Тексты
Ссылки
Новости

Молодежные движения
и субкультуры Петербурга

Семинар

Участники




Григорий Леин.
МАГНИТ ДЛЯ «НЕФОРМАЛА»

        Солнечный, а может, и не солнечный, но все же хороший день. И вот, вы решили прогуляться по центру города. Наверняка вы заглянете на Невский, ну, а уж попав туда, вы вряд ли минуете Казанский собор. А поскольку вы гуляете, то торопиться вам абсолютно некуда и есть время посмотреть по сторонам. Итак, солнечный или не солнечный день, вы прогуливаетесь по Невскому, смотря по сторонам, проходите мимо Казанского собора и видите странно и не странно одетых молодых людей, которые сидят на ступеньках, разговаривают, пьют портвейн, играют на гитарах, «аскают» – стреляют мелочь у прохожих, причём довольно успешно. Перед вами «Казань». «Казань» глазами человека со стороны. А что же это на самом деле? Что такое «Казань» глазами ее обитателей? Да и кто эти обитатели?
С первого взгляда вы замечаете только длинноволосых хиппи и ободранных панков. Приглядевшись же, вы найдете людей одетых весьма «цивильно». Если задать кому-нибудь вопрос: «Кто ты?», то услышите вполне определенный ответ: «Панк», «хиппи», «постпанк» и многие другие, причем вам тут же начнут расписывать, что это такое. Но если задать вопрос: «Кто вы?» (имеется в виду вся тусовка – все люди, которые собираются на «Казани»), то услышите один краткий ответ: «Неформалы». В самом слове уже заложен смысл термина: противопоставление формальному (общепринятому) стилю, а если конкретней – меньшая часть общества, некая совокупность людей, объединённая схожестью мировоззрения, выделяющая себя из большей части общества, при помощи специфического стиля одежды и манеры поведения. Это, например, длинные волосы у юношей, бритые головы девушек, драные джинсы, десяток серёг в одном ухе, хайратник (повязка на волосы), игра на губной гармошке в метро и т.д.
Часто на «Казани» можно увидеть весьма разношерстные компании, где будут вместе сидеть панки, хиппи, скинхэды и весьма «цивильные» люди (под словом «цивильные» подразумевается только внешний вид, принадлежность к той или иной субкультуре определяется руководствуясь тем же критерием внешности). Это то, что видно снаружи. Взгляд изнутри значительно дополняет эту картину. Помимо выше перечисленного контингента, на «Казани» можно найти еще и автостопщиков, которые ищут «вписку» (место, где можно переночевать). Причем, говоря о них, нужно упомянуть, что в этой области «Казань» имеет международную известность – о ней знают автостопщики Германии, Франции, Венгрии, Чехии, Польши и др.
Возрастные рамки народа, обитающего на «Казани», весьма широки: от 11 до 40-45 лет. Самой «Казани» как таковой лет 20-25. Есть люди, которые тусуются там уже 15 лет. Так, ежели проходить мимо несколько дней подряд, то можно увидеть одного из старожилов – Волшебника. Основная черта его экипировки, по которой вы сразу его распознаете, это наличие в руке «волшебной» палочки с бабочкой на конце. Вот он-то и пасётся там по меньшей мере 15 лет. И уж если разговор зашел о людях, то надо сказать, что на «Казани» тусуется множество весьма странного и весьма интересного народа. Иногда там можно увидеть весьма забавного вида девушку-хиппи – Линду. Вид её поражает воображение моей благонравной мамы. Но ... она цитирует большую часть европейских философов Нового времени на русском языке и философов античности на языках оригиналов. Или же панк Мэгги-нож, о котором будет сказано позже. Выглядит, как и типичный панк: косуха, рваные джинсы, грязные ноги, суицидники (браслеты из бритвенных лезвий) – способен бесконечно радовать собеседника образцами арабской поэзии и древнегерманского эпоса. И таких толпы (их тьмы и тьмы).
Зачем они сюда приходят? Ответ один – общаться. Здесь часто устраиваются сейшены, поскольку музыкантов среди тусующихся хватает. Услышать здесь можно что угодно. Начиная со средневековой музыки и заканчивая произведениями в стиле black metal. Рядом c такими вещами, как Blue suede shoes и Summertime, могут звучать Лунная соната Бетховена и Сороковая симфония Моцарта, на ступеньке справа может звучать джаз, слева - «Атланты» Городницкого, а накладываться на все это могут мрачные аккорды Тiamat'а. Исполняют как широко известные, так и свои собственные, известные только в узком кругу, песни.
Сюда приходят потому, что хорошее настроение, на улице прекрасная погода. Приходят отлично провести время, часто по одиночке, всегда зная, что кампания здесь найдется. Часть людей, которая тусуется уже не слишком активно, но все же не хочет рвать прошлые связи, заходит сюда затем, чтобы узнать новости. Они забегают сюда относительно часто, но ненадолго.
Сюда приходят, когда плохо и когда хорошо. Здесь напиваются с горя и празднуют дни рожденья. Деньги на портвейн собираются прямо на месте, причём используется практика «magic hat» – оным «магическим» средством назначается любой головной убор – шляпа или даже хайратник. В эту кратковременную копилку собирается вся мелочь, которая имеется в наличии. Если собранных средств не хватает, начинается «аскание», о чем уже говорилось.
Как сюда попадают впервые? Кого-то приводят знакомые, а кто-то просто идет мимо, слышит звуки гитары, останавливается послушать и остается. Часто впервые сюда приходят люди, которые ищут близких себе по духу. Люди не с тусовки, но ощущающие себя «неформалами». Очень многие попали на «Казань» именно так. На самом деле попасть сюда (в коллектив, а не на место) очень просто. Достаточно подойти к какой-нибудь группе и сесть рядом. Через пять минут с вами обязательно заведут разговор и предложат пиво или портвейн, ежели таковые имеются, а через 15 минут общения у вас уже попросят телефон.
Со временем возникает еще один вопрос. Почему именно «Казань»? Ответ я попробовал найти у местных старожилов. Они рассказали мне две истории. Первая из них банальна и кратка: «Это центр города. Рядом многие институты. Довольно удобное место для встречи, если люди живут в разных концах города. Да и просто красивое место». Вторая звучит покрасивее: «В свое время в городе Ленинграде появился первый рок-магазин. При нем же было кафе, а называлось это все – «Сайгон». Разумеется, это место мгновенно стало очень популярным в «неформальских» кругах. «Сайгон» стал тем, чем сейчас является «Казань». Люди встречали там близких себе по духу, пили кофе, слушали рок-музыку. Но... Кафе-то маленькое, а людей-то много. Невский. Сесть особо негде, а тут Казанский собор. Ступеньки, залитые солнцем. Музыки нет? А на что нужна гитара? Постепенно народ из «Сайгона» перекочевывал сюда, а название «Казанский собор» банально сократили для краткости». Все это поведал мне тот самый Мэгги-нож (кстати, весьма приятный молодой человек – студент Университета, Юр. Фак. 3-ий курс). Мэгги просто привязывает «Казань» к «Сайгону», пытаясь, наверно продлить историю сегодняшней тусовки в прошлое. Может, это под влиянием впечатления, что «Казань» была всегда – в конце концов Мэгги всего 21 год, а она ненамного старше.
«Казань» - это то самое место встречи, которое «изменить нельзя». Если вам нужен человек с «тусовки», то приходите сюда несколько дней подряд и вы либо встретите его, либо узнаете, где его можно найти. «Неформал», проходя мимо «Казани», если он конечно никуда не спешит, обязательно сюда заглянет.
Если же вдруг на «Казани» случайно никого не оказалось (что маловероятно), загляните в «трубу» – подземные переходы под Невским, может, вам повезет и вы найдете искомую личность. Если уж и там никого нет, значит в городе рок-фестиваль или, по меньшей мере, классный концерт – кого-нибудь из «зубров» рока.

По постоянному количеству народа, который там так или иначе появляется, создается впечатление, что «Казань» – своеобразный магнит, только притягивает он не железо, а людей. Кстати, сверху он и правда напоминает по форме громадный магнит. Как бы ни сложилась жизнь «неформала», «Казань» обязательно окажется на его пути.


Реклама:


Hosted by uCoz