Ссылки на другие интересные ресурсы интернета Форум - мнения, вопросы и ответы Ну, новости, они и есть новости.
на главную Описание семинара и его руководители
Фотографии, резюме (пока что на сайте есть меньше трети) А это самое главное на страничке - тексты.



МЕЖДУ ЭСКАПИЗМОМ И ЭСТЕТИЗМОМ
Алексей Баженов
Эта статья о тех, кто читает книги, а не о тех, кто их пишет. - Когда автор дописывает книгу, он умирает. А книга начинает жить. Ее выбирают. На нее молятся. Разочарованные поклонницы выбрасывают ее в Неву. Книгу толкуют. Читать и толковать книги можно по-разному. У каждой группы есть «образ себя». Он может не бросаться в глаза сразу, но он есть. Он - как одобренный группой «сценарий», по которому развивается часть отношений индивидуума и социума - с одной стороны, и индивидуума и культуры - с другой.
Я пытался понять, как структура этого жизненного сценария влияет на выбор, чтение и интерпретацию книг.
Интервью и беседы, составившие мое небольшое исследование, проходили в апреле - мае 2000 года у нас в Петербурге. Ни на какую полноту описания субкультур я, естественно, не претендую. Возраст всех опрощенных - в интервале от 20 до 25 лет.
РОЛЕВИКИ        
Ролевики - это люди, которые играют в игры. Их можно найти вечером по средам на станции метро «Черная речка». Первые ролевые игры стали появляться в Питере в конце 80-х - начале 90-х. Истоком их можно считать «коммунарские игры», что-то вроде «зарниц». Считается, что первыми были РХИ (региональные хоббитские игрища).
Все игры можно разделить на три типа: полигональные, компьютерные и так называемые «настольные». Полигональные игры - это игры на местности по определенным правилам, в них дерутся на мечах, стреляют из луков и арбалетов, строят укрепления. Компьютерные - не требуют пояснения. В «настольных» играх, как правило, используются фишки и карта, нарисованная мастером. К «настольным» играм относятся и чисто словесные.
Среди «настольных» игр наиболее популярные D&D (Dungeon & Dragons) и
AD&D (Advanced Dungeon & Dragons). В D&D каждый игрок говорит, что делает его персонаж. Действия всех координирует «мастер»: от его воли зависит, удачный или неудачный ход сделал игрок (удалось забросить лассо или нет). AD&D - примерно то же самое, но каждый ход зависит от кубиков.
Замечательно, согласитесь, попасть в чудесный мир, с амулетами, фаерболами, заклинаниями, стать сильным, красивым - принцем каким-нибудь или капитаном межзвездного корабля. Субкультура дает средства превратить действия понарошку в «реальные».
Нужно сказать, что никакие «стимуляторы» не используются, отношение к наркотикам очень негативное. Мастера нередко отклоняют заявку, если на предыдущих играх игрока видели пьяным или обкуренным.
«Игра помогает тебе создать мир, в котором, как ты хочешь, так и будет. Судьба этого мира зависит от тебя».
«На игре, как на сцене. Мышление перестраивается настолько, что и после игры продолжаешь думать, как хоббит».
«Главное - фантазия: если ты не сможешь увидеть придуманное, ты не ролевик».
Да, это виртуальный мир, но хорошо быть даже виртуальным магом, если твоя магия действует.
Как это влияет на восприятие литературы?
Чем более объемен мир, чем легче в него поверить, увидеть себя «там», тем больше достоинств у книги. На книгу смотрят «сквозь» - язык (авторское слово приравнивается к словам ведущего). Не важно, как, а важно, что рассказывается. Поэтому ролевики так любят фэнтези - жанр, в котором главное достоинство языка - это его «незаметность»: удовольствие получают от созерцания «другого» мира и приключений «там».
Наиболее популярными в своей субкультуре ролевики считают «фэнтезистов» (Дж.Р.Р. Толкиена, Р. Желязны, С. Лукьяненко, Н. Перумова) и фантастов (А. и Б. Стругацких). Есть единое представление о том, что обычно читает ролевик. Среди любимых писателей почти половина опрошенных назвали Желязны и Толкиена, треть опрошенных - М.Булгакова, В.Головачева.
СОРОКОМАНЫ
В Санкт-Петербурге есть несколько тусовок сорокоманов: на Московском вокзале по субботам и на станции метро «Черная речка» вечером по средам и днем по субботам. Субкультура существует в Санкт-Петербурге с начала 1990-х гг. и первоначально группировалась вокруг газеты бесплатных объявлений «Сорока. Из рук в руки». После закрытия «Сороки» появились журналы-преемники (APN, Labyrinth, «Клуб 801»). Это черно-белые дешевые журналы. Их материалы можно
разделить на три части: «послашки» (адресованные конкретному человеку либо сразу всем), «литературные» игры, рассказы и стихи. «Литературная» игра состоит в том, что каждый участник придумывает себе персонажа, его родословную, внешность и т.п. В каждом номере журнала он может сделать «ход» (напр., «герой проникает в замок и убивает королеву» - примерно 3-4 коротких абзаца). Координирует действия игроков «администратор». Все сорокоманы используют «псевды»: не только как «литературные» псевдонимы, но и в жизни, как «системные» имена хиппи.
Журналы конкурируют между собой. Labyrinth связан с традицией японских мультфильмов (имена героев - Ранма Саотоме, Тендо Набики, Акане). Большинство рассказов написаны в жанре фантастики, мир наполнен роботами, машинами, флаерами, бортовыми компьютерами. APN (Alternative Press News) опирается на традицию фэнтези. В APN больше, чем в других журналах, рассказов и стихов. Иногда попадается и критика. «Клуб 801» публикует, в основном, «послашки». Тираж всех журналов 110-150 экземпляров. Все они еженедельники, самиздат, стоят 3 рубля.
Что характерно для сорокоманов?
«Здесь все ищут самовыражения. Каждый может напечататься в журнале, мы не публикуем только статьи с религиозной или политической пропагандой, оскорблениями», - говорит Rider, редактор журнала APN. - «Сорокоманов объединяет не общая идеология, а общая точка зрения, общие проблемы: одиночество, скованность, комплексы. Мы все - материал для психологов».
Наиболее популярными в своей субкультуре сорокоманы считают Дж.Р.Р. Толкиена (треть опрошенных), Ниэнну (Н.Васильеву) (четверть). Все остальные писатели не набрали больше 10%.
Своим любимым писателем назвали Дж.Р.Р. Толкиена и Р. Желязны почти четверть ответивших, Э.М.Ремарка - 1/6 часть.
Говорить об общих для сорокоманов критериях отбора текстов так же сложно, как и о сходстве мировоззрения. По всей видимости, книги просто случайно попадают в их среду, узкую и пеструю. Отсюда популярность различных типов книг. В этой пестроте литературных вкусов заключается основное отличие сорокоманов от ролевиков - «клуба для общения» от «клуба по интересам», хотя ролевики, безусловно, оказали огромное влияние на сорокоманов, поскольку, кроме Ремарка и Пелевина, все популярные у них писатели - это авторы фэнтези.
Еще целый ряд отличий ролевиков от сорокоманов связан с тем, что первые пишут, а вторые играют. Поэтому, во-первых, сорокоманы более начитаны, а во-вторых, «писательство» развивает эстетические критерии восприятия книги.
При чтении книг для большинства сорокоманов важен прежде всего сюжет. Однако, четверть опрошенных воспринимают книгу как эстетический феномен.
Это не мало, если сравнивать с ролевиками, у которых восприятие книги как эстетический феномен практически не встречается или не преобладает над другими типами восприятия.
НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИКИ
В Питере отделение нацболов появилось одновременно с Москвой примерно в 1993 году. Сейчас это все преподносится в виде мифов. Первые нацболы были сплошь интеллигенты и интеллектуалы. Через год отделение развалилось, когда Дугин проиграл выборы в Думу. Рекламной компанией, кстати, занимался Сергей Курехин. Мне так и не удалось понять, благодаря кому и как именно петербургское отделение возникло вновь.
«Фашизм присутствует во всех явлениях культуры, - писал Сергей Курехин. - Под фашизмом в чистом виде я понимаю романтизм. Если доводить романтизм до логического конца, он приводит к фашизму. Если вы романтик по ощущениям, вы должны обязательно остановиться. Иначе будете фашистом. Либо следовать до конца и становиться фашистом, либо отрицать романтизм».
Национал-большевики считают свое движение (партию) «идеологическим и метафизическим прибежищем для всех тех, кого отбрасывает современный мир, система либерал-капитализма, ставшая единственной доминирующей моделью современного общества». В первой части самоназвания «национал» отражена идея мессианства русского народа (всякая связь с расизмом, шовинизмом и идеей «расовой чистоты» отрицается).
Основная формула национал-большевизма: радикализм (попытка соединения всех крайних - левых и правых - оппозиционных партий, течений и идеологий) + метафизика (дух религиозного реформаторства и новая религиозность: мистицизм, гностицизм, язычество).
Беседа с Алексеем Курасовым, членом НБП, ударником группы «Дети Солнца».
Вопрос: — В партии ведется культурная политика?
Ответ: - В «Лимонке» четвертая страница посвящена обзору книг, музыки, фильмов, всяких культурных событий. Приветствуются в основном нонконформисты. Живопись большинством игнорируется как вид искусства. Как и весь официоз. «Сибирский цирюльник» вызвал шквал возмущения. Михалкова неоднократно закидывали яйцами. И у нас, и в Москве. В Москве Михалков приложил все усилия, чтобы засадить в тюрьму одного из участников, который просидел полгода и подхватил там туберкулез. Ему осталось жить совсем немного.
По данным исследования, наиболее популярные писатели у нацболов - это Э. Лимонов, Ю. Мисима, Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Л.-Ф. Селин А
В.:
Можешь прокомментировать?
О.:
- Все, в общем, логично. Достоевский - истинно русский писатель, верующий, антизападный. Почему популярны Лимонов и Ницше - объяснять не надо. Селин - нонконформист, коллаборационист, открыто поддерживал фашистский режим. «Путешествие на край ночи» - любимая книга И. Сталина и А. Гребнева
3. Ю. Мисима... прежде всего его жизнь, а не творчество. Он, как известно, был японским националистом. Красивое самоубийство - харакири на военной базе. Мисима сохранил самурайский дух. Первый лозунг национал-большевизма: «Да, смерть!» - перекликается с кодексом самураев. «Хагакуре Нюмон» Мисимы - "современный кодекс самурая» - начинается так: «В ситуации «или - или» без колебаний выбирай смерть. Потому что в ситуации «или - или» не может быть правильного выбора, и с помощью разума его никогда не найти».
По данным анкеты, чтение никто из национал-большевиков не считает развлечением. Пелевин, Дюма, Кристи - наиболее популярные почти во всех субкультурах - не нравятся никому из нацболов. Значительно отличается тип читательского восприятия. Все национал-большевики воспринимают художественную литературу прежде всего как способ познания мира, причем для большинства (3/4) наиболее важна при чтении идеология автора. Однако, наряду с идеологией, для многих важны собственно эстетические достоинства текста и язык автора (примерно для половины опрошенных).
В.:
За что так не любят Пелевина и Солженицына?
О.: - В Пелевине вызывает отвращение, во-первых, мода, ну и его солипсистские
идеи о том, что, кроме «я», ничего не существует, что мира нет. А Солженицын — гуманист, правозащитник, а гуманизм адепты национал-большевизма считают порождением либерализма, «открытого общества». К тому же Солженицын эмигрант, резко критиковал существовавший строй, а Советский Союз, во всяком случае до 60-х, нацболам очень симпатичен, даже Берия.
ГОМОСЕКСУАЛИСТЫ
Открыто гей-культура заявила о себе в конце 80-х - начале 90-х. Оформление движения связано с началом борьбы за равные права сексуальных меньшинств.
Ниже приводится беседа с писателем и журналистом, пожелавшим представиться как Егор.
Вопрос: — Насколько мне известно, гомосексуалисты очень разные, что их объединяет?
Ответ: - Нас объединяет понимание того, что мы собой представляем, и того, как нас воспринимает мир. Мы понимаем, что отличаемся от других. С другой стороны, в гей-клубах нет одной тусовки, общественные организации преследуют политические цели, и в них никто не состоит из моих приятелей. Все разного возраста (от полового созревания до угасания сексуальной активности), и каждый ищет в гомосексуальных отношениях что-то свое. Геи действительно очень разные.
В.:
Гомосексуалисты женственны, или это только стереотип?
О.:
- По-разному. На западе телесная культура совсем иная. Геи занимаются бодибилдингом: накачанное тело, спортзалы, культуризм. Это античные представления о мужской красоте, воплощенные в греческой скульптуре, у Микеланджело. Москва тяготеет к западным стандартам. А в Петербурге культивируется женственность, изящество, хрупкость, - в общем, пока не получается Микеланджело.
В.:
Среди гомосексуалистов много людей, занимающихся искусством?

О.: — Мы более чувствительны и острее воспринимаем красоту. Тяга к искусству закономерна. Цель существования для большинства натуралов — воспитать новое поколение. Посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка - это все верные ценности. А у голубых редко бывают семьи. Они реализуют себя по-другому. Многие очень трудолюбивы, многие занимаются искусством. Заведующий какой-нибудь провинциальной библиотекой, директор сельского клуба - наверняка гомосексуалист.
Для многих очень важна идея эстетизации повседневности. И это стремление к прекрасному есть у всех. Даже у рабочих - какая-нибудь блямбочка на груди, в меру способностей. Хотя пошлости - тоже огромное количество.
В.: — А какие книги популярны? Есть какие-нибудь критерии отбора? О.:
- Вообще, критерии индивидуальны. Я уже говорил: все геи очень разные, а гей-культура существует, может быть, как некий миф о гомосексуализме. Важные для гей-культуры книги «отбираются» тематически, независимо от того, был их автор голубым, или нет. Я думаю, всем геям интересно прочитать о мужской красоте, так же, как и о себе подобных. Хотя главный критерий, конечно, талант.

В гей-культуре популярны античные мифы. Миф об Антиное, например, который стал символом мужской красоты. Платон. О.Уайльд, «Портрет Дориана Грея», поскольку считается, что одна из основных тем романа - гомосексуальная любовь. Ж.Жене, X.Кортасар, Г.Флобер, Джордж Болдуин, «Комната Джовани», Эдуард Лимонов. У.Берроуз. Пьетро Пазолини, хотя, по-моему, у нас его романы не переведены, - по крайней мере, популярны его фильмы.
В.:
Почему популярны Жене и Лимонов с их антиэстетским пафосом, протестом, вроде бы чуждыми гей-культуре?

О.: - Жене задыхался в Европе с ее буржуазными ценностями. Но он замечательно описал любовь к мужчине, так же, как и Э. Лимонов, герой которого («Это я - Эдичка») первый раз в истории русской литературы полюбил негра чуть ли не из нью-йоркской помойки. Они оба описывают любовь между мужчинами так ярко и интригующе, что стали ассоциироваться в России с гей-культурой. Кстати, фильм Фасбиндера «Кюрель» по Ж.Жене можно по праву назвать лучшим «гомосексуальным» фильмом.
К сожалению, не удалось опросить достаточное количество гомосексуалистов для того, чтобы можно было делать какие-то выводы об их вкусах и предпочтениях. Внутри гей-клубов запрещено проводить какие бы то ни было опросы. Можно только сказать, что любимыми писателями ответившие на вопросы анкеты назвали Марселя Пруста, Оскара Уайльда, У.Шекспира, Э.М.Ремарка, Льва Толстого. Кстати, любопытный факт: среди всех опрошенных в разных субкультурах назвали любимым писателем А. Пушкина только двое и оба они - гомосексуалисты.
ЛЕСБИЯНКИ
Субкультура лесбиянок появляется в Петербурге в начале 90-х годов, когда образовалась, отделившись от фонда Чайковского, организация «Сапфо-Петербург». В газетах начали появляться объявления о том, что девушка хочет познакомиться с девушкой, потом открылся «Каприз», куда девушки стали приводить неофиток. Так образовалось community.
Беседа с Марией Ошмянской, журналисткой, редактором журнала «Посиделки» Петербургского Центра гендерных проблем, феминисткой, лесбиянкой. Вопрос: — Лесбиянки осознают себя как субкультуру?
Ответ: - Да, безусловно, осознают. Можно условно разделить всех на две группы: девушки, принявшие и осознавшие себя лесбиянками, те, которые поняли, что это один из возможных полноценных способов жить, и другие, не задумывающиеся над этим, но, в силу тех или иных причин, ведущие лесбийский образ жизни, который, может быть, просто нравится им.

В.: — Есть ли общая идеология лесбийского движения?

О.: - На идеологию лесбиянок, а особенно на мировоззрение первой группы, сильно повлиял феминизм. Но настоящих феминисток в Петербурге немного. А целостной идеологии субкультуры, как это было у битников и хиппи в 60-70-е гг., пожалуй, нет. Есть, конечно, идеи о том, что женщины умнее, тоньше, красивее мужчин, но они свойственны только наивным лесбиянкам. Большинство просто, осознав свой жизненный путь, стремится быть самими собой.
В.:
Что объединяет лесбиянок? Секс?
О.:
- В нашем обществе лесбиянок угнетают дважды: с одной стороны - как женщин, а с другой - как лесбиянок. Поэтому, помимо любви к женщинам, нас объединяет необходимость защищать свои права, в частности, право вести тот образ жизни, который нравится.
В.: Являются ли книги, написанные авторами-лесбиянками, популярнее других? О.:
Да нет, я не думаю. Если я беру книгу, написанную лесбиянкой, это приятно, круто, но не особенно влияет на восприятие.

Опрос показал, что у лесбиянок нет единого мнения о том, какие писатели популярны в их среде - культовых книг нет.
По данным анкет, книгу воспринимают как способ познания около половины девушек (среди которых треть основное внимание уделяет идеологии автора), и только четверть всех лесбиянок подчеркивает первоочередную важность сюжета в книге.

В.: Как, на ваш взгляд, это можно объяснить?

О.: В силу обстоятельств, лесбиянки постоянно находятся в состоянии поиска, они вынуждены задумываться над тем, что правда, а что нет, все время искать оправдание для своего существования. Гетеросексуалы не задумываются об этом, а лесбиянки думают об этом много. Перед ними все время стоит проблема самоидентификации, принятия себя как личности. Отсюда и бесконечные «кухонные» дискуссии. Девушки ищут ответы на вопросы, правильно ли я создана, правильно ли я поступаю. Познать мир значит познать себя, необходимо искать... И девушки находят себе помощников - это литература.
Наиболее популярными писателями в лесбийской среде являются М.Булгаков, Э.М.Ремарк, А.Кристи. Ремарк такую популярность (3/4 опрошенных) приобрел только у лесбиянок
4. Если вспомнить, какую роль в романах Ремарка играет любовь, придется объяснить его популярность тем, что эти достоинства больше привлекают женщин, чем мужчин, несмотря на наше искреннее уважение к феминизму.
С другой стороны, четверть девушек назвали своим любимым роман В.Набокова «Лолита»
5. Это перекликается с «любовью» и «чувственностью» Ремарка.
В.: Чем вы объясняете популярность Ремарка и Набокова?

О.: Ремарк - классик, на людей, которые не так много читали, его книги про-
изводят сильное впечатление. А что касается Набокова, то тут интерес, безусловно, к Лолите, чувственное восприятие.
В.: Почему для «развлекательного» чтения в субкультуре предпочтительней оказывается детектив (А. Маринина, А. Кристи), а не женский роман (ни разу не упомянут)...

О.: В женском романе мужчина и женщина получают традиционные роли, которые совершенно не привлекательны. Структура романов подразумевает сопереживание персонажам, «вчувствование», а отождествлять себя с такими героями совсем не хочется. Гораздо интересней мисс Марпл, ищущая женщина, умная, ответственная, сильная. И Маринина тоже нашла нужный тон.
ПАНКИ
Панк появился в Англии и США в конце 70-х. «Секс Пистолз» не были первыми, но именно с их появлением связывают огромную волну популярности панка. Оформление же самого движения, создание идеологии, считается, принадлежит
лидеру группы Dead Kennedys Джелло Биафре. Первые панк-группы появляются в Советском Союзе в конце 70-х: Propelle» (1978/79, Таллинн), «Автоматический Удовлетворитель» (1979). По словам Виталия Серова, филолога-германиста, симпатизирующего панку, «в России расцвет панк-движения приходится на начало 90-х годов. Существует три вида панков. _ Панки-гопники, привлеченные внешней атрибутикой, стилем жизни. .Их любимые группы - Exploited, GBH. Вторая группа - более продвинутые, политизированные панки. Они придерживаются левой политической ориентации, антибуржуазны, яростные антифашисты. Любят хардкор (разновидность панка) с его социальными текстами, обличающими пороки буржуазного общества и все с этим связанное. Третья группа –это поклонники «Гражданской обороны» и Егора Летова»
Я побывал на концерте в «Климе Ворошилове». Играли панки - «Свинокоп» (или «Грязные криминальные клоуны»). Вместе со мной в зале находилось еще
пять человек. Каждую песню вокалист сопровождал политическими комментариями («Эта песня против фашизма и войны в Чечне»). После концерта солист группы Дмитрий Шарапов (журналист, один из двух создателей пропанковского самиздатовского журнала «Ножи & вилки») и гитарист Джордж любезно рассказали мне о панке.
Вопрос: Почему тут никого нет с ирокезам?
Джордж: Ирокез - это примитивное понимание. Большинство панков (может быть, даже все настоящие панки) без ирокезов.
В.: Панки — анархисты?
Шарапов:
Панки не хотят быть рабами Системы, в которой ими манипулируют буржуи. Они не любят, когда их заставляют слушать тупые песни и пить отравленный лимонад. Если хиппи избрали уход от Системы, то панки - разрушение, оплевывание ее. На Западе, в отличие от России, панки активнее, устраивают политические демонстрации, митинги протеста... Дж.: Тем не менее, основа идеологии панка: «думай сам за себя, своей головой». Наша цепь - не навязать свою точку зрения, а заставить людей задуматься.
В.:
Все-таки панк — это больше музыка или идеология?

Ш.: - Музыка - не главное. Основная заслуга Sex Pistols лежит не в сфере музыки или идеологии. Сиду Вишиусу удалось создать независимую систему дистрибуций
6 - свой рынок. Появились независимые фирмы грамзаписи, вся тусовка распространяет кассеты, обменивается журналами.
Основной постулат для панка - свобода. Панк' - это квинтэссенция молодости, энергии. Молодости необходимо "делать что-нибудь свое, ее принцип -«сделай сам». У панков много собственных самиздатовских журналов (зинов или фэнзинов
7). Идея здесь такая: не покупать Fuzz, а делать свой журнал. Чтобы не платить налоги, не быть под контролем государства. Существует целая сеть DIY-журналов, DIY-переписки (Do It Yourself) - почтовый аналог Интернета. Это связано не только с панком, но описание DIY-системы - отдельный и долгий разговор. На ум приходят, прежде всего, панковский журнал «Ножи & вилки» и «рукописный» (правда, не панковский) калининградский журнал Xerotica, сделанный, как дневник одного человека (какие группы он услышал, на каких был концертах). Работает множество мельчайших фирм звукозаписи, выпускающих свои кассеты и виниловые пластинки. Та же идея: не покупать в магазине, а обмениваться пластинками и записями -чтобы уйти от контроля государства.
В.: Какие основные направления в музыке?

Ш.: Панк и хардкор. Панки идут к истинным истокам рок-н-ролла, отвергая тупую музыку зажравшихся звезд. Панк -музыка молодежи.
Панк с самого начала деструктивен. Его деструктивная энергия направлена на разрушение системы. Один из лозунгов панка «No Fun!» («Нет веселью!»). Очень «престижным» считалось передознуться и умереть (как Сид Вишиус)Хардкор, в отличие от него, более шзи-тивен, никто умирать не собирается^
В.: Есть у панков культовые книги?
Ш:
Нет... Сложно даже сказать, какие книги больше всего популярны. Дж: У меня аллергия к культовым вещам. Противно было, когда все год назад читали Пелевина в метро. Ш: Если говорить не только о художественных книгах, то на меня в детстве произвела огромное впечатление книга Фреда и Джуди Верморел «Секс Пистолз. История изнутри».

Как показали анкеты, литература лежит вне сферы внимания панк-культуры:
практически нет книг, которые можно было бы назвать панковскими. Панк - это музыкоцентричная культура (если в музыке единство вкусов, то в литературе -полный разнобой).
Треть панков своими любимыми авторами назвали Л Кристи и М.Булгакова. Четверть - В.Маяковского и Е.Летова. Примерно столько же назвали С.Довлатова, К.Кизи и А.Линдгрен. Упоминался и «Заводной Апельсин» Энтони Берджеса.
ВЫВОДЫ
Разработанность общей идеологии, которая наблюдается у нацболов, провоцирует «познающее» чтение: чтение есть способ познания действительности и передачи мудрости.
Склонность ролевиков и сорокоманов к эскапизму обуславливает «сюжетное» чтение. Для погружения в художественный мир нужна «реалистичность» (чтобы можно было отождествить себя с героем). Любое удовольствие от чтения возможно только при информативной насыщенности текста. В сумме получаются «приключения». Поэтому для эскапистских субкультур первостепенное значение имеет увлекательность сюжета.
К эстетизму приходят субкультуры, деятельность представителей которых как-то связана с искусством: пишущие сорокоманы (они, правда, только на пути к эстетизму) и «самореализующиеся» в искусстве (а не в семье, по словам Егора) гомосексуалисты. Неизвестно, правда, насколько гомосексуалисты стремятся «самореализоваться» в искусстве. Скорее всего, их «эстетизм» объясняется тем, что на гей-культуру оказал сильнейшее влияние «культ» античности. Воспевавшая мужскую любовь античность была колыбелью всего европейского искусства, которое вечно стремилось и стремится возродить ее.
Таким образом, существует три типа отношения к книге, из которых филологи признают только один.
«Книга - произведение искусства», - так считает традиционная эстетика, так читают книги профессионалы-филологи. Комментарий, несмотря на всю сложность этого типа восприятия, мы опустим - этим занимается литературоведение.
Второй тип - «книга - дверь в другой мир». Для ролевиков в идеальной книге язык должен быть «незаметным», то есть давать возможность легко проникнуть в художественный мир. А «там» все должно быть очень интересно, чтобы дух захватывало. Лучше, конечно, если бы книга была написана в жанре фэнтези. Читатель, в свою очередь, будет идентифицировать себя с героем
8 и получать интеллектуальное удовольствие,
анализируя и систематизируя принципы устройства мира
9.
Тип третий - «книга-учитель». С точки зрения нацболов, автор идеальной книги должен обладать острым умом (90% опрошенных) и быть идеологом общества. Книга должна правдиво отражать реальность, нести истину и духовно развивать читателя. В этой книге должен содержаться вызов или протест. Наибольшее внимание читатель такой книги уделяет идеологии автора.
На рисунке приведена схема распределения субкультур по преобладающему типу чтения. Углы треугольника отражают тенденцию представителей субкультур к восприятию книги как познания, книги как бегства от реальности и книги как эстетического феномена. Наложив эту схему на следующую («Любимые писатели»), мы получим представление о «взаиморасположении» субкультур в «плоскости» литературы.
Ну, вот и все. Автор, дописав статью, умирает...
Примечания автора
1. Среди достоинств Толкиена названы: «мироконструирование», «целостность созданного мира», «христианство», «свет», «проникновенность», «эстетизм». Достоинства Желязны: «интеллектуальность», «принципы устройства мира», «обаяние персонажей», «авантюра», «эстетизм».
2. В анкете отмечены такие достоинства этих писателей: Э. Лимонов - «искренность», «эмоциональность», «неожиданность». Ф.Ницше - «интеллигентность», «поэтичность», «смелость», «свобода», «злоба», «мудрость», «ирония». Ю.Мисима - «правильность взглядов», «традиционализм». Ф.Достоевский - «точность типажей», «психологизм», «интересный сюжет», «настроение».
3. Гауляйтер питерского отделения НБП.
4. Среди достоинств книг Ремарка отмечены «чувственность», «умение передать печаль и боль», «стилистика».
5. Среди достоинств Набокова были названы: «божественный язык», «трогательность», «необычность», «красота», «откровенность», «свобода слова и мысли».
6. Удалось создать фактом своего существования, он, скорее всего, даже слова такого не знал.
7. Сокращение от 'magazine' - большой журнал, 'zine' - маленький.
8. Большинство ролевиков и сорокоманов отметили в анкете пункты «идентифицирую себя с героем», «сопереживаю герою (героине)».
9. В числе достоинств любимых книг примерно половина сорокоманов и ролевиков отметили пункт «есть над чем поломать голову».




Реклама:

электростанции
Путин и медведев карикатуры
Hosted by uCoz