На главную страницу

Антон Киселёв

Легко ли быть рэппером?

        Забавное название, не правда ли? Напоминает статьи раннеперестроечного периода типа: «Легко ли быть молодым?». Конечно, если воспринимать это буквально, то становится смешно. Представьте себе такого молодого хип-хоппера, который встаёт с утра и, проклиная судьбу, с тяжёлым вздохом надевает несколько футболок QUICKSILVER, широченные штаны BILLABONG с квадратными карманами, кроссовки FUBU, бейсболку NY Yankees козырьком назад, привешивает парочку цепей потяжелее и грустно плетётся навстречу ухмылкам и оскорблениям прохожих, рискуя каждую минуту подвергнуться обыску со стороны недоверчивых работников милиции или нарваться на драку с чересчур патриотично настроенными сверстниками. Ужас! Ну и зачем ему всё это надо? Ну ладно, мы насмотрелись на всех этих хиппи, панков, металлистов, гранджеров – всё, казалось бы, отбесились. Но видимо западные спецслужбы не знают покоя и развращают нашу молодёжь всякими отрицательными примерами. А и правда, с чего это вдруг появились в Питере такие вот персонажи, количество коих растёт в геометрической прогрессии.
        Вряд ли имеет смысл в рамках данного краткого обзора рассказывать подробно историю возникновения хип-хоп культуры на Западе. Всё-таки мы говорим о конкретной ситуации в Санкт-Пеербурге. Зародившись в Америке в 80-е, хип-хоп культура повлияла на весь мир, причём не только в музыкальной сфере. Мода, танец, изобразительное искусство, кино, реклама, спорт – это не полный список сфер, на которые хип-хоп оказал колоссальное воздействие. Россия не оказалась исключением. Но несмотря на то, что развитие хип-хоп совпало с началом перестройки, рэпперы вовсе не были желанными гостями ни в домах культуры, ни в парках, ни на площадях, ни, конечно, в школах. И тем не менее, несмотря на все запреты, эта культура начала прививаться и у нас.

        В Питере начало расцвета хип-хопа связывают с приездом в город из Донецка нескольких человек, организовавших группу Bad Balance. Ныне эта команда ассоциируется с Москвой, но начинали они именно в Питере. Именно здесь Шеffoм, лидером Bad Balance был организован «Хип-хоп центр». До начала 90-х эти парни были лидерами питерской рэп-тусовки, потом перебрались в Москву, а их место заняла также известная сейчас команда С.T.Д.K., занявшая в 1998 году второе место на фестивале «Поколение '98”. В Питере стали появляться профессиональные танцоры (брейкеры), объединяющиеся в команды (crew (крю). Наиболее известная команда из Санкт-Петербурга – Jam Style Crew, работающая сейчас с московскими Da Boogie Crew.

Следующие после С.Т.Д.К. лидеры питерского хип-хопа, остающиеся ими до сих пор – команда DA 108. Именно с них можно начинать отсчёт нового этапа в развитии петербургского хип-хопа.

Как культурный феномен хип-хоп фактически самодостаточен. Он состоит из нескольких категорий, могущих существовать вполне независимо друг о друга. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта.

РЭП – или читка – пожалуй главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически, пользуясь музыковедческими терминами, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, ибо чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители. Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась. Достаточно сказать, что в США, например, из 20 высших мест в общих хит-парадах 10-12 обязательно занимают рэп-исполнители. В данный момент в России, соответственно и в Петербурге, наблюдается настоящий бум рэпа, потому что впервые русскоязычный рэп нашёл массового слушателя

ИДЕОЛОГИЯ - смысл текста имеет решающее значение, так как хип-хоп изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Думается, следует осветить этот момент немного подробнее. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению (причём это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, белой частью населения, поэтому ни о какой субкультуре гетто в России не может быть и речи. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако, был найден выход из ситуации и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям. Этот подход оправдал себя. Благодаря продюсерским способностям Шеffа был раскручен рэп-исполнитель Децл, песни которого сейчас занимают верхние строчки почти всех молодёжных хит-парадов России. Рэп набирает силу и в ближайшие один-два года эта тенденция, судя по всему, сохранится.

БРЕЙК – или би-боинг, или хип-хоп. Это танцевальный элемент данной субкультуры. Описывать его довольно трудно, поэтому лучше один раз увидеть самому, тем более что он присутствует почти во всех видеоклипах рэпперов (да и не только, а может уже и не столько в них).

ГРАФФИТИ – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Делится в основном на роспись на стенах (домов, туннелей, переходов, мостов); так называемые бомбы (граффити в вагонах метро, другом общественном транспорте, отсюда происходит выражение бомбить или разносить, то есть расписывать что-либо, в основном общественный транспорт, краской) и скетчи, то есть эскизы граффити на бумаге. Этот элемент также занимает всё большее место в российской хип-хоп культуре, однако основным сдерживающим фактором является высокая цена баллончиков с красками.

ДИ-ДЖЕИНГ – фактически, это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Традиционно, ди-джеи используют виниловые пластинки (винил) и все более-менее известные западные группы обязательно выпускают варианты своих альбомов на виниле. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции. Кроме того, существует большое направление, называемое «скрэтчинг» (от scratch (англ.) – царапина), в котором из пластинок извлекается звук от соприкосновения с иглой звукоснимателя во время прокручивания их руками, а так же путём наложения различных эффектов на этот звук.

Некоторые виды спорта, такие как скейтбординг, катание на роликах, сноуборде, баскетбол, бейсбол и другие, также ассоциируются с хип-хопом, хотя их связь является довольно спорным вопросом.

Однако, может сложится впечатление, что рэппер – это человек, обладающий хотя бы одним из умений, перечисленных выше. На самом деле подавляющая масса рэпперов – это тусовщики, посещающие различные рэп-вечеринки и в лучшем случае знающие только самые элементарные основы этих умений, а чаще всего перенимающие лишь атрибутику и не вникающие в суть движения.

Ситуация с субкультурой хип-хопа в городе, естественно, не поддаётся детальному изучению. Однако, встретившись с несколькими людьми, хорошо знающими обстановку и опираясь на собственный опыт, могу сообщить следующее.

В 1998, после целого года еженедельных рэп-вечеринок, проводимых в клубе JAM на станции метро «Проспекте Ветеранов», когда за вечер выступало по 20-30 команд, у некоторых лидеров петербургского рэпа появилась идея создать некое объединение групп. Тут возник продюсер Пётр Новик, предложивший вложить деньги в издание кассет с питерским рэпом и раскрутку этого проекта. Так и появился знаменитый «Балтийский клан», с названием которого у многих непетербуржцев ассоциируется питерский рэп и питерская рэпперская тусовка вообще. Стартовал «Балтиийский клан» весьма удачно, собрав более 3000 человек в клубе CANDYMAN и начав выпускать один сборник за другим. Всего на сегодняшний выпущено около 20 сборников и проектов.

Балтийский клан был интересен ещё и тем, что это не просто объединение рэп-команд, а и объединение рэпперов вообще. Однако существует одна отличительная особенность Клана, проверенная автором на собственном опыте: для Фукса (ex-DA 108), лидера Клана очень большое значение имеет принадлежность конкретного исполнителя к Клану, хотя вообщем-то идеологии как таковой, к тому же отличной от представлений других рэпперских объединений, у Клана нет. До массовых драк между представителями Клана и представителями не входящих в него групп пока, по моим данным не доходило, но отношения весьма недружественные.

Вопрос функционирования Клана сегодня весьма спорен. В последнее время Клан существует скорее на кассетах, чем как сообщество, хотя его представители утверждают обратное.

На вопрос, каковы отношения с другими молодёжными субкультурами, большинство рэпперов отвечает, что в последние два года стычки почти совсем прекратились. «Раньше всё время дрались, то с алисоманами, то со скинами,- говорит один из рэпперов, Макс, - бывало каждый день драки. В клубах разных там, в парках. Но уже два года ничего нет. Правда, говорят, скинхэды опять есть.»

В последний год в Петербурге появилась новая организация, вполне способная объединить разрозненные и малочисленные рэпперские тусовки в одну: это «Хип-хоп Ассоциация Петербурга» ( адрес ХХАП в Интеренте: www.catboy.com/firstmay). Один из лидеров ассоциации, A-tone (которому автор выражает огромную благодарность за предоставленную информацию), сообщил, что недавно она стала официальной. Это не первая попытка создать такого рода организацию – была например, Международная хип-хоп лига- но, пожалуй, наиболее удачная и серьёзная. Базой Ассоциации стал ДК «Первомайский», где с подачи директора ДК, Александра Борисовича Шашина, три года назад открылась школа брейка, а год назад при его активном содействии образовалась Ассоциация.

В помещении ДК сейчас размещаются школа брейка, рэпа, приходят известные питерские райтеры (мастера граффити), например из команды SPP, наиболее известного питерского объединения такого рода. Каждую первую среду месяца устраивается вечеринка с конкурсами, соревнованиями по брейку, рэпу, граффити и т.д. По словам A-tone, на такие вечеринки приходят от 200 человек только по билетам. Причём в Ассоциации, где в жюри сидят те же С.Т.Д.К., формально относящиеся к Балтийскому Клану, довольно демократичный подход к исполнителям, хотя конечно отбор существует, но не по принадлежности к какому-нибудь объединению, а по качеству исполнения. Два раза в год Ассоциация проводит фестивали, на которых только участников набирается до 250 человек. Лидеры Ассоциации, хотя у некоторых из них и довольно напряжённые отношения с Кланом, не сильно задумываются к кому относятся участники фестивалей. Так, на майской тусовке первое место занял проект «Ветер в голове» из Клана. «У нас там есть брейкеры, не знаю, может они и не относят себя к Ассоциации, - говорит A-tone,-но мне всё равно. Мы просто что-то делаем». Между прочим, не так давно Ассоциация, на собранные на благотворительной вечеринке деньги, купила 4 телевизора и подарила больнице, где лечатся раненые солдаты с Северного Кавказа.

Ну и раз начало статьи было скорее печальным, то закончить нужно бодро и оптимистично, тоже вполне в перестроечном духе. Вот как говорит Waks : «Бабушки и дедушки, не бойтесь, мы – дружелюбный народ».

бесшумные кондиционеры, дом климат

Hosted by uCoz