Тексты
Ссылки
Новости

Молодежные движения
и субкультуры Петербурга

Семинар

Участники




Натуристы (нудисты) в Санкт-Петербурге

Л.Тенникова

Введение
В современном российском обществе наблюдаются мощные процессы дезинтеграции на идеологическом и практическом уровнях. Одним из проявлений этих процессов является все большее дробление доминантной культуры на множество субкультур, вплоть до исчезновения первой. Обязанность социологии отслеживать и интерпретировать эти процессы. Именно таким образом она помогает решать обшеству одну из его вечных проблем - проблему интеграции и самоосознания себя в этом мире.
Натуризм как субкультура является проявлением городской культуры ХХ века. Она возникает на этапе, когда техногенная цивилизация привела к практически полному отчуждению человека от природы. Что, естественно, породило реакцию (обратный процесс возврата к природе): возникают такие явления, как нудизм, движение "зеленых", движение последователей Порфирия Иванова, мода на натуральные продукты, ткани и т.д.
Отчуждение от природы имеет два аспекта: а) отчуждение от флоры и фауны; б) отчуждение от собственного тела. Первый аспект проявляется в комплексе экологических проблем. Второй в том, что отсутствие физического труда, вызванное автоматизацией производства, а также исчезновение различных народных игрищ, состязаний и танцев, привело к сильному снижению общего уровня физической культуры, и, следовательно, здоровья. Любят свое тело и ухаживают за ним в основном те люди, чья профпригодность зависит от физических кондиций (представители силовых структур, спортсмены, фотомодели, шоумены и т.д.).
Санкт-Петербург стал первым российским городом, в котором официально после долгих лет запрета времен Советской власти возобновилось движение нудистов (1) (сами себя они называют натуристами). Преодоление отчуждения от своего тела в натуризме выражается в приятии его таким, какое оно есть, то есть в преодолении стыда за какие-то физичесие недостатки. Возвращение к природе, к естественности проявляется здесь больше в психическом плане. Раздевшись догола, люди чувствуют свое единство с окружающей их природой.

Методология
        В ходе исследования мной было взято 8 интервью с натуристами со стажем не менее 4 лет. Из них 4 - у мужчин, и 4 - у женщин. Использовалась информация из Internet'а. На магнитофон было записано 3 интервью, остальные законспектированы в ходе интервью, либо вскоре после него - по памяти. 1 раз я посещала баню натуристов, 1 раз присутствовала на "закрытии сезона" на пляже, один раз была в гостях у лидера движения, где в тот день собралась целая компания. Интервью не были выстроены по одной схеме, но для себя я имела список вопросов, которые пыталась выяснить в той или иной последовательности.

Организации
Главная организация натуристов в России - "Hациональная федерация натуризма". Ее штаб-квартира, по месту регистрации - в Санкт-Петербурге. В состав HФH входят, а также поддерживают с HФH дружеский контакт, до 50 клубов и натур-групп по всей стране. В большинстве клубов народу числится немного - не более чем по 30 человек в каждом. Самым крупным считается питерский клуб. По официальным спискам, в него входит около 250 человек. Разумеется, эти списки достаточно условны. Кто-то может записаться, сдать взносы (обычно они не превышают 5-10 долларов в год) и после этого больше никогда не прийти. Тех, кто ходит на пляж постоянно и активно участвует во всех тусовках как в Питере, так и в Москве, не более сотни.
"Общество культуры свободного тела" (ОКСТ) Санкт-Петербурга было официально зарегистрировано 30 января 1992 г. С октября 1998 г. ОКСТ входит в "Международную федерацию натуризма" (INF) под эгидой ЮНЕСКО (3).
Внутренняя организация движения имеет несколько уровней(2). Во-первых, это "совет старейшин" (6 чел.) – неформальное образование, выполняющее совещательную или решающую роль при принятии важных решений. Приблизительно на одном с ними уровне находится президент ОКСТ, или Царь Кирилл. Другим уровнем является формальный организационный совет (5 чел.), занимающийся бухгалтерией, связями с общественностью и т.п. Разработкой и распространением идеологии натуризма занимается в основном один человек - М. М. Русинов (4,6,7).
Штаб-квартира "Международной федерации натуризма" находится в Бельгии. Свои организации есть практически во всех странах Европы, Америки и Австралии. Hет организаций натуристов в Африке, Азии, особенно в мусульманских странах (1,2).

Сообщество
Культовые места.
Летом натуристы собираются на пляже на побережье Финского залива между жд. ст. "Курорт" и "Солнечное". В жаркие дни здесь отдыхает по разным оценкам от 400 (6) до 5000 (9) обнаженных. Количество натуристов из ОКСТ как правило не превышает 70-80 человек. Иногда их бывает так мало, что трудно найти друг друга (2). Степень интегрированности каждого натуриста в сообщество индивидуален. "Ну, я знаю примерно человек 50"(6). "Те, кто знают друг друга, ну, в пределах 500 человек - это точно, да" (9).
В холодное время года натуристы арендуют по определенным дням 4 бани. В бане бывает около 50 человек.
Этика. Порядки в нудистких организациях самые обычные, ничем, пожалуй, не отличающиеся от порядков на обычных пляжах (4,6). Только с одеждой - все наоборот. То есть находиться в плавках или купальнике на натуристском пляже, безусловно, неэтично. Такие факты не преследуются, но осуждаются.
Степень приверженности нагому загоранию у всех разная: "Интервьюер: Свобода тела - в смысле возможности раздеться и быть самим собой? Респондент: Да, но я не смогу раздеться в том обществе, если люди не нудисты. Но вообще, топлес - везде могу" (4). "Мы познакомились с ней на юге. Мы обе загорали голыми на обыкновенном пляже, где все были одеты" (8). "Зачем мне идти куда-то еще? Если я хочу отдохнуть на природе, позагорать, я поеду на наш пляж" (5).
Единственное ограничение естества - неприличной считается эрекция. Но если с кем-то это случится, никто не будет акцентировать на этом внимание. К сексуальным отношениям, порой имеющим место в кустах вокруг пляжа, отношение разное: кто-то считает это проявлением свободы человека, кто-то возмущается, но большинство относится равнодушно, спокойно, считая это делом каждого (4,5,8,9).
"Возмущение есть всегда и везде... и всем чем угодно. Поэтому время от времени там происходят, так сказать, мутации и эти... ротации. Люди, которым не нравится здесь быть, в этом общем месте... могут гордо уйти, сказать: "Фу, у вас тут плохо, мы пойдем на дюны". Вот идут они на дюны загорать. На дюне посидят, посидят - скучно. Тут-то больше людей, да. Позагорают там, вернутся сюда" (9).

Формы общения. В первую очередь, на натуристском пляже присутствуют те же формы общения, что и на других пляжах: люди вместе загорают, купаются, играют в волейбол, карты и проч., трапезничают. Помимо пляжа, обшение происходит в бане или на выездах за город небольшими группами. Иногда организуются выезды лидеров движения с окружением в какие-нибудь живописные места для проведения фото- и видеосъемок, или кто-то может договориться и поехать своей компанией, например, за грибами (5). Но прочные отношения существуют, как правило, только среди старейшин движения. Кроме пляжа и бани они регулярно встречаются и в других местах. У многих молодых натуристов вообще нет друзей среди своих "соратников" (4,6).
Те, кто не хочет в выходные ездить на пляж каждый день, разбивают там палатки, как правило, с вечера пятницы до воскресного вечера. Есть люди, которые останавливаются на более долгие сроки, но их меньше. "В выходные с ночевкой остается около 50 человек. Это не только натуристы, но самые разные люди. Общаются они между собой произвольно, как правило, маленькими компаниями" (8). "Ну, как правило бывает не меньше трех - четырех палаток. Есть мужчины, которые там живут все лето. ... Но не много. Потому что, если бы там были какие-то коттеджи, то, конечно, там бы оставались все" (9).
В последние несколько лет с резким разрастанием нудисткого пляжа появились некоторые другие формы общения.
        "Мне очень не нравятся массовые пьянки, назовем это своими словами. Потому что те люди, которые богатые и могут себе позволить что-то… они просто привозят много-много водки. На жаре, в три часа дня, когда самая-самая жара, люди выпивают хоть чуть-чуть, и начинается вот это… И вот ты с человеком разговаривал, что называется, утром - нормальный, ну, можно сказать, даже интеллигентный человек или девушка, или еще там что-то такое… В три часа дня эти тормоза полностью все снимаются. И происходит, так сказать, подмена человека. Голова отключается полностью. Вот это что-то там… ну уже полу-животное, и смотреть на это совсем не хочется. То есть, это вот один из моментов. Я не говорю, что там это постоянно происходит, не говорю, что там это всегда происходит. В конце концов, ты всегда можешь в этом деле не учавствовать. …Я понимаю, что там мальчишки молодые, или девчонки молодые, может, им как раз это в кайф получается. Так сказать, полная свобода, все, там уже все - тормоза все отключились, но для меня это неприемлемо" (9).
"Здесь, на территории пляжа ОКСТ, можно встретить нимфоманок и приверженцев группового секса. Их примерно 60%. …Однажды я был свидетелем, как богатая семья натуристов привезла на пляж помповое ружье и стала развлекаться, стреляя из него в людей. …Каждая встреча на выходных, как правило, заканчиваемся массовым упитием" (7).
Действительно, занятия сексом допускаются, но не на самом пляже, а где-нибудь в скрытом от глаз месте. Например, на так называемой "Тропе любви". Это место расположено в кустах неподалеку за территорией нудистского пляжа. Здесь уединяются иногда несколько пар одновременно. Однако, нельзя сказать, что именно натуристы являются основными посетителями этого места.
"Интервьюер: Может это быть и натурист, когда он там выпил в три часа, и его уже, не знаю, повезло куда-то, и может это быть и голубой, и может это быть и любой человек, который просто первый раз туда приехал, и вот захотелось - и пошел. Когда появилось это явление? Респондент: Ну, это появилось, совершенно точно, когда появилось много людей, скажем так, когда количество каких-то возможных вот пересечений, оно увеличилось. Интервьюер: Самоконтроль держит? Респондент: Ну, контроль, не контроль, - по крайней мере ты знаешь, что, да - ты в поле зрения, то есть никто не говорит, что там парочка не может никуда уединиться" (9).
Группы и компании. В процессе изучения натуристов Санкт-Петербурга выяснилось, что движение их удивительно неоднородно. Люди, называющие себя таковыми, представляют целый маленький мир, скрытый от посторонних глаз, охватывающей совершенно разные слои общества. Среди питерских натуристов можно встретить бизнесменов и домохозяек, работников умственного и физического труда, гомо- и гетеросексуалов, детей, взрослых и пожилых - т.е. совершенно непохожих, а зачастую противоположных по интересам и профессиям людей. Движение дробится на множество мелких групп, члены которых, в свою очередь, более единообразны и однородны. Подобные группировки объединяются по разным признакам: 1) простая взаимная симпатия = приятельство, дружба; 2) семьи + друзья семьи; 3)общие интересы; 4)общие дела.
"Те, кто приходят первыми, как правило, занимают место на себя и на своих. Ну сложились там уже...: дружба семьями, дружба там какими-то компашками. Потому что уже очень много вот таких вот компашек... То есть получается даже какой-то такой взаимный переход: они знакомы здесь, ну, в смысле, в обычном мире, да, какая-то компания приезжает туда - у них своя компания. Или, наоборот, познакомившись там, потом становятся уже компанией какой-то и по жизни. ...Приезжают, допустим, на трех машинах. Естественно, что они будут... сами с собою. К ним может кто-то подойти. Если они его примут, то - примут, если нет, то нет. Или, может, им понравится какая-то девушка, они могут ее пригласить. Она может с ними пойти, может - не пойти"(9).
"Существуют группы по интересам. В большинстве случаев их границы достаточно размыты. Один человек может быть в нескольких группах сразу. Основные группы это: массажисты-целители (среди них подгруппы фитотерапевтов, рэйки специалистов, специалистов по мануальной терапии, экстрасенсов, целителей по декорирующим запахам и вкусам); группы выезжающие на природу (на произвольные места, а не на общий пляж); группы, имеющие один бизнес; банщики; группа регистрации; журналисты; группы по политическим интересам.         На пляже отдыхает 5 "крыш", а охраняет пляж одна "крыша"(2). "Это чисто легенды, какие-то слухи, что есть "крыши", которые чего-то там пасут. Что можно пасти там, где нет денег? Что?"(9).
Существует фото-группа. Ее участники называются фотомоделями. Отношения между ними скорее конкурентные, чем не дружественные. Реальных денег за участие в фотосъемках модели, как правило, не получают, хотя обещаний и разговоров о возможности заработка много (4,6). Проведением фоторабот занимается в основном М.Русинов. Он может также привлекать множество знакомых профессиональных фотографов. Фотографы, вообще, проявляют очень большой интерес к нудизму - натуризму (2,4,9).
"У нас есть экологический клуб "Дюны", созданный при ОКСТ. Почти все его члены - 17-20 человек, состоят также в партии "зеленых"(3). "Дружина по охране природы "Дюны" была зарегистрирована в 1989 году, но уже в 1994-95 она прекратила свое существование за отсутствием всякой деятельности. ...Не помню, как называется, при ОКСТ есть свой театр, в котором все, естественно, выступают раздетыми" (7).
Праздники и конкурсы. Участники ОКСТ отмечают все общепризнанные праздники, такие, как Новый год, Рождество, 8 марта, Пасха и др. Те из них, которые выпадают на холодное время года, справляются в бане. Существуют и свои, натуристские праздники. Они проводяттся летом и, как правило, включают в себя какие-либо конкурсы. Таковы, например: "Королева августа", "Мисс грудь", "Пивной марафон" или фотоконкурс. Можно сказать, что у натуристов любой праздник - это конкурс, и любой конкурс - это праздник. Даже пасхальное разбитие крашеных яиц было превращено в конкурс с шутливым названием "Джон - крепкое яйцо". Частота их проведения зависит, в первую очередь, от погоды, а, во вторую, от желания участников движения. Люди сами договариваются и организуют свой отдых (6).
"Как раз самое интересное, что бывает в этом обществе, это когда …проводят всевозможные конкурсы, и человек открывает свою творческую энергию. То есть тут уже не важно, в голом ты виде или не в голом виде. Главное, что человек открывает какие-то свои внутренние потребности как-то себя проявить. То есть, вот празднуется, допустим, праздник, он ежегодно празднуется - это вот Кирилла день рождения, когда там все подарки царю делают. И все подарки не в смысле материальные, а в смысле вот именно... возможны и танцы, и там, я не знаю, выступления, какие-то очень смешные вещи. Это вот очень, да, очень здорово.
Каждый месяц проводится какой-нибудь конкурс. Как правило, в августе - это "Мисс пляжа", в июле обязательно - День военно-морского флота, и в июне - либо День независимости России, либо день рождения Кирилла, либо день его свадьбы. Ну, а Ивана Купала день, но это уже более такой... действительно с таким с языческим уклоном. Ну, как: назначается время, да, к этому времени… значит, там есть такая большая площадочка, небольшое возвышение, царь и царица, они сидят там в креслах. … Ну, это такое театрализованное представление происходит. И совершенно никто никому не раздает там никакие роли, не составляет никакого сценария, ничего. Просто люди сами по себе, если они хотят что-то высказать, что-то там показать, как-то выступить, они это сами делают.
Интервьюер: И много находится желающих?
Респондент: Да не то что много! Там часа на два, уже потом устаешь смотреть. У людей там заканчивается пленка, чтобы фотографировать. Они снимают начало, а там в конце еще интересней. Там и дети участвуют, и взрослые.
В позапрошлом году девушки проводили очень замечательный конкурс. Это был конкурс только для мужчин, то есть они выбирали самого умного натуриста. То есть тот, который мог бы ответить на какие-то вопросы и наоборот, значит, как-то… ну мог быть галантным с женщинами, выступать в каких-то конкурсах еще. … В основном, конечно, принимают участие те, кто хотя бы друг друга как-то знают" (9).
Символика и атрибутика. Пляж ОКСТ обнесен колышками и является официальной территорией натуристов. Дополнительной оградой служит специально высаженный натуристами в 1991 г. кустарник. Он охватывает территорию незначительно большую, чем колышки. Недалеко от этих "границ" на видном с берега месте установлен большой зеленый щит с желтой надписью "Царство Кирилла". Песчаная площадка рядом с ним служит сценой для праздничных представлений и других мероприятий. Это "Капитанский мостик" - место расположения лидеров движения и их окружения. Здесь же на высоком шесте полощется двойной, белый и синий, флаг натуристов. Чуть позади "Капитанского мостика", среди сосен и редкого кустарника, находится деревянный стол со скамьями или так называемая "голубая гостиная". Тут проходят застолья натуристов.
Лидерство, авторитет. Общепризнанными лидерами движения являются главный идеолог М.М. Русинов, "Царь" Кирилл - президент ОКСТ, а также Александр Кацов - руководитель НФН, он же заведует всеми банными делами. Уважением и авторитетом пользуется группа людей, занимающихся духовными практиками. Они оказывают определенное влияние на мировоззрение всего натур-сообщества.
Групповые ресурсы.
Источники дохода, имущественный ценз. Источники финансирования общества: членские взносы; членские взносы разового толка; единовременные сборы с частных лиц; спонсорская помощь (9/10 от всех доходов (3). Деньги ОКСТ налогами не облагаются (2).
"Был период, 1993-94 год, тогда это были просто бедные люди. То есть все были бедными, все абсолютно. Собирали 30 копеек на электричку, там еще чего-то такое... приезжали со своей корочкой черного хлеба. А кто уже успевал как-то вырваться вперед, они, может быть, даже на тот момент и пропали. Они вернулись сейчас. То есть те, кто сейчас устроился в жизни, тогда еще устроились в жизни, они сейчас тоже приезжают. Когда подходите к пляжу, то там есть стоянка автомобилей. Там раньше стояло всегда два автомобиля, еще в советское время там были два "Москвича". Это они всегда приезжали. Эту семью знали всегда, кто приехал. Сейчас там число автомобилей по принципу, что девушка может выбирать - с кем она поедет обратно назад. Действительно, там нужно уже делать стоянку.
Интервьюер: То есть, все как-то держатся своих, богатые - богатых, бедные - бедных ?
Респондент: Да, да, все равно, вот почему я говорю, что есть эти мини-компании, они все равно есть. ... Ну вот если есть компания, тех людей, которые знакомы уже очень много лет, вот там, наверное, уже не может быть такого разделения. Потому что те, которые ходят, с 1980-го года, они уже более сплочены чем-то таким... более воспоминаниями, наверное, общей памятью, нежели вот эти. …Есть там люди, которые, что называется, богатые, спонсоры, но они не хотят… конкретно на пляж. Вот он спонсор, но он хочет удовлетворить свою...
Интервьюер: Гордыню.
Респондент: Да, да. Вот я вам дам, что называется, "штуку" на...водку, или на конкурс девушек, но тогда победить должна моя девушка." (9).
Образовательный ценз.
Независимо от профессии, уровень образования у молодых натуристов заметно выше среднего (2,3). Как, впрочем, и у остальных участников движения (5,3,7). Этот факт обусловлен авангардностью идеологии и практики натуризма для нашей страны. Быть натуристом в России (и тем более в СССР) значит иметь собственную жизненную позицию, отличную от общепринятой, на что необразованный человек вряд ли способен. Тем не менее, в последние годы образовательный ценз российского натуризма значительно снизился, по сравнению с годами гонений. Это снижение объясняется влиянием нескольких факторов:
а) исчезновением борьбы между идеологией натуризма и "пуританской" идеологией остального общества (остававшейся в наследство от советских времен, когда пометка "детям до 16 смотреть запрещено" ставилась на все фильмы с поцелуями, не говоря уже о показе обнаженного тела);
б) снижением уровня саморефлексии натуризма (вследствие исчезновения идеологической борьбы отпала необходимость в постоянном отстаивании своей позиции перед другими и актуализации своей идентичности), для которой требовался определенный интеллектуальный потенциал, безусловно связанный с уровнем образованности;
в) снижением уровня образованности во всем обществе.
        "Вот пока было это обособленное, так сказать, пятидесяти - сто человечное общество, средний портрет такой можно было бы, наверное, написать... Это, как правило, люди со средним или высшим образованием. То есть просто, что называется работяг от станка там не было - это однозначно совершенно. Ну, можно сказать - с какими-то запросами и интересами, то есть не просто такой тупой потребитель солнца или купания, а еще какой-то... есть у него интерес. Сейчас... ну сейчас людей куча, могут быть все, всё что угодно, кто угодно" (9).
Информация и реклама. На вышеупомянутом щите с надписью "Царство Кирилла" вывешиваются объявления о проведении конкурсов и праздников, другая информация, а также картины художников-натуристов, создающиеся, как правило, прямо на пляже. Время от времени собственными силами издавались журналы. "Маленькие журнальчики… Ну они были типа того, что вчера прошло что-нибудь, да, он тут же ночью все это сделал, фотографии проявил и буквально, что называется, на следующий день это уже появилось. Все участники событий прямо тут же могли это увидеть. Это было для своих, да. Мы посылали несколько экземпляров, может быть, в Москву и в Астрахань, где были центры еще такие… А потом, когда возник Internet, то во всем этом деле - в печатном, в бумажном носителе просто отпала необходимость" (9).
В питерском клубе есть две королевы, а недавно они стали императрицами своих единомышленников. Они участвуют в натуристских конкурсах красоты, в различных праздненствах и заседаниях (2). Их фотографии с комментариями, прославляющими красоту единства природы и человеческого тела, широко используют в рекламных целях натуризма.
Необходимо отметить существование двух сторон деятельности ОКСТ: одна составляет его внутренняя жизнь, другая - его связи с общественностью. И если в первой участвуют все члены организации, то второй занимается достаточно узкий круг людей. Информация о натуризме имеет соответствующие этому делению два уровня: внутри ОКСТ, и вне его. Функции, выполняемые информацией в каждом круге, различны. Отсюда проистекают различия по форме ее подачи и по содержанию.
Внутри ОКСТ главной функцией информации является интеграция его членов для поддержания внутреннего единства. Поэтому преимущественно она имеет организационно-практический характер (сведения о намечающихся общих мероприятиях, о правилах и порядке их проведения).
Информация, представляющая ОКСТ, во внешнем мире имеет своей главной функцией рекламу. Так, обращение к истории натуризма в России и даже создание ее методом интерпретации исторических фактов в желаемом свете является аппеляцией к традиции, которая, несомненно, придает большую значимость и важность движению, делает его авторитетным. Рекламные функции вополняет и натур-фотография. Снимаютя далеко не все участники движения, а только те из них, чей вид может доставить эстетическое удовольствие (2).
Можно утверждать, что по своей сути информация этого круга хождения виртуальна. Недаром главное место ее расположения - Internet. Там достаточно широко представлены сведения о различных нудистских и натуристких сообществах всего мира, а также сопутствующий этим сведениям дискурс. Вся эта информация образует так называемый nudi ring - то есть круг сайтов о нудизме. Однако почти вся она зарубежная. Русскоязычных страничек мало, а единственный натуристский сервер, созданный питерской организацией "Holy Nature" под руководством М.М.Русинова, также заполнен текстами на английском языке.
Использование Internet'а для питерских натуристов дело отнюдь не обычное. Постоянно занимаются этим всего несколько человек – М.М. Русинов (он же является автором книги о питерском натуризме, изданной, к сожалению, только на английском языке в США), К.О.Васильев (он же Царь ОКСТ) и их немногочисленные помошники.

Идентичность
Что означает быть натуристом. О
бозначу основные позиции. Для разных людей быть натуристом, означает: то же самое, что и быть нудистом, то есть - загорать и купаться в голом виде, а также ходить голым дома; быть близким к природе, любить ее, приобщаться к ней; исповедовать определенное миовоззрение внутренней свободы и открытости.
Порой натуризм становится неким оценочным фреймом, через который человек начинает смотреть на жизнь. То есть натуризм распространяет свое влияние на жизнь своих адептов не только как определенная практика, он как отношение к жизни.

Идеология. Стимулом к созданию собственной идеологии ОКСТ послужил раскол между питерским и московским клубами нудистов. Появилось желание обрести собственную значимость и независимую позицию. Второй причиной, побуждавшей заняться идеологией, стало очень быстрое увеличение численности нудистов (натуристов), что грозило исчезновением внутреннего единства сообщества. За разработку идеологии взялся М.Русинов, он же распространяет ее в среде нудистов-натуристов (6,7).
Ниже привожу краткое изложение этой идеологии со слов М.М.Русинова: "Мы не нудисты. Мы натуристы. Иностранное слово "нудизм" не имеет в России никаких корней. Об этом свидетельствует история. Вместе с тем, русский натуризм существовал на протяжении многих веков, начиная с язычества, и всегда был связан с защитой природы. Для нас главное - это природа - hole nature, то есть святая природа. И поэтому наш главный лозунг и главная цель - это триединство: "Здоровый Дух, здоровое Тело и здоровая Природа". Их можно назвать Святой Троицей, а наше учение религией без религиозности.
Русский натуризм в своей основе имеет гуманистическую идеологию, включающую идеи и цели движения "зеленых", а также защиту прав человека. Здесь каждый человек сознательно совершает свой выбор: каким и как ему быть в обществе, в природе, в этом мире. Этот выбор не является социально навязанным человеку от рождения. Напротив, становясь натуристом, человек выражает свою индивидуальную позицию, и тем самым осуществляет свою свободу, которая потенциально есть у каждого. Нудизм - это европейское и московское движение. В нем главное - просто раздеться, больше за этим ничего не стоит. И поэтому мы по отношению к Москве и Западу являемся сепаратистами и фундаменталистами. Сепаратистами - так как мы не поддерживаем с ними никаких контактов, и фундаменталистами - так как мы исповедуем возврат к старым ценностям и к той духовности, которая существовала на Руси еще во времена язычества.
У росичей была общинность, семейственность. Например, в купальскую ночь, которая длилась примерно две недели. Выбирали самых красивых мужчину и женщину, и они становились правящей супружеской парой на этот период. В период Купальской ночи складывались свободные брачные пары. Дети купальской ночи имели самый сильный генофонд. И потом мальчиков отдавали на воспитание к наставникам, а девочек - в социальные верхи.
Росичи жили социальными группами типа стаи, где каждый мог выполнять роль вожака. На Западе люди всегда жили социальными группами типа рой, где управление осуществлялось из центра. До христианства Россия была очень сильной, поскольку каждый человек должен был быть сильным и способным нести ответственность за остальных. Христианство привнесло систему снятия психологической защиты. Бог стал господином, а человек - рабом. Это привело к созданию на Руси социальной системы типа рой. До христианства обнаженность не была грехом. Наказанием бога стала одежда. Одежда - это атрибут греховности человека. Ангелы безгрешны, и они должны быть без одежд. И поэтому, чтобы освободиться от греховности, нужно открыться миру, нужно снова обнажиться. Нужно понять, что запретный плод наготы не таит более в себе греха, как только перестает быть запретным" (2).
Оценка степени важности и распространенности идеологии в рядах натуристов сильно разнится:
"Мы как одна большая семья. У нас каждый друг друга знает, и мы все постоянно обмениваемся новыми идеями, новой информацией. Молодежь - это наш передовой отряд. Они самые открытые для всего нового, и они сейчас очень активно участвуют в формулировании новых взглядов, новых подходов к жизни. Натуризм - это осознанный выбор каждого" (2).
"Для меня, например, идеология очень важна. Если бы натуристы не имели такой идеологии, я бы туда не ходила. Да, может быть, не все могут сформулировать свои убеждения, не все знают, о чем говорит Русинов. Но, поверьте мне, человек, не разделяющий мироощущения, мировоззрения натуризма, туда не придет" (8).
"Мне трудно оценить, какое именно количество человек активно учавствуют в создании и распространении идеологии... Скажу так: сознательно идеология всем, нет, большей части - безразлична. Но интуитивно, то есть как-то бессознательно, ее разделяют все. Она скорее не рефлексируется, а претворяется в жизнь" (5).
"У него (у Русинова - Л.И.) очень все возвышенно и все хорошо. У меня совершенно нет ничего общего с идеологией Русинова. У него очень возвышенно, у меня - больше приземленно. Во-первых, Русинов - основатель движения, и пускай он его основывает дальше. Я, конечно, могу прийти в это общество, пообщаться с людьми на определенные темы... Натуризм, мне кажется, это все-таки дело каждого. Моя личная точка зрения ... Это свобода тела, это хорошо, это прекрасно...Свобода души" (4).
"Русинов попытался внедрить эту идеологию натуризма, но у него ничего не вышло. Большинство не видит никакой разницы между нудизмом и натуризмом" (7).
"Миша очень хотел, и сейчас он это как-то так более-менее проповедует... подтянуть идею натуризма, ну даже не идею, а, может быть, образ жизни натуристов под некое язычество, там, дохристианкую Русь или еще что-то такое. Играет вот в такие... Я это не разделяю, естественно. ... Потому что нельзя сравнивать язычество, там, 2000 или 1000 лет назад... (тогда человек был совершенно просто другой) и нынешний век. Это две большие разницы, как говорят в Одессе. Невозможно их сравнить" (9).
Однако, почти все мои респонденты отмечают, что натуризму соответствует определенное, специфическое отношение к миру, к природе, к людям, а злые и зашоренные люди вообше не способны раздеться.
"Это особое отношение к миру. Мне трудно сказать... доверчивость такая, что ли... открытость. Оно основано на любви... на близости к природе" (6).
"Там нет националистов. Их там в принципе не может быть. Вот если красивая девушка в туристском походе несколко дней не снимает с себя купальник, я не удивлюсь, если завтра она вступит в рады баркашовцев" (8).
        "Для меня натуризм - это просто отдых. Ну еще, может быть, так как я человек общественный, меня привлекает, что там есть какие-то мероприятия" (9).

Мотивация
"Приходят в натуризм (нудизм) в основном по трем причинам: в связи со сменой взглядов на жизнь; чтобы найти себе подругу/друга (натуристы намного коммуникабельнее, чем просто отдыхающие на пляже); чтобы иметь ровный, красивый загар. Эти три мотивации есть, как правило, у всех приходящих, но выраженны в разной степени" (3).
"Женщины там в основном загорают, ну лет 35 так, вот уже семейные, они больше для эстетики загорают. Они уже привыкли к этому, они уже не могут, то есть вот эти купальники... К нам очень многие приходят, чтобы избавиться от своих комплексов, причем от самых разных" (2). "Там познакомиться совершенно… в общем, очень легко, конечно. Мальчики старше 18-ти приходят, может быть, чтобы с кем-то там познакомиться" (9). Часть людей приводят родственники, друзья, знакомые. "В голом виде загорать намного и приятнее и эстетичнее. Не надо все время переодеваться, бегать там эти купальники мокрые переодевать" (4).

Психологический аспект
а) Атмосфера.
"Натуризм пытается нейтрализовать все источники психологического давления, воздействующие на человека в нашей повседневной культуре. Общество, имеющее в основе своей дух гедонизма, трепетно охраняет себя от всего, что могло бы разрушить атмосферу безмятежного наслаждения этой жизнью. Вместе с одеждой снимаются все социальные статусы и амбиции. Люди могут на какое-то время отдохнуть от тех ролей, которые предписываются им положением в социальной иерархии. Нагота психически обезоруживает, создает атмосферу взаимного доверия. Все делятся друг с другом своим хлебом, своей радостью. На пляж принято приносить только хорошее настроение. У нас излечиваются и от импотенции, и от гиперсексуальности, от разных поведенческих комплексов, от многих болезней. У нас замечательные специалисты: и массажисты, и целители, и фитотерапевты, и экстрасенсы. Красота природы, хорошая погода, хорошее настроение, дружелюбные, открытые люди, атмосфера взаимного доверия, праздника - все это приводит к обретению некой золотой середины" (2).
"Миша говорит, что, раздевшись, у людей отлетают все комплексы, не поймешь там, кто бедный, кто богатый, или еще чего-то такое... Все равно это не происходит. Потому что, на самом деле, это внутри человека сидит. Да, снимая с себя одежду, мы большую степень открытости как бы позволяем себе, да. Я верю, что ты меняне обидишь, по крайней мере потому, что ты такой же голый, как и я. Но это на этом уровне. А уровень в голове... - все равно, это остается. Если я была с комплексами, я все равно с ними останусь, я все равно буду зажиматься..."(9).
"Совместные трапезы на лоне природы сближают людей, делая их на какое-то время большой семьей" (3).
б. Сексуальность
        Обнаженность - состояние непривычное для современного человека. Подсознательно она всегда ассоциируется с интимной близостью, и потому обычно вызывает некоторое возбуждение, если не физическое, то, по крайней мере, психологическое. Интересно понаблюдать, какие реакции она вызывает у натуристов, для которых нагота становится нормой жизни.
"Я, чесно говоря, в это время (когда только попала к натуристам) и не любовалась собой в зеркало. Я уже потом поняла, что… как бы есть, на что посмотреть, а так я этому не очень большое значение придавала.
Интервьюер: Ну а то, что там мужчины красивые…
Респондент: Мужчины? Красивое тело мужское всегда привлекает. Первый день у меня шок был, я поднимала голову и уставлялась только в одно место (смеется), больше никуда не смотрела. Но постепенно шок этот прошел. Я стала знакомиться с людьми. Ну и в процессе общения на это меньше внимания обращаешь"(4).
"Девушки демонстрируют свое тело, чтобы найти и привлечь сексуального партнера или просто, чтобы убедиться в своей красоте и ее действенности" (7).
"Некоторые увеселения и мероприятия устраиваются так, чтобы спровоцировать возбуждение. В таких ситуациях считается почетным остаться безразличным к происходящему. Те, кто не смог выдержать испытания, прячутся в воду или ложатся на живот" (2). Речь идет не о каких-то специальных акциях, а об элементах эротического, появляющихся естественным образом, например, в конкурсе танца или при проведении натуристких фотосъемок.
"Флирт, конечно, есть на любом пляже, но когда человек открыт, обнажен... многие мужчины это неправильно понимают, ну и начинают назойливо приставать, предлагать свои "услуги". ...И где-то лет в 40 я стала замечать, что я совершенно не реагирую на мужское обнаженное тело. Вот стоит он передо мной - друг, товарищ и брат... Но это нечто совершенно бесполое! В то же время я перестала вести себя как женщина, перестала чувствовать свою сексуальность... Я испугалась, для меня это стало проблемой. И я сказала: "Нет, я хочу, чтобы все люди были братья, но еще и мужчины и женщины" (9).
"У натуристов женщины пресыщены мужским вниманием. Они ведут себя спокойно и уверенно, не прихорашиваясь перед появлением мужчин, не кокетничая и не заигрывая с ними. Натуристку тяжелее склонить к соитию. Мужчины, в свою очередь, видят в женщине женщину не столько в смысле сексуального объекта, сколько в смысле существа иной природы, как физически, так и психически".(2)
Поощряется семейный нудизм, женатых регистрируют только всей семьей. Детишки с самого начала привыкают к голому телу, половое созревание у них, кстати, не ускоряется, да и начало половой жизни не раньше, чем у среднестатистических (1). Многие дети, выросшие в семьях натуристов, в подростковом и юношеском возрасте уходят из сообщества. Мальчики в подростковом возрасте, девочки чуть позже. "Мальчиков в возрасте 14-18 лет вообще на пляже нет. Для них это становится физиологически... ну, невозможно. ... Очень много девочек лет 12, они в это время становятся особенно активны. Они и вообще в этом возрасте активны... То есть они приводят своих подруг на пляж. А когда там 5000 народу, уследить за всеми, естественно, невозможно, приходится их отлавливать, требовать хотя бы расписку от родителей, что они знают, где дети находятся" (9).
"Насколько положительно влияние натуризма на детей – вопрос спорный. Дело в том, что с детства привыкнув к голому телу противоположного пола, человек в юности уже не испытывает того трепета узнавания, который знаком каждому. С другой стороны, на первом месте в шкале ценностей, по которым судят о юноше\девушке, стоят духовное развитие и интеллект, а не внешняя эффектность" (2).
Можно предположить, что на начальном этапе практикования натуризм стимулирует сексуальность, а в более поздний период, напротив, гасит ее.
Телесная культура
Некоторые натуристы иногда ходят голыми и дома. "Слушай, не могу", - говорит, - дома тоже, как позволяет время, голой хожу". Интервьюер: А ты? Респондент: Я? Ну, если тепло, если хорошо - я хожу" (4).
"Голыми дома ходят, по-моему, только нудисты. Мы не настолько фанатичны. У них это как общественный протест, у нас больше как близость к природе".(6)
Загорают обычно, как и на любом пляже, лежа на подстилках.
Молодежь в натуризме
Присоединившиеся в последнее время и особенно молодежь мало интересуются как идеологией, традициями, историей, так и организационными вопросами движения (4,6). Для них натуризм – это в первую очередь приятное времяпрепровождение, остальное - не важно. Исключения составляют лишь те немногие, кто использует эту информацию в коммерческих целях. Молодых натуристов (в возрасте до 30 лет) не так уж много. Их влечет процесс раскрепощенного, свободного от условностей общения с природой и другими людьми, приносящий иное видение мира. Они получают простое человеческое удовольствие, пропущенное через фильтр молодости, а, следовательно, более эмоциональное. .
Приток молодежи в ОКСТ в возрасте 20-30 лет заметно усилился в последние два года. До этого в организацию вступали в основном люди старше 30. Достоверное объяснение этому найти не удалось. Однако можно предположить, что здесь сказалось распространение западного образа жизни в качестве социально признанного эталона.
Среди молодых новобранцев натуризма достаточно много милиционеров, бандитов, врачей, художников (3). Замечательно, что для всех этих профессий человеческое тело (как свое собственное, так и абстрактное) является предметом пристального интереса исследования.

Отношения с внешним миром
Отношения с другими
натуристкими-нудисткими сообществами
        Между лидерами натуристких и нудистких клубов России существует определенное напряжение, вызванное борьбой за власть и сферы влияния. Оно привело к практически полной изоляции питерского клуба от других клубов и в особенности от московского на уровне руководства. "К нам даже специально из Москвы приезжают. Потому что у нас совсем другая атмосфера. У нас - это в первую очередь близость к природе, радость жизни, духовное очищение. В Москве и в Европе - это нудизм. А нудизм - это просто нагота. В нем нет ничего духовного" (2).
Но чем более отстранен человек от организационных и идеологических структур, тем меньше проявляется антагонизм по отношению к другим нудистким и натуристким организациям. "В любом городе, где есть нудисткий-натуристкий пляж, я, конечно, предпочту загорать на нем" (4).
        Среди натуристов есть достаточное количество людей, имеющих возможность выезжать за границу. Многие из них посещают там нудисткие и натуристкие пляжи, заводят на них знакомства, приглашают приехать в наш город. "Иногда ездят компаниями. Кто-то кинет клич, и поедут. Ну, если кто сам выбирается, тоже при возможности посещает там нудисткие пляжи. Естественно, любопытно, как там все. А после привозят оттуда фотографии, делятся впечатлениями" (5).
Время от времени ОКСТ само принимает иностранных гостей. Был такой случай: к нам приехал друг из заграницы, остановился в интуристовской гостинице. Ну, и в первый день спрашивает у горничной: "Какие достопримечательности есть в вашем городе?" А она ему отвечает: "Эрмитаж, Русский музей и нудисткий пляж". Представляешь, это он приехал к нам в гости и ему сразу же о нас говорят!"(3). "Когда к ним приехала финнская делегация, они их всех на платформе в Курорте встречали"(8).
        
Отношения с не-натуристским окружением
на пляже и вне его
Вокруг клубной территории ОКСТ загорают многочисленные нудисты, то есть люди, не входящие в ОКСТ и в основном не отличающие натуризма от нудизма. Часть из них составляют "случайные" люди, то есть те, кто приходит сюда однажды или изредко, те, кого старожилы не могут узнать в лицо. В основном они не коммуникабельны, приходят по одиночке или парами, ведут себя тихо и скромно, располагаясь на окраинах натуристско-нудистского пляжа.
Однако среди раздетого окружения ОКСТ на пляже также существуют и устойчивые группировки. Дело в том, что натуризм является привлекательным для различных сексуальных меньшинств, а именно, для гомосексуалистов, экзгибиционистов, нимфоманок, любителей группового секса, любителей самоудовлетворяться при виде обнаженного тела, а также для просто сексуальноозабоченных. Нудисткий пляж является для них удобной "крышей". Во-первых, здесь они могут свободно и спокойно общаться, не привлекая к себе назойливого внимания окружающих, во-вторых, за вход на пляж не нужно платить, в отличие от какого-нибудь работающего для них клуба. Встречаются также и лесбиянки, но их представительство немногочисленно. Натуризм как движение демократическое и стремящееся освободить человека от различных предрассудков и комплексов, относится к ним спокойно. Некоторые из этих групп имеют определенную территориальную локализацию на пляже.
Если стоять лицом к морю, то слева от пляжа ОКСТ располагается "Банановый пляж" или пляж гомосексуалистов (4,5). Оценка их числа от всх отдыхающих на этой территории и степени их близости к натуристам разнится:
"Тут их примерно 40%. А вообще на пляже , конечно, все перемешаны. ... Между отдыхающими здесь и здесь (на территории пляжа ОКСТ и на "Банановом пляже") происходят постоянные миграции. То есть в разные дни одни и те же люди могут расположиться либо там, либо там, или переместить зону своего постоянного расположения с одной части нудисткого пляжа в другую. Но за один день вы эти миграции, конечно, не заметите. Вообще человек замечает то, чем он интересуется. Меня это интересовало, поэтому я это знаю"(7);
"Незнающий человек может к ним забрести и лечь где-нибудь на окраинах их тусовки, но если он сунется глубже, то вылетит оттуда, как ошпаренный. ... Нет, они держатся особняком. Это совершенно другая, своя тусовка. "(5). Лидеры этих сообществ и некоторые другие люди поддерживают постоянные контакты (7,8,6).
"Поскольку они все знают Кирилла, то они, все равно, могут прийти на этот пляж, то есть они к нам. Как правило наши туда не ходят - это однозначно. Потому что... ну натуралы всегда голубых считают чем-то ниже. У них отдельный пляж, "Банановый пляж". Некоторые бывшие члены партии "зеленых", они оттуда. Поэтому, если есть тут какие-то интересы по жизни, то есть не только на пляже, то люди все равно, конечно, встречаются. Они нас не игнорируют, мы их не гоняем, как-то так. Но тесного слияния нет. По крайней мере, если этим людям кто-то понравится, может, мальчик какой, то они знают, что пляж выступит на защиту этого мальчика. Поэтому на пляже совращения произойти не сможет. То есть у них все-таки более... высокий уровень вступления в какую-то связь. То есть она происходит, может произойти... 20 метров от пляжа отошли, они там могут с этим человеком как-то говорить, или еще что-то..."(9).
Пляж получил название "Бананового" с легкой руки Царя Кирилла (тогда, впрочем, он еще не был Царем). Где-то в конце 1980-х гг. на большой трубе, лежавшей параллельно берегу, но достаточно далеко от воды, в тех самых местах, где уже тогда собирались гомосексуалисты, он написал большими буквами "Банановый пляж". Это название закрепилось, но с исчезновением трубы его стали забывать. Несколько моих респондентов, зная о пляже "голубых", не знали, что его именуют "банановым".
Одна из натуристких бань также является местом, где собираются "голубые" (8). Однако этой информацией со мной поделился только один респондент. Большинство мною опрошенных об этом умалчивают, не выделяя никак эту баню среди прочих.
На периферии пляжа встречаются наблюдающие за нудистками мужчины, получающие от этого сексуальное удовольствие, а иногда и удовлетворение. Как правило, они таятся по кустам. Оценка возраста подсматривающих у моих респондентов разнится. Вот несколько мнений: "Это, как правило, пожилые мужчины. Я никогда не видела, чтобы это были люди моложе 35 лет" (8); "Солдаты очень любят приезжать на пляж к натуристам, чтобы посмотреть на голых женщин" (7); "Ну, знаешь, эта шантропа, что по кустам сидит" (4). Вообще же подсматривающих не любят, особенно с экзгибиционистскими наклонностями, и время от времени выгоняют с пляжа (4,6,8,1). "Мы их гоняем, конечно. Подходим и говорим: "Слушай, иди отсюда и занимайся, чем хочешь, но так, чтобы тебя хотя бы видно не было". Потому что мы против такого откровенного использования наших женщин" (5).
Иногда на натуризме делают деньги чужие люди: "Там очень умные люди ведут хозяйственную деятельность. Два года там летал над пляжем дельтаплан. Да, то есть деньги там снимали. Вот она хозяйственная деятельность… ОКСТ от этого дела не получало ни копейки. Это были мальчики, очень ушлые, правильные молодые люди, которые на этом деле поделали денег себе. Там отстегивали кому-то…"(9).

Отношения с властями
"Отношения с властями у ОКСТ сложные. С натуристами считаются только тогда, когда не считаться нельзя. На данный момент основным "камнем преткновения" в отношениях ОКСТ с властями является пляжная территория, неофициально занимаемая обществом каждое лето, начиная с 1950-х гг. До этого в этих местах располагался какой-то военный объект. После его расформирования территория долгое время оставалась пустынной от каких-либо организаций и поселений, а также от отдыхающих, поскольку представляла собой достаточно большой остров, один берег которого граничил с морем. Именно в силу своей пустынности и труднодостижимости остров стал привлекательным для первых нудистов СССР, подвергавшихся всяческим гонениям. На нем они нашли свое укрытие и спокойствие.
Все шло прекрасно, пока остров не начали вновь осваивать различные организации. В 1977 г. здесь открылся санаторий "Дюны", а в 1984 г. - "Белые ночи". Территория нудисткого пляжа оказалась для них весьма привлекательной. Нудистов не раз пытались прогнать оттуда, в том числе и силой. Но движение всегда находило свои способы давления на власть, в том числе через зарубежные связи, а в последнее десятилетие через приверженцев нудизма в отечественных властных и силовых структурах. Сложность в решении вопроса создает еще один момент: сейчас на нудистком пляже отдыхает примерно 25% обслуживающего персонала этих домов отдыха, а также часть клиентов, приезжающих именно сюда, благодаря соседству пляжа. В итоге устная договоренность о закреплении исторически занимаемых территорий за ОКСТ существует уже около 10 лет, но оформить ее на бумаге власти до сих пор не решаются. Уж слишком лакомым кусочком они являются" (3).
"Там все так классно можно было бы сделать, но мужчины! Мужчины вот с этими... Фактически же надо договориться с "Дюнами" и с "Белыми ночами", то, что этот пляж будет вот таким вот, да и там можно это построить. А это все можно сделать! Сейчас это можно все элементарно, действительно. …"Белым ночам" вот эти голые бедные люди не интересны, а вести какую-то хозяйственную деятельность… Вообще, там, в принципе, можно вести хозяйственную деятельность. …Конечно если бы Дюны или пансионат были заинтересованы в том иностранном туризме с элементом натуризма. То это был бы для них, конечно, и очень хороший бизнес и очень хороший туризм… Но я говорю, что мужчины, они не могут договориться почему-то, то есть мужчины - руководители там "Белых ночей" и пансионата и вот наш Кирилл или Саша Кацов. К сожалению, ну не получается у них. …В свое время у нас был маленький такой договорчик между пансионатом "Дюны" и нашим пляжем. Но он, естественно, не имел никакой юридической силы, но просто был, в том плане, что мы как группа охраны природы… имеем право отдыхать, но за это мы несем ответственность за этот пляж, то есть мы его убираем… Это было где-то в 93-м… Кирилл в свое время хотел избираться в какие-то советы, Сестрорецкого или Курортного района, с тем, чтобы хоть как-то… Ну вопрос о том, чтобы купить эту землю, он, конечно, не стоял, потому что никто не может продать побережье. Это естественно" (9).

Отношение к нудизму (натуризму).
Отношение к нудизму неоднозначное, разными людьми он воспринимается по-разному. Для кого-то это почти религия (возвращение к Природе, здоровый образ жизни и прочее), для других - чистый рационализм (зачем нужны плавки - неудобно, мокро…), для третьих - способ выделиться, обратить на себя внимание (1). Есть и такие, кто считает нудизм бескультурьем, распущенностью, дикостью, чуть ли не развратом. Некоторые почитают его вредным, так как если видеть вокруг то, что обычные люди скрывают, возникает привычка, и возбуждаться уже не от чего. А это в результате ведет к супружеской измене или импотенции (1). Есть люди, особенно пожилые, которые даже не знают, что означает слово "нудизм" (1). А еще у нудистов есть завистники, которые, боясь раздеться сами, подглядывают из кустов или любых других укромных мест.
По мнению руководства Международной Федерации Натуризма, нудизм формирует более здоровое отношение к телу и создает условия для более полного осознания себя как части человеческой общности. Убирая последний искусственный барьер соединения с природой, нудизм не только создает более высокий уровень искренности и открытости между полами, но и делает отношение мужчин и женщин более бережными, внимательными и душевными, формируя таким образом чувство общечеловеческой солидарности (1).

История
Натуристы делят свою историю на следующие три этапа (3):
I ЭТАП: до начала ХХ века (природная обнаженность); начало века (мода на нудизм в среде столичной аристократии); 1920 гг. (дикий нудизм и анархиствующее движение "Долой стыд"); период с 1930-х до середины 1950-х (исчезновение нудизма).
II ЭТАП: до 1970-х (появление неорганизованных нудистов); до 1980-х (становление первых неформальных нудистских групп); до середины 1980-х (переоценка идей нудизма и формирование принципов натуризма).
III ЭТАП: 1990-е гг. (окончательное формирование натуристского движения); до середины 1990-х (официальная регистрация натуристских клубов и обществ и объединение их в общероссийскую организацию); середина 1990-х ( официальная регистрация Национальной Федерации Натуризма в России).
По мнению автора, можно выделить и IV этап в истории движения: конец ХХ - начало ХХI вв. (постепенное превращение нудизма в общественную норму приводит к потере внутренней консолидации движения, организация остается только на виртуальном уровне).
Сущностью данной периодизации (начиная со II этапа) является описанный ниже процесс формирования и развития внутренней структуры движения. В самом начале развития движения, задолго до создания официальной организации, для того чтобы стать натуристом или нудистом (тогда еще никто не задумывался о разнице между этими словами) достаточно было просто раздеться, и отдыхать голым. Конечно, тогда это было довольно редким явлением, таких смельчаков было немного и они стремились быть вместе для совместного противостояния агрессивной внешней среде. Я имею в виду достаточно консервативные нравы общества того времени. Так как публичная демонстрация своего тела в те времена казалась чрезвычайно вызывающей, революционной, шокирующей и требовала осмысления, выработки определенного отношения.
Сейчас ситуация преобразилась. Обилие сексуальной эротической информации во всех средствах масс-медиа, размывание общественных морально-нравственных норм, раскрепощение нравов и т.п. сделали отношение общества к нудизму (непосвященные не знают о натуризме) спокойным почти до полного безразличия. Это позволило большому количеству людей в летнее время года отдыхать голыми на пляжах, не беспокоясь о том, что кто-то будет их беспокоить порицаниями, а то и выгонять с занимаемой территории. Отпала необходимость обороняться и, как следствие, необходимость консолидироваться. Поэтому, если "первые" нудисты практически все знали друг друга и постоянно общались, то те, кто стал членом общества в последнее время, знают только руководящее ядро или ядро лидеров и не проявляют желания знать больше. Ядро же в основном состоит из "старых кадров".
В целом движение потеряло свою революционность. Натуризм стал личным выбором человека, который касается исключительно приватной сферы и никак не влияет на отношения человека с обществом. Этот выбор делается не для того, чтобы что-то доказать обществу или как-то его изменить, его не нужно больше отстаивать и оправдывать перед лицом общественных судей.
В начале своего существования (начало 1990-х) ОКСТ был абсолютно открытым для всех желающих вступить в него или узнать о нем какую-либо информацию. Но по мере роста популярности в средствах массовой информации и одновременно с увеличением численности общество стало принимать все более и более закрытые формы. То есть, чем более организация становилась известной и структурированной, тем более она становилась закрытой. Началось выстраивание своих границ.
В настоящее время членство в ОКСТ является труднодостижимым. Чтобы стать членом организации, необходимо не менее года посещать бани и пляжи натуристов, оплачивая свое пребывание по тарифам, завышенным для "чужаков", или нужно иметь какую-либо заслугу перед ОКСТ, чтобы быть принятым в его ряды раньше этого срока (2). Таким образом движение отгораживается от случайных людей, отдыхающих нагишом рядом с ними на пляже, но не поддерживающих идеологии и традиций организации. Деление на "своих" и "чужих" среди всех раздетых началось тогда, когда самого по себе раздевания стало недостаточно для консолидации и поддержания внутреннего единства движения.
"Вот одна, может из причин, почему Миша уводит так всех подальше. Это именно потому, чтобы уйти из большого сообщества. Потому что, конечно, когда они собираются, там, 30 человек или иногда, даже, 50 человек, вот там появляется, все-таки, большая степень близости какой-то. То есть действительно, когда ты знаешь, что от этого человека можно ожидать, на что можно рассчитывать" (9).
При изучении истории натуризма в Санкт-Петербурге возникает впечатление, что несмотря на усиление границ, отделяющих "своих" от "чужих", внутреннее единство сообщества все же постепенно теряется. Историю, как и идеологию натуризма, значимой для себя считают практически только лидеры и старейшины движения.

Заключение
Роль изучения субкультур в период общего идеологического и духовного кризиса трудно переоценить. Субкультуры вообще, и натуризм, в частности, всегда были теми образованиями, которые возникали в противовес доминантной культуре, стремились восполнить ее пробелы и пустоты, освободиться от ее условностей, ограничений, клише и табу.
С отечественным натуризмом (нудизмом) случилось так, что он из авангардной революционной субкультуры постепенно превратился в обществено приемлемое поведение и практически стал составной частью доминантной культуры.

Источники информации:

  1. Internet: http// db.atlant.ru/subektiv/n 4/edinen.htm (сайт М. Русинова)
http//garant.astranet.ru/users/nat (русскоязычный сервер)
http//www.cybernude.com (англоязычный сервер)
2. Интервью с мужчиной 50 лет, стаж 22 года
  1. Интервью с мужчиной 39 лет, стаж 25 лет
  2. Интервью с женщиной 26 лет, стаж 5 лет
  3. Интервью с мужчиной .. лет, стаж 12 лет
  4. Интервью с девушкой 19 лет, стаж 10 лет
  5. Интервью с мужчиной .. лет, стаж 4 года
  6. Интервью с женщиной … лет, стаж 5 лет
  7. Интервью с женщиной 48 лет, стаж 20 лет


Реклама:


Hosted by uCoz