков таких между теми и другими. Мы и там и там можем участвовать.
И: А в двух словах нельзя охарактеризовать вот эти два круга?
Ш: Первый - это такая... поэтическая интеллигенция. Это Кривулин, это люди, которые скажем, помимо известных поэтов, таких, как Сабгир, там...
Д: Рубинштейн
Ш: Да, и многих других. Ну в общем, у них тоже, я так понимаю, была в свое время компания такая людей в общем-то... которые потом стали известны, и вообще, как бы такой поэтической элиты, если так можно сказать. А второй - это такой... это поэзия таких обывателей, то есть людей, которые...
Д: Поэзия кафе...
Ш: Да, да, да. ...людей которые едут в метро, там, читают газету "Калейдоскоп". Вот они случайно попадают на эти мероприятия. Обычные люди, совершенно, которым нет никакого дела до поэзии... Может просто, там, интерес какой-то появляется вдруг - и все.
Б: Можно даже разграничить. Я бы сказал, что круг Антипенко - это круг любительской поэзии в основном, как бы по определению, вот. А люди вокруг Кривулина - это поэты признанные не только в городе, там, в стране, но и... зарубежом (усмехается). Как бы это то, что называется профессионалами".(1)
        Кроме "литературных" связей у ребят есть знакомые и друзья в среде музыкантов. Они приглашают Дрэлей на свои концерты. А ДКП просит их помочь с музыкальным оформлением некоторых своих выступлений. Включенность в творческую жизнь города позволяет Дрэлям проводить мероприятия с участием других творческих сил (например, организация концерта бардов В.Дроговым), так и быть приглашенными для выступлений на "чужие" мероприятия.(5)

7. Индентичность

        Далеко не все пишушие стихи люди считают себя поэтами. По все вероятности, это так, потому что разниться сама мотивация занятия поэзией. Кто-то занимается этим для того чтобы не выпадать из компании, кто-то таким способом изучает свой внутренний мир, кто-то выплескивает на бумагу излишек эмоций, чтобы поделиться с другими, а кто-то просто не может представить себя иначе как поэтом.
"Б: Я... не стал бы заниматься поэзией, если бы обстоятельства не сложились так. Я... для меня поэзия - это... вот поэзия, которой занимаюсь я в частности - это прикладной чисто вариант. Меня прежде всего... мне интересней музыка. Гораздо интересней. И поэзия мне интересна в качестве текстов как бы вот для, скажем, песен. Вот. В той массе, что делаю я очень много песенных стихов. И в общем-то, если бы все это не сложилось вот так, я бы этим не занимался... Я это воспринимаю как игру такую - в поэтов. ...
Ш: Я считаю, что поэзия - это дело молодое, очень страстное... А через 20 лет проще всего, наверное, себя представить где-то... в каком-то районе таких... военных действий... Хотелось что-нибудь очень такое... романтическое из себя представить... представить себя каким-нибудь террористом... такое опасное, связанное с риском для жизни. Но никак я не могу представить себя человеком, который в 43 года пишет стихи - это бред.
Д: В последующем как бы, что касается меня, я думаю, что идея не исчерпается, но она перерастет в нечто другое. То есть например, это могут быть какие-то интересные сочетания... там допустим проза... с видео... еще что-то.
И: Но в любом случае вы будете человеком искусства, да?
Д: Ну я - да, думаю..."(1)
        "...вкусить целительного молока древнерусской радужной речи, сдобрить его пахучей и ветряной мукой виршевиков, заправить солнечным маслом XIX столетия и весь этот душистый замес поднять ядреными дрожжами Серебряного Века. ...Все это для меня не эксперимент, а попытка определить некоторые принципы того чувства (любви), которое движет моим творчеством. Возвратиться вперед - к истинной вере славян - к язычеству, со всей его необузданностью, свободой".(И.Жигунов 4 С.12-13)
        "Поэзия - живая жизнь, кровь, которая течет по моим венам - никакой фальши! Поэзия - обнаженность (порой шокирующая)".(М. Агапова 4 С.11)

8. Генезис субкультуры

Чтобы четче определить мое понимание понятия "субкультура", приведу несколько цитат: "Каждое сообщество отличается не только определенными организационными, но и культурными особенностями, своей специфической субкультурой".(7 С.66) "Субкультуры могут представлять в обществе определенную иерархию. Само это понятие указывает на внутреннюю дифференциацию культуры".(8 С.8) "Субкультура предстает как видовое понятие, производное от родового понятия "культура" и означает культурную общность, выделяемую согласно некоторым особым чертам и признакам из той или иной культуры. Собственно же культура понимается как некоторое целое, содержащее в себе множество субкультур".(9 С.16-17) "Очевидно, что в каждом конкретном случае культура олицетворяет опыт, специфический для вполне определенного субъекта, т.е. можно говорить не только о всемирно-историческом опыте человечества, но также и об опыте данной страны, запечатленном в ее субкультуре, об опыте данного предприятия, концентрированном в субкультуре этого предприятия, об опыте малой группы, также хранимом и передаваемом новым членам до тех пор, пока эта группа существует. Поэтому само социальное основание (субкультур) также может носить сложный иерархический характер".(7 С.66-67)
Исходя из такого определения, поэтическая культура и субкультура образуют одну единую поэтическую культуру города. Ее, в свою очередь, можно назвать субкультурой по отношению к культуре, обьединяющей все виды творчества Последняя же является субкультурой в сопоставлении с культурой общества в целом. С другой стороны, если поэтическую субкультуру Санкт-Петербурга рассматривать как культуру, то в ней субкультурами окажутся те объединения, которые к нему относятся.
С другой стороны, мы привыкли понимать под субкультурой такие процессы и явления, которые существуют на периферии доминантной культуры общества и которые в какой-то степени противопоставляют себя ей. Чем больше это противопоставление или непохожесть на основную культуру, тем больше выражена субкультурность объединения. "Пограничная область культуры - это поле проблемных ситуаций актуальной культуры, составляющих ее потенциальное содержание".(10 С.28) Поэтому неудивительно, что область возникновения субкультур - это область возникновения и формировния мировоззрений. То есть субкультура в своей основе всегда имеет отличный от преобладающего способ виденья мира и взаимодействия с ним. Следовательно молодежной субкультурой обладает любое молодежное объединение, представители которого имеют отличную от своих сверстников жизненную позицию. Жизненная позиция в данном случае - это идея, что делать и как делать.
На материале исследования поэтической жизни Санкт-Петербурга можно построить общую схему рождения и развития субкультур. Она идентична схеме образования коллективов. Можно заметить, что для создания любого объединения необходимы следующие элементы:
1 - идея, котрая способна заинтересовать хотя бы несколько человек;
2 - энергия или организаторская инициатива (чаще одного лидера, но, возможно, и группы людей).
Чем четче определена и проработана идея, тем сплоченней образуется коллектив вокруг нее. Кроме того, чтобы организация существовала, она должна обладать определенным запасом сил и энергии для воплощения своей идеи в жизнь. Причем должна существовать целая группа "активистов" (как в ДКП или "Послушайте!"). Если все "тянут на себе" один - два человека - коллектива не складывается (см. пример "Поэтов подземелья").
Демократичность системы, отсутствие в ней строгой иерархии, с одной стороны, и наличие в ней ярких индивидуальностей, с другой, взаимоопределяют друг друга. Если появляется явный лидер, который диктует свои "правила игры", это приводит к уходу из коллектива всех остальных сильных личностей. По-видимому, такой процесс можно объяснить свободолюбием всякой творческой натуры, ее стремлением уклониться от любых ограничений, рамок, запретов. (На мой субьективный взгляд, в лито, где руководитель обладает статусом главного критика, цензора, и организатора с неприрекаемым авторитетом дело обстоит именно так.) В то же время в группе примерно "равносильных" людей возникает "здоровая" конкуренция, что стимулирует развитие системы. Ядро творческого коллектива обычно составляют 5-7 человек. Трудно объяснить, чем обусловлена это колличество, но оно встречается постоянно (у "Послушайте!", у ДКП, в некоторых других, известных мне, поэтических организаиях).
Художественный стиль объединений вырабатывается спонтанно. Он определяется отношением участников к окружяющему миру и способом взаимодействия с ним. "Лишние люди", на начальном этапе присутствующие в любом деле, постепенно отсеиваются, так как долговременную совместную деятельность могут осуществлять лишь имеющие сходное мировосприятие. Появление "лишних людей" связано с тем, что на этапе формирования объединения они привлекаются идеей, которая еще не до конца сформирована, но затем дух ее воплощения в жизнь оказывается им чужд.
Дух или атмосфера, присущая каждому коллективу, формируется как правило позже идеи. Процесс возникновения атмосферы происходит синхронно с формированием самого коллектива. Речь идет только о тех коллективах, которые объединяются вокруг идеи. Если же рассмотреть ситуацию, где уже сложившийся коллектив находит для себя идею, "лишних людей" здесь не бывает. В таких коллективах дух предшествует идее (например, в каком-нибудь семейном музыкальном ансамбле). Однако среди литературных молодежных организаций подобных примеров я не встречала.

9. Направления развития

Направление развития молодежной поэтической субкультуры Санкт-Петербурга определяется направлениями развития каждой отдельной организации, входящей в ее состав, что напрямую зависит от целей и амбиций этих организаций. Цели перед всеми объединениями стоят одни и те же, хотя формулируются по разному. Они соответствуют функциям Парсонса, обеспечивающим социальному организму выживание:

Адаптация к внешним условиям (для поэтов это значит обретение известности, создание круга своих читателей);
Постановка цели (выработка ходожественного стиля, идеологии, адекватных современности);
Интеграция (создание коллектива единомышленников);
Поддержание образца (следование одному литературному стилю).
Каждое объединение выбирает для себя приоритетом одну цель. От нее зависят особенности его функционирования, его атмосфера, степень взаимодействия с внешней средой. Наиболее активны и устойчивы объединения, ориентированные на первую цель (к таковым относятся "Послушайте!" и "Дрэли куда попало"). Самыми аморфными и нежизнеспособными являются обьединения ориентированные на поддержание уже существующей литературной традиции - 4ая цель (некоторые лито).
Средства достижения поставленных целей в каждой организации свои. Одна часть из них относится к презентации себя зрителю, читателю, другая - к внутренней организации, третья - к отношениям, устанавливаемым с другими творческими и информационными кругами.
Внутренняя организация объединений зависит, в первую очередь, от степени открытости для вновь приходящих. Описанные мной коллективы в этом плане различны. "Послушайте!" ведут активную поисковую деятельность для выявления молодых талантов в различных поэтических тусовках. Они сами предлагают присоединяться к ним. "Приходишь в лито (литературное объединение). Видишь яркого (хотя бы потенциально) автора - цапырь его! "Нацапырил" интересных поэтов - строй из них! Сами личности этих глубинных самородков (а их немало) при сценическо-режиссерской поддержке создадут ткань, привлекут зрителя. Таким образом - высвечивай закопавшиеся в междусобойных дырах таланты".(4 С.10) "Дрэли" провозглашают свою открытость для всех желающих, однако реально их интересует сотрудничество только с вполне сформировавшимися поэтами, кроме того, близкими им по духу. Несмотря на большую открытость "Послушайте!" для новых людей, в целом, установки обоих организаций схожи. Они позволяют коллективу использовать новые таланты, возможности, идеи и в то же время не становиться внутренне раздробленными. Именно так случилось с клубом "поэтов подземелья". Он был всегда открыт действительно для всех: для талантливых и бесталанных, для сформировавшихся и новичков, молодых и заслуженных. Состав участников каждого его зседания был различен. Иименно эта неоднородность стала причиной невозможности создания единого коллектива, а позже привела к распаду и исчезновению объединения.
Степень открытости для сотрудничества с официальными литературными организациями у рассмотренных мной формирований также разная. Например, движение ДКП спокойно относится к собственному присутствию на фестивалях, проводимых профессиональными литературными организациями. Несмотря на это, для них нет цели войти в эти организации или хотя бы быть имм признаными. В то же время, они ничего не имели бы против такого стечения обстоятельств. "Послушайте!" как движение не принимают участия в мероприятиях организованных кем-то другим, так как не видят в этом смысла за отсутствием стилистического единства.(2) Они сами находят интересных поэтов и приглашают их принять участие в своих концертах, а деятельность официальных литературных организаций считают несостоятельной. "Государство (читай налогоплательщики, то есть - все мы) выделяет, пусть и скудные, но средства на поэзию, как составляющую часть культуры. Видимо, существует Союз писателей. Но что же мы получаем взамен? Ответьте сами..."(4 С. 10) В свое время В. Доронин приглашал в клуб "поэтов подземелья" признанных литераторов, но их появление все же было большой редкостью. Из этих трех позиций самой выгодной , по моему мнению, является позиция Дрэлей. Отсутствие открытого противопоставления себя профессиональным литераторам позволяет ДКП:
принимать участие в мероприятиях, организуемых всеми - и официальными и неофициальными творческими обьединениями;
а также пользоваться определенным уважением в профессиональных кругах, в качестве группы молодых небезталанных людей, причастных к общей поэтической культуре города, за которыми, возможно, и есть будущее.
Обобщая, можно сказать, что открытость системы внешним контактам, новым знакомствам, связям, повышает уровень ее энергетической заряженности или активности. Они являются тем социальным капиталом, который позволяет поэтическим коллективам добиваться успеха и вести активную творческую деятельность.
Заключение
        
        Поэтическая жизнь нашего города очень изменчива и динамична. Протекающие в ней процессы разнообразны как по целям так и по средствам их достижения. Сети знакомств объединяют не только участников различных лит-объединений между собой, но также включают поэтов в более широкие информационные и творческие сферы.
Субкультура молодых поэтов Санкт-Петербурга является новым социальным образованием, реально возникшим где-то во вротой половине1997 года. Будет ли это образование устойчивым, станет ли развиваться дальше или исчезнет зависит от успешности выполнения объединениями, входящими в него поставленных перед собой целей. Главная из них - быть востребованными массовым зрителем, читателем. Это принципиально отличает поэтическую субкультуру города от поэтической культуры. Последняя имеет свой, достаточно узкий круг читателей и, по-видимому, вполне им удовлетворена. Отличительным признаком субкультуры молдых поэтов является также их стремление к синтезу поэзии с другими видами творчества.

Источники информации:

  1. Интервью с "Дрэлями куда попало" (обозначения перед прямой речью: "Д" - В.Дрогов, "Б" - А.Борисов, "Ш" - Г.Шипов, "Ю" - С.Югов, "И" - интервьюер)
  2. Интервью с лидерами "Послушайте!" ( "А" - В.Антипенко, "М" - А.Миронов)
  3. Интервью с В. Дорониным ("В")
  4. Альманах "Я" №1, СПб, зима 1998-1999
  5. Конспект беседы с В.Дроговым и А.Борисовым
  6. Сборник стихов ДКП, самиздат
  7. А.С. Ахиезер, С.Я. Матвеева Культурные основания в исследовании глобальных процессов. // сб. ст. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. Москва 1989 с.66
  8. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. Москва 1987
  9. Матвеева С.Я. Художник и социальные институты. // сб. ст. Субкультурные объединения молодежи. Критический анализ. Москва 1987
  10. И.В. Кондаков К теории пограничных процессов в культуре // сб.ст. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. Москва 1989



Реклама:

правильная рецензия на дипломную работу по психологии
Hosted by uCoz