Предыдущее | Оглавление | Дальше

3. СИМВОЛ В СООБЩЕСТВЕ
Теперь поговорим о методах исследования, а поскольку главный его “герой” — символ, то о подходе к символу.
3.1. Ключ к социальной структуре. Напомним нашу задачу: наблюдение в конкретной среде зависимостей между символикой сообщества и его внутренней структурой. В этом исследовании исходной точкой будет символ; от него мы пойдем к реконструкции социальной структуры, которая в этом символе (точнее — во всем массиве символики) закодирована. Мы посмотрим, как структура сообщества разворачивается из его символики. Евангелие от Иоанна открывается словами: “В начале было Слово”. Затем Слово вносится в мир, результатом чего должно стать Царство Божие: оно развернется из Слова. Сообщество поминутно разворачивается из своей символики. Идет процесс считывания культурных кодов и воплощения их в действия, отношения — функционирование сообщества можно представить как процесс считывания символики.
Мы как бы повторяем этот процесс, этот путь от символа к социальной структуре: просто прочитываем символику сообщества и в результате получаем возможность описать его структуру. Выбор такого метода связан с несколькими обстоятельствами. Во-первых, символика — это единственное, что достаточно хорошо известно о Системе и хорошо фиксируется. Большая часть исследований по сообществам андеграунда, как уже говорилось, посвящена причинам и последствиям их существования; об их внутренней жизни известно мало. Если и есть работы о самих сообществах, то в основном по сленгу и внешней атрибутике. Сведения о структуре Системы (лидерстве, нормах, типах отношений) трудно получить и от самих ее представителей. Вспомним Мадисона: лидеров нет, идеологии нет — Система характеризует себя в основном в терминах отрицания. А что есть? Дело в том, что основа ценностного мира этой среды — спонтанность, естественная свобода поведения; о лидерах здесь говорить просто неприлично и неприлично претендовать на лидерство; норм и правил нет и быть не может — сюда затем и приходят, чтобы освободиться от давления правил и власти. В общем, на уровне Системного самосознания у Системы нет никаких норм, никакой структуры — приходи и тусуйся. На самом деле, конечно, не так: любой пришедший на тусовку ощущает явственное давление среды — и правил, и авторитетов. Но они как бы невидимы для здешнего мифа, так что прямыми расспросами невозможно составить представление о внутреннем устройстве Системы — но его можно восстановить, “прочитать”, через символику. Символика — единственное, что хорошо видимо и фиксируется, тем более что она нарочито экзотична, четко отделена от фона повседневности. Сами волосатые тусовщики охотно демонстрируют свои фенечки * и объясняют их скрытый смысл. О чем они всегда готовы порассуждать — это о мистической силе своих длинных волос (или, напротив, сверкающей бритоголовости). В общем, первая причина, по которой мы выбрали исходной точкой исследования символ, — возможность его массовой и надежной фиксации в этой своеобразной среде.
Во-вторых, такой метод дает возможность не просто описать символику и структуру сообщества по отдельности, а видеть их связи друг с другом. Мы ведь выводим структуру сообщества из ее символов, точнее — прослеживаем, как эта структура вырастает из символов, как из зерна, в жизни. То есть сразу же, в процессе исследования, можно видеть, как структура сообщества зависит от его символики (от скрытых в ней значений, от способов и обстоятельств прочтения). С другой стороны, можно судить о том, что именно в символике кодирует структуру — то есть способы фиксации ее кода. Поэтому мы считаем, что метод “прочтения” (а не просто описания) внутренней структуры сообщества по его символике наилучшим образом отвечает задачам нашей работы.
Итак, мы повторяем путь раскодирования символа в среде его функционирования: от символа к структуре сообщества. Его звенья:
СИМВОЛ иИНТЕРПРЕТАЦИЯиРЕАКЦИЯиСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.

То есть прочтение символики в данном случае не ограничивается ее интерпретацией. Мы прослеживаем результат интерпретации символа — реакцию;
затем сложение множества реакций (действий) в систему межличностных связей — то, что и есть сообщество.
С каждым из звеньев связаны определенные исследовательские процедуры. Остановимся на них. Обсудим эти процедуры или, точнее, покажем их на конкретном примере: возьмем фрагмент из жизни Системы, эпизод, связанный с использованием символов.
Мой знакомый Тима, ленинградец, приехал автостопом в Ригу. Нужно найти ночлег и культурную программу. Сам он рассказывает: “Я стою в Риге. Возле кафе-мороженого вижу, стоит волосатый, пьет газированную воду. ,,Сударь, извините за беспокойство. Вы не скажете, где здесь преобладают местные тусовки? — А, местные тусовки? Вы откуда, из Питера? Вот видите, там стоят двое волосатых, подойдите, они впишут". Подошел к ним: ,,Привет, пипл!". Показываю знак “V” (“Victory”, жест-приветствие волосатых, символизирующий веру в победу Цветочной революции, — два пальца подняты вверх и разведены в виде латинской “V”.—Т. Щ.). Да по моему плащу и так видно, что свой. "У тебя негде вписаться? — Я совсем беспрайсовый. — Конечно, есть флэт"”. Беспрайсовый — безденежный; флэт — квартира, ночлег; вписать — устроить. Тима использовал сразу множество символов принадлежности к Системной среде: жест, одежду, усиленный сленг, а также не отражаемые в записи мимику и манеры. В результате получил ночлег.


Предыдущее | Оглавление | Дальше




Реклама:

Элитная сантехника и стройматериалы из Германии и Италии; Ремонт полимерные кровельные мембраны Москва; в прессе рекламе
Hosted by uCoz