Тексты
Ссылки
Новости

Молодежные движения
и субкультуры Петербурга

Семинар

Участники




Общество Сторожевой Башни:
Организация и субкультура

Е.Емельянова

Введение

Общество Сторожевой Башни является одним из самых знаменитых и скандально известных религиозных движений в современном мире. При обилии литературы о Свидетелях Иеговы, ни одна из прочитанных автором статей не могла претендовать на беспристрастный анализ и точное изложение фактов. Условно всю литературу об Организации можно разделить на два идейных лагеря – горячих защитников Свидетелей Иеговы и не менее яростных борцов с ними.
        Общественный остракизм, принятый в нашем обществе в отношении всех Новых Религиозных Движений (НРД), заставляет людей сторониться их членов. В лучшем случае их воспринимают как сумасшедших, в худшем как опасных преступников. Всегда находятся люди, готовые обвинить все культы без исключения в "промывке мозгов", финансовой нечистоплотности и мошенничестве, в эксплуатации и коррупции, в обмане и сексуальных извращениях, в распространении наркотиков, политических интригах, надругательстве над людьми, подстрекательстве к самоубийству и убийству. Бесспорно, некоторые из движений повинны в тех или иных из названных беззаконий. Но утверждение, что их члены совершают преступные или безнравственные действия намного чаще, чем все остальные является явным преувеличением (подробнее этот вопрос освещен в книге Айлин Баркер (15).
Собственно, можно считать, что устаревший и в русском, и в английском языках термин "секта", содержащий в себе всевозможные негативные характеристики, настолько скомпрометировал себя в глазах общественности, что употреблять его, не впадая в обвинительный пафос, стало уже невозможно. Назвать религиозное движение "сектой" означает сразу прикрепить к нему ярлык "социальное зло"         Большинство людей черпают свои знания о НРД из материалов, которые предлагают различные Движения по Борьбе с Сектами (ДБС). Чаще всего такие комитеты создаются на общественных началах людьми, которых как-то затронула деятельность НРД. Например, родителями, чьи дети ушли в секту, или бывшими членами религиозных организаций, считающих себя пострадавшими. Всех этих людей легко понять, но трудно назвать беспристрастными. Они много занимаются эмпирическими наблюдениями, но при этом готовы истолковывать любые действия и принципы НРД, как негативные и вредные. Борьбой с сектами занимаются также сторонники традиционных христианских конфессий. Богословы выискивают неточности и искажения, допущенные Обществом Сторожевой Башни при переводе Священного Писания, выявляют апологетические противоречия, а также разъясняют отличия учения Свидетелей Иеговы от официальной доктрины.
Антикультовыми организациями издается огромное количество литературы о Свидетелях Иеговы и других современных культах. К такой литературе можно отнести книгу кандидата богословия Александра Дворкина "Введение в сектоведение", книги протестантских пасторов Уолтера Мартина "Царство культов", Д. Макдауэла и Д. Стюарта "Обманщики". Все эти книги описывают учение и структуру религиозных организаций, а также акцентируют внимание на негативных последствиях вступления в них. Большой интерес представляют воспоминая людей, вышедших из Общества Сторожевой Башни: "За кулисами Сторожевой Башни" Дэвида А. Рида, "Воспоминания Свидетеля Иеговы" Сезара Мансанареса, "Кризис совести" Раймонда Франца. При обилии интересных эмпирических материалов недостатком этих книг можно считать чрезмерную пристрастность оценок. Кроме того, все эти книги описывают периоды деятельности организации до 1980 года, что, учитывая гибкость и изменчивость идеологии Общества Сторожевой Башни, делает их устаревшими. К сожалению, не удалось найти воспоминаний российских Свидетелей.
Убежденность борцов с культами трудно ставить под сомнение. Но нельзя также сомневаться в искренности самих Свидетелей Иеговы, утверждающих, что Организация изменила их жизнь и сделала их счастливыми. Деятельность Общества Сторожевой Башни основывается на издательском бизнесе, поэтому нет недостатка в литературе, восхваляющей преимущества служения Иегове. Свидетели постоянно издают 2 журнала, выпускают множество книг, брошюр и листовок. Книга "Организованы проводить наше служение" подробно описывает структуру и организацию деятельности Общества Сторожевой Башни. Книги "Секрет семейного счастья", "Вопросы молодежи. Практические советы", "Устраивай твою семейную жизнь счастливой" и многие другие рассказывают о субкультуре Свидетелей Иеговы, какой она представляется изнутри.
Религиоведы, занимающиеся проблемами НРД, чаще всего стоят на либеральной позиции, признавая все религиозные движения из уважения к их возможному духовному содержанию. Стремясь показать свою лояльность к новым религиозным движениям, современные исследователи деликатно называют их "религиями Нового Века" (New Age), "нетрадиционными религиями", "альтернативными культами", "молодежными религиями", "экзотическими религиями", и даже "внеконфессиональными неканоническими верованиями".
Крайним выразителем этой демократической позиции можно считать религиоведа С. Иваненко, написавшего книгу "О людях, никогда не расстающихся с Библией". Эта книга, едва ли не единственное издание, в котором подробно описывается работа Управленческого Центра Свидетелей Иеговы в Бруклине, где автор провел несколько недель, по приглашению Руководства. В книге собран уникальный эмпирический материал, особое внимание уделено субкультуре Свидетелей. Однако, нужно заметить, что С. Иваненко слишком увлекся идеей реабилитации Общества Сторожевой Башни в глазах общественности. Книга "О людях, никогда не расстающихся с Библией" - своеобразный панегирик Организации, в котором старательно сглажены все острые углы. Даже сами члены Общества отмечают, что книга получилась чересчур "просвидетельской".
Выразителем противоположенной идейной позиции можно считать книгу проф. Шведчикова "Рай земной или Новая сказка". В ней автор доказывает, что Общество Сторожевой Башни является отнюдь не религиозной, но политической организацией, сродни фашистской. Организация объявляется социально опасной и противоречащей гражданским и христианским принципам.
О Свидетелях Иеговы написано много. В представленной работе - в отличие от известной литературы - описываются повседневные практики и субкультура Российского Управленческого Центра (Вефиля) в поселке Солнечное – своеобразной элиты Организации Свидетелей Иеговы. Работа основана на наблюдениях автора. Поскольку целью статьи не являлся подробный анализ учения Общества Сторожевой Башни, основные его принципы кратко изложены в сносках в тех случаях, когда это необходимо для пояснения текста.
В работе использовались методы наблюдения, анализа документов и литературы, фокусированного интервью с членами, а также бывшими членами группы. Всего было проведено 6 интервью – 2 с бывшими членами Общества, 2 со Свидетелями Иеговы, не являющимися сотрудниками Вефиля и 2 с действующими служащими Вефиля (из Отдела по Связям с Общественностью). Было проведено несколько бесед с представителями движений по борьбе с сектами (родительских комитетов), а также беседа с Координатором Российского Управленческого Центра В.М.Калиным.
Автор работы посещала собрания Свидетелей Иеговы в Залах Царства (ул. Черняховского 71, ул. Фучика 6) и Управленческий Центр в Солнечном. В работе использовались газетные материалы, рассказывающие о строительстве Вефиля в Солнечном, а также буклет самих Свидетелей, посвященный открытию Вефиля. В работе также анализируются внутренние документы Организации, которые удалось собрать (анкеты для приема в Вефиль, различные заявки, литература для внутреннего пользования).
Работа носит исключительно описательный характер. Автор постаралась изложить факты, почерпнутые из собственных наблюдений и литературы об Обществе Сторожевой Башни (как негативного, так и рекламного характера), избегая каких-либо оценок.




История строительства Вефиля в Солнечном

Свидетели Иеговы были официально зарегистрированы в России (тогда еще в СССР) 27 марта 1991 года. Тогда же Всемирный Управленческий Центр Свидетелей Иеговы принял решение организовать филиал административного центра на территории России. Рассматривалось несколько земельных участков под Москвой. Организовать Центр там было бы логичнее, однако, московские власти уже тогда относились к Обществу Сторожевой Башни с подозрением. Руководство Санкт-Петербурга было настроено более либерально. В Санкт-Петербурге Устав организации был зарегистрирован 11 декабря 1992 года. Еще до регистрации, летом 1992 года на стадионе им. Кирова состоялся первый в России Международный Конгресс Свидетелей Иеговы. Антикультистские Комитеты до сих пор не могут простить бывшему мэру города А. Собчаку того, что этот Конгресс был проведен с его личного разрешения. Именно после этого съезда, собравшего на огромном стадионе более 74000 человек, было принято решение строить Филиал под Санкт-Петербургом.
Вскоре было найдено подходящее место в поселке Солнечное, в 40 километрах к северо-западу от города. Участок, общей площадью 7.1 гектара, представлял собой заброшенный и полуразрушенный пионерский лагерь, который летом 1992 года был пущен с аукциона вместе со всеми находящимися на нем зданиями. Эта территория была приобретена Обществом Сторожевой Башни на законных основаниях.
Стройка началась в сентябре 1992 года. Все работы, от проектирования зданий и территории до рытья котлованов и укладки кирпичей, велись только Свидетелями-волонтерами. Все материалы для строительства привозились из скандинавских стран. Даже семена травы для озеленения были доставлены из Финляндии. На территории Управленческого центра был размещен небольшой бетонный завод, являющийся собственностью Организации. Сначала его продукция использовалась на стройке в Солнечном, после бетон стали возить в город для строительства Залов Царства (мест для собраний). Сейчас бетон необходим для строительства Зала Конгрессов, который Свидетели Иеговы возводят недалеко от станции метро "Пионерская". Завод можно перемещать, поэтому если в Санкт-Петербурге пропадет нужда в его работе, производство переедет в другой регион. Для постройки Управленческого Центра Общество Сторожевой Башни прислало в Солнечное современное строительное оборудование. После окончания работ вся техника была отправлена на другие стройки Свидетелей Иеговы.
Первоначально на стройке в Солнечном работало всего 40 человек, из которых более половины были иностранцами (20 финнов, 3 эстонца). К началу 1993 года на строительстве работало уже 70 человек. В разгар строительства, в июле 1996 года, в Солнечном жили и работали 650 добровольцев. По данным Организации, из них 325 человек были российскими гражданами, 180 из Финляндии, 59 из Швеции, 38 из Дании, 25 из Норвегии, 9 из Германии, а также несколько Свидетелей из США, Австралии, Польши, Канады, Чили и Нигерии. По мере завершения строительства зданий и начала их использования численность рабочих постепенно уменьшалась. К концу строительства в Солнечном находилось 390 Свидетелей, из которых 190 были сотрудниками Центра, а остальные строителями-добровольцами.
1 января 1996 года Центр официально стал Филиалом и был назначен Комитет Филиала. Под надзор Центра в Солнечном было отдано свыше 800 собраний Свидетелей (более 100 000 человек), находящихся в России и 10 других странах. 21 июня 1997 года прошла церемония открытия комплекса Российского Управленческого Центра.
В своем теперешнем состоянии Управленческий Центр в Солнечном представляет собой маленький уголок американской культуры, неожиданный и даже несколько нелепый в нашем пригороде. Участок расположен на Средней улице, которую правильнее было бы назвать просекой, прямо посреди леса. Городок обнесен высоким забором. Это было первой задачей при строительстве. Длина ограды составляет 1346 метров, а высота 2.5 метра. На территории много деревьев, газонов, клумб, есть даже маленькое озерцо. В планировке участка и домиков чувствуется американское пристрастие к правильным формам. Всюду царит идеальная чистота, которая почему-то оскорбляет взгляд некоторых российских журналистов, называющих ее "нарочитой". В городке 6 жилых корпусов (в 2 – 3 этажа), большой административно-хозяйственный комплекс, Зал Царства (место для общих собраний, заменяющий Церковь). Зал Царства, переоборудованный из бывшего клуба, имеет специальную пристройку для приема посетителей. Есть также столовая с кухней, медпункт, прачечная, 2 библиотеки, спортивный зал и даже сауна. Все жилые корпуса соединены между собой коридорами, так что можно переходить из одного здания в другое, не выходя на улицу. Жилые здания очень похожи, постороннему легко заблудиться в их переходах.
Как ни странно, в Российском Центре нет типографии. Все журналы и брошюры и даже листовки и бланки для внутреннего пользования печатаются в Германии и Финляндии, а Центр отвечает за их доставку и распространение. Местного периодического издания Филиал в Солнечном не имеет, так же как и все другие Филиалы Свидетелей в мире. По утверждению членов Общества, эта позиция является принципиальной.
Российский Филиал называется Вефиль ("Дом Бога"), как, впрочем, и все Управленческие Комплексы Общества Сторожевой Башни. Всего в мире 103 Вефиля, главный Вефиль - Всемирный Управленческий Центр Свидетелей Иеговы - расположен в Бруклине.


Структура Управленческого Центра в Солнечном

В Руководящий Комитет Управленческого отдела в Солнечном входит 5 человек, назначенных Руководящим Советом в Бруклине. Все существенные вопросы и проблемы, возникающие у Организации на территории России, обсуждаются и решаются на заседаниях Руководящего Комитета коллегиально. Координатором Комитета в 1993 году был назначен Василий Михайлович Калин (это решение также было принято в Бруклине). Глава Общества Сторожевой Башни Российской Федерации родился в 1947 году на Украине. Вырос в Сибири (Иркутская область), куда в 1951 году его семья была депортирована за принадлежность к Организации Свидетелей Иеговы. В 18 лет крестился. В 1983 году подвергался аресту и штрафу за отказ от участия в военной переподготовке по религиозным убеждениям
1. В.М.Калин женат, имеет сына, дочь и внука. Вся его семья состоит в Организации. Калин с женой Марией живут и работают в Российском Филиале.
Работа всех Вефилей Общества Сторожевой Башни организована примерно одинаково. Вефиль в Солнечном не исключение. Первым, в августе 1993 года, начал работу служебный отдел. Этот отдел отвечает за кадровую политику. Там подбираются старейшины, служебные помощники, районные и областные надзиратели для собраний в России
2. Свидетели Иеговы руководствуются теократическими, по их собственному выражению, принципами подбора руководящих кадров. Старейшины предлагают кандидатуру надзирателю, тот подает заявку в служебный отдел. Там кандидатура обсуждается и утверждается. Никакой выборности в Обществе Сторожевой Башни не существует. Кроме работы с кадрами служебный отдел должен просматривать и анализировать ежемесячные отчеты собраний, в которых содержится информация о количестве распространенной литературы и о жизни собрания, его членах и людях, которые с ними контактируют. Все данные вносятся в компьютер. Вообще, в Центре на самом высоком уровне компьютеризировано все, что только возможно.
Вторым, в январе 1994 года, был открыт переводческий отдел. Русская переводческая группа в составе 15 человек приехала из Германии, где она работала прежде. Основная масса литературы Свидетелей переводная
3. Все публикации Общества Сторожевой Башни подготавливаются коллегиально и не имеют авторских подписей. По мнению Свидетелей, подпись под статьей располагает к гордыне. Материалы пишутся в Бруклине, поэтому ни один из периодических журналов и книг, распространяемых Российским Управленческим Центром, не отражает жизни и быта русских Свидетелей Иеговы. Руководство не считает это необходимым, так как Свидетели являются одним народом и одной семьей, а значит то, что годится в других странах, подходит и России.
В 1996 году в Солнечном был создан юридический отдел, в котором работают 7 человек. За свою более чем столетнюю историю Свидетели Иеговы не раз участвовали в громких судебных процессах. Во многих странах их деятельность запрещают или пытаются запретить. Организация официально преследуется в 25 странах мира. Поэтому основная функция юридического отдела – защита интересов и прав Организации. На счету юридического отдела в Солнечном 2 выигранных дела (дело о попытке заперта Свидетелей Иеговы в Южно-Сахалинске, и судебный иск за клевету газете "Комсомольская правда"), есть и поражения (дело Дворкина). Сейчас весь юридический отдел занимается процессом в Головинском межмуниципальном районном суде г. Москвы, связанным с попыткой запрета деятельности Организации Свидетелей Иеговы
4. Также этот отдел оказывает поддержку Свидетелям, которые подвергаются репрессиям или давлению из-за религиозных убеждений (например, за отказ служить в армии или за отказ от переливания крови).
Обязательной во всех Вефилях является Служба больничной информации (отдел по связям с больницами). Необходимость в создании такого отдела возникает из-за принятого в Организации запрета на переливание крови
5. Задача службы состоит в поиске информации о методах бескровной хирургии и организации консультаций для врачей и специалистов. В США, Англии, Швеции и других развитых странах существуют приборы и оборудование, обеспечивающие сбор, фильтрацию и возвращение в кровеносную систему пациента его собственной крови. Служба больничной информации занимается пропагандированием этих приборов, пытаются убедить врачей в опасности, связанной с переливанием крови. Служба также составляет списки врачей, которые сочувствуют решению пациента об отказе от крови, чтобы в случае необходимости члены Организации могли обратиться именно к ним. Интересно, что в Солнечном отдел по связям с больницами возглавляет Мозес Аджибойе, нигериец королевского рода, выпускник Московского Медицинского Института.
Еще один важный отдел в Вефиле – отдел по связям с общественностью. Он был создан 1 сентября 1997 года, руководителем его назначен Алексей Ржанухин, всего в отделе 7 человек. Идея организации таких отделов в Вефилях появилась у руководства Бруклинского Центра недавно, когда Свидетели отказались от идеи близкого конца света
6 и стали планировать свою деятельность на отдаленную перспективу. Остро встал вопрос о репутации, которую Общество Сторожевой Башни имеет в глазах представителей власти и средств массовой информации. Отдел по связям с общественностью сотрудничает с журналистами, учеными и всеми, кто интересуется деятельностью Свидетелей. Сотрудники отдела охотно устраивают экскурсию по Вефилю для желающих. Уделяется много внимания сбору информации по истории Организации в бывшем СССР. По инициативе отдела, Общество Сторожевой Башни в России издало Библию в переводе архимандрита Макария (1792-1847). Свидетелей эти переводы заинтересовали тем, что в них более 3600 раз встречается имя Иегова. Эта книга была призвана доказать, что учение Общества подтверждается исследованиями авторитетных православных богословов, и встретила благожелательный отклик санкт-петербургских ученых 7. Отдел по связям с общественностью участвовал в обсуждениях круглого стола, организованном обществом "Знание" Санкт-Петербургском Доме Дружбы 4 февраля 1998 года. Темой встречи была религиозная ситуация в Санкт-Петербурге. Надо отметить, что многие профессиональные религиоведы с симпатией относятся к Организации Свидетелей Иеговы, охотно сотрудничают с ними и защищают их деятельность, что является несомненной заслугой отдела.
Обычно в Вефилях бывают также писательский, художественный отделы и отдел звукозаписи, но в Российском Центре нужды в их деятельности пока не возникло.
Остальные служащие призваны обслуживать Центр и обеспечивать его работу. Вефиль предпочитает производить почти все необходимое самостоятельно. Помимо уже упомянутых бетонного завода и прачечной, которые требуют множества работников, в Вефиле работают столярный и слесарный цеха, где делают мебель для жилых и общих помещений. Даже хлеб в Вефиле пекут самостоятельно. Кроме того в Центре расположен вместительный склад для литературы, привозимой из-за границы.

Подбор кадров в Вефиль

Работа в Вефиле считается среди Свидетелей очень почетной. Они называют такую работу "особенным преимуществом". Желающих попасть в какой-нибудь из Вефилей очень много, все они подают заявления старейшинам своих местных собраний. Сейчас в распоряжении служебного отдела Российского Центра находятся более тысячи заявлений добровольцев, в то время как рабочих мест пока только 300. Для подачи заявления нужно заполнить подробную анкету, дать полные сведения о себе и своих родственниках
8. Работа в Управленческом Центре называется "полновременным служением", т.е. человек работает только на организацию, а она обеспечивает его всем необходимым. В Вефилях могут служить только крещеные Свидетели, старше 19 лет, и пробывшие в Организации более года 9. Люди, выбранные для работы, получают бесплатное жилье, питание и даже одежду. Официально зарплаты в Вефиле нет. Сотрудникам ежемесячно выплачивается какие-то деньги на карманные расходы. Кроме того, определенная сумма в долларах поступает на банковский счет каждого работника. Снять деньги со своего счета Свидетель может не более 3-х раз в год, подав запрос в бухгалтерию, как минимум за неделю. Сотрудникам полагается месячный отпуск. Никаких трудовых договоров со служащими Организация не заключает.
Служение, проводящееся в Вефилях, часто предполагает тяжелую физическую работу. Поэтому большинство из тех, кого приглашают служить в Центрах должны быть молодыми, физически здоровыми и крепкими. Пожилых людей среди служащих Вефиля очень немного, чаще всего это люди, которые работали на Организацию всю жизнь и получили ответственные посты. Каждый желающий попасть в Вефиль должен помнить, что там ему могут поручить любую работу, независимо от его желаний, образования, профессии и склонностей. Обычно новый сотрудник начинает с работы горничной, уборщика территории и т.д. Почти все Свидетели, живущие в Российском Вефиле и служащие в различных отделах, принимали участие в строительстве, позже работали обслуживающим персоналом и лишь потом добились повышения. Стандартный срок служения в Вефиле 1 год. Через год Руководством оценивается работа сотрудника и принимается решение о его дальнейшем пребывании в штате Центра. При принятии решения учитывается не только качество работы, но и степень благонадежности и верности идеям Организации.
Другое непременное условие для служения в Вефиле – отсутствие детей. Этот принцип не основан на Библии, просто в Вефилях не предусмотрены условия для их содержания. Если кандидат состоит в браке, его могут принять на работу в Центр только вместе с женой. В случае появления детей, служащий должен покинуть Вефиль. Исключения из этих правил допускаются крайне редко, только если человек представляет особый интерес для Организации. Тогда он сможет работать в Вефиле, но жить должен будет отдельно, со своей семьей. Разумеется, сотрудник может в любой момент покинуть Вефиль, но этого мало кто желает. Большинство остаются надолго, некоторые даже навсегда, посвящая всю свою жизнь Организации.
Согласно библейским принципам, женщина не может занимать ответственную должность в Организации. Большинство женщин в Вефилях работает обслуживающим персоналом. Разумеется, они могут работать в отделе (например, секретарем или переводчиком), но никогда не сделают карьеру руководителя, независимо от профессиональных и личных достоинств.
Сейчас в Вефиле в Солнечном живут и работают около 300 человек. Примерно 20% из них иностранцы. Раньше их было гораздо больше, около 50%, но по мере того, как дела Организации в России налаживались, их отзывали. В Вефиле много молодежи, мужчин больше, чем женщин. Около половины служащих составляют семейные пары.


Жители Вефиля

Сотрудники Управленческих Центров по всему миру, независимо от национальности
10, считаются единой семьей Вефиль. Как уже было сказано, в Российском Центре работает много иностранцев, поэтому иностранная речь постоянно звучит в стенах Вефиля. Почти все служащие свободно говорят на чужих языках, (это учитывается при приеме на работу), поэтому проблем с общением не возникает. Международные семейные пары в Вефиле отнюдь не редкость.
Все служащие в Солнечном знают друг друга по именам. Жителю Вефиля трудно пройти по территории городка, не поздоровавшись раз тридцать – с каждым встречным. Все живо интересуются новичками, стараются познакомиться с любым посетителем или гостем. Никто из Свидетелей не курит. С 1973 года этот запрет соблюдается в Организации очень строго. Никто не может быть крещен, как Свидетель до тех пор, пока не откажется от этой привычки. В одежде они придерживаются единого строгого стиля – мужчины обязательно в костюме и при галстуке, женщины предпочитают избегать коротких юбок и ярких цветов (хотя специальных запретов в Организации нет. Все без исключения очень аккуратны и чистоплотны.
В общении с посторонними людьми (мирскими – по терминологии Общества) Свидетели ведут себя весьма гибко. Сообщается прежде всего то, что не вызовет раздражения собеседника. Например, в брошюре "Как завести и продолжить разговор на библейскую тему" при беседе с христианином рекомендуется говорить о Свидетелях, как о христианской организации, но в разговоре с буддистами, евреями, индуистами и мусульманами полагается подчеркнуть то, что Общество Сторожевой Башни "не имеет ничего общего с христианским миром". И то и другое, по мнению Свидетелей, правда. Организация верит в Иисуса Христа, как сына Иеговы и самого великого человека на Земле (не считая его Богом). Они руководствуются Евангелием и признают себя христианами. Но при этом утверждают, что все современные христианские Церкви ушли от Бога, и поэтому не желают иметь ничего общего с христианским миром.
Все Свидетели всегда носят с собой Библию
11 и в любой момент готовы сослаться на нее. Речь членов Организации пересыпана библейскими цитатами. Из-за привычки проповедовать со Свидетелями иногда бывает трудно беседовать. Все разговоры сводятся к особенностям их учения, ответ на любой вопрос начинается с библейской цитаты.
Среди Свидетелей принята западная привычка называть друг друга на ты и по именам, независимо от возраста и служебного положения. Вообще, в поведении и речи Свидетелей чувствуется налет американизма. У всех Свидетелей есть нечто неуловимо общее – особая манера разговаривать, с еле заметным акцентом (независимо от происхождения и национальности), особая жизнерадостность и вежливость, иногда кажущиеся даже немного чрезмерными. При этом, несмотря на некоторые особенности и странности, все встреченные мною Свидетели производят впечатление симпатичных и благожелательно настроенных людей.

Условия жизни

Жилые корпуса Вефиля в Солнечном не могут принять 300 человек служащих. В планах руководства построить еще несколько зданий, но пока комнат не хватает, и некоторые служащие живут в бараках. Когда освобождается комната, на нее объявляется своеобразный конкурс. Преимущества в нем дает время "полновременного служения", то есть срок, который служащий провел в Вефиле. В комнатах принято селиться по двое: семейная пара – муж и жена, или двое Свидетелей одного пола. Такое распределение жилья является общепринятым во всех Вефилях мира. Соседа себе можно выбирать самостоятельно. При желании комнату можно обставить по вкусу ее обитателей, приобрести мебель, или оставить и стандартную обстановку, предложенную при въезде. В каждой комнате есть санузел. Есть также собственная газовая плита, чтобы можно было приготовить ужин или выпить чаю. Личных телефонов у Свидетелей нет. Комнаты имеют замки, но это чистая формальность, так как у Свидетелей не принято запирать их. На двери висит табличка с именами жильцов.
Любой сотрудник может пригласить к себе в Вефиль гостей, подав заявку на комнату для них. В Вефиле есть три гостевые комнаты. Приглашенным разрешено оставаться в Вефиле не более трех ночей. При этом гостями могут быть только крещеные Свидетели (это специально отмечено в бланке заявки). Некрещеные гости могут жить в Центре только с особого разрешения кого-нибудь из руководства. Все гости поступают на довольствие Вефиля.
Питаются Свидетели бесплатно в столовой три раза в день. Все сотрудники питаются одинаково. Никаких постов и ограничений в пище в Организации не существует. Свидетелям разрешено пить вино (в умеренных количествах, разумеется), есть любое мясо. Раздача организована по принципу шведского стола - каждый берет столько еды, сколько может съесть. В меню обязательно присутствуют соки и фрукты. Кормят великолепно, повара (по-видимому, профессиональные) стараются проявить фантазию. Например, в день моего посещения Вефиля обед был объявлен итальянским, – предлагалось несколько видов пиццы.
Как уже было сказано, в Российском Центре есть 2 библиотеки. Они не слишком богатые. По словам координатора Центра Василия Калина, это вопрос времени. Большинство книг на полках составляет литература религиозного содержания. Прежде всего, это подшивки журналов "Сторожевая Башня" и прочие издания Свидетелей. В библиотеке можно найти журналы за 60 год на английском и других языках
13. Есть также синодальное издание Библии начала века. В библиотеке прекрасная подборка справочной литературы, есть редкие издания, например Большая Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Остальная литература занимает всего лишь один небольшой шкаф, который в основном занимает классика. Раньше одна из библиотек считалась закрытой, ею пользовалась только переводческая группа. Теперь обе открыты для всеобщего пользования, брать книги можно самостоятельно, так как библиотекарей в Вефиле нет. Обе библиотеки работают в режиме читального зала.

Распорядок жизни Вефиля

Рабочий день сотрудников Управленческого Центра начинается в 7 часов утра, когда в жилых корпусах раздается сигнал подъема. Далее следуют общая молитва и завтрак. Рабочий день Свидетелей с 8 утра до 5 вечера, с перерывом на ленч с 1 до 2. В субботу работают только до обеда, в воскресенье – выходной. Работа начинается и заканчивается по звонку. В 5 часов, после окончания рабочего дня, общий обед. После обеда сотрудники могут покинуть Вефиль, при условии, что они вернутся на работу к утру.
3 раза в неделю в Зале Царства проходят собрания. Зал в Вефиле оборудован новейшей звуковой аппаратурой, и рассчитан на 500 мест. Основываясь на Библии, Свидетели Иеговы считают грехом любое изображение Бога, поэтому никаких икон и прочей христианской символики в Залах Царства нет. Таинств и ритуалов Свидетели также не признают. На собраниях подробно изучаются последние публикации, выступают докладчики, обсуждаются последние события в жизни Центра и собраний в России. Все выступления строго регламентируются
14. Заканчиваются собрания пением и общей молитвой. Обществом Сторожевой Башни выпущен целый сборник собственных песен, все они пронумерованы. Свидетелям объявляется, номер песни, которую будут исполнять сегодня и они поют хором по книжке. Еженедельно проводятся занятия Школы Теократического Служения. К ним Свидетели готовят специальные доклады, а Старейшина, руководящий занятием, оценивает достоинства ораторов по 36 параметрам (например, содержательность речи, владение голосом, контакт с аудиторией и т.д.). За каждое выступление выставляются оценки: "улучшаться" - (3), "работать" – (4), "хорошо" - (5). Кроме того, даются советы, как лучше организовать проповедь в данной местности. Программа для Школы предоставляется Обществом и обновляется каждый год. В ней указывается, какой материал должен быть использован, и как должны выполняться задания.

Традиции Вефиля

Организация Свидетелей не признает никаких праздников, будь то религиозные, государственные или семейные торжества. Празднование Рождества, Пасхи, дней рождения, именин и любых других дат и юбилеев считается языческим обычаем. Выходные дни, посвященные государственным праздникам, в Вефиле остаются рабочими. Единственное торжество, принятое у Свидетелей – Вечер Поминания (Вечеря Господня). В отличие от традиционных христианских Церквей, отмечающих воскрешение Христа, собрания Свидетелей Иеговы устраивают празднование в память его смерти. Дата празднования Вечери связана с годовщиной иудейской Пасхи (исход евреев из Египта). Обычно Вечер поминания приходится на дату первого полнолуния после весеннего равноденствия (в 1999 году 1-го апреля). Праздник проходит вечером (выходным днем в Вефиле он также не является) и отмечается довольно скромно. Присутствовать на торжестве приглашаются все желающие. Хотя у Свидетелей Иеговы не принято причащаться, Символы Тела и Крови Христа – пресный хлеб и красное вино – находятся на почетном месте. Никакой специальной кухни к этому празднику не предусмотрено. Свидетели слушают Особую публичную речь, поют хором и где-то к полуночи расходятся.
Кроме того, в Вефиле дважды в год устраиваются семейные праздники (имеются в виду праздники семьи Вефиля), не приуроченные ни к каким датам. К этому дню в столовой готовятся разные лакомства, а все отделы Вефиля подготавливают какие-нибудь номера и выступления: сочиняют песни, разыгрывают сценки и т.д. Обычно желающих выступить так много, что приходится откладывать их номера до следующего праздника, поскольку программа концерта не может вместить все.
Еще одна уважительная причина для празднования – свадьба. В Организации Свидетелей не запрещено, но крайне не желательно встречаться или создавать семью с человеком из мира. Такого решения не одобрит ни одно собрание. Поэтому в абсолютном большинстве случаев Свидетели вступают в брак с членами Общества
14. Согласно Библии, любые интимные отношения до свадьбы Свидетелям запрещены, и вообще, проводить много времени с человеком противоположного пола без твердого намерения создать семью крайне нежелательно. При этом молодежи не возбраняется встречаться большими группами. Если парень и девушка нравятся друг другу, они "обсуждают это вместе" и принимают решение "узнать друг друга ближе". У Свидетелей существует почти забытая в России романтическая традиция помолвки. Свадьбы празднуется в Вефиле очень пышно, обычно несколько дней. В столовой готовится многоярусной свадебный торт (в западной манере), молодоженов заваливают подарками, братья и сестры готовят для них специальные выступления (сочиняют к торжеству песенки, стихи, посвященные жениху и невесте). Брак в Организации признается состоявшимся только после официальной регистрации в Загсе. После этого молодые супруги получают в Вефиле отдельную комнату и могут жить вместе. В год в Вефиле играют от 10 до 20 свадеб.
Самая распространенная мера наказания у Свидетелей Иеговы – лишение общения. Ей может подвергнуться любой крещенный Свидетель за нарушение какого-нибудь запрета Организации, а также за разного рода идеологические брожения. В Вефиле утверждают, что в России наиболее серьезными грехами являются блуд, пьянство и курение. По их данным, в Москве в каждом из собраний в течение года по этим причинам отлучаются около 3-х человек (возможно, эти цифры не совсем точные). Если человек сам признается в грехе и искренне раскаивается
15, мера пресечения может быть ограничена предупреждением. О лишении общения старейшины объявляют на общем собрании, не указывая причин. Свидетели подчеркивают, что лишают наказанного лишь духовного общения. На деле это означает, что все контакты с отлученным ограничиваются деловыми. С ним перестают здороваться и разговаривать все, включая близких друзей и собственного супруга. За тесное общение с отлученным Свидетель рискует подвергнуться аналогичной мере наказания. При этом согрешивший имеет право посещать собрания, и через некоторое время может обратиться в Совет Старейшин с просьбой о восстановлении. Обычно общения лишают на несколько месяцев, в исключительных случаях на год. Впоследствии член Организации, подвергнутый наказанию, обязан будет указывать в своих анкетах дату, срок и причину отлучения. Если общения лишается служащий Вефиля, то, скорее всего, он будет отозван из Центра.
Семья Вефиль является особым замкнутым миром, хотя верующие не считают себя отрезанными от общества. Одна девушка, работающая в Вефиле уже более трех лет, уверяет, что у нее есть много друзей, не входящих в Организацию, с которыми она регулярно общается. Однако, рассказывая о гостях, присутствовавших на ее свадьбе, она упомянула, что все 150 приглашенных на гражданскую церемонию во Дворце Бракосочетаний были крещеными Свидетелями. Разумеется, служащая Вефиля не собиралась обманывать, просто связи с людьми, не состоящими в Обществе Сторожевой Башни сходят на нет незаметно, хотя официально не запрещены. По мнению Свидетелей, у них не возникает потребности тесно общаться с людьми из мира, поскольку в Организации у любого есть друзья и единомышленники.

Доходы Вефиля

Разумеется, тема доходов является крайне деликатной для любой религиозной или светской организации. Общество Сторожевой Башни является одним из богатейших религиозных движений в мире. Оно представляет собой мощную финансовую корпорацию с филиалами во многих странах. Ее финансовая эффективность достигается благодаря широким международным связям, дешевому труду верующих, а также льготному налогообложению. Организация утверждает, что существует на добровольные пожертвования верующих, которые те могут, но не обязаны вносить. Литература Свидетелей распространяется по домам бесплатно. Однако, многие бывшие члены Общества Сторожевой Башни уверяют, что сами возвещатели вносят определенную сумму за комплекты журналов, которые потом безвозмездно распространяют во время проповеди,
хотя по всем документам проходит, что распространитель получает литературу бесплатно. Действительные члены Организации этот факт отрицают.
Как уже было сказано, Общество Сторожевой Башни старается обеспечивать себя всем самостоятельно. В Америке Организация владеет фермами, заводами, издательствами, типографиями и прочими предприятиями, работающими исключительно на нее. В России Свидетели еще не так многочисленны, чтобы приносить ренальную прибыль, или хотя бы обеспечивать себя самостоятельно. В настоящее время деятельность Российского Центра почти полностью финансируется Бруклином. Координатор Центра Василий Михайлович Калин надеется, что со временем Российская Организация станет достаточно богата, чтобы не только перейти на самоокупаемость, но и для того чтобы взять шефство над каким-нибудь другим Вефилем. Судя по темпам роста Организации, этот план вполне реален.
В России и во многих других странах, Свидетели Иеговы, как религиозная организация, освобождены от уплаты налогов. Впрочем, в тех странах, где Общество Сторожевой Башни подвержено налогообложению, соответствующие суммы выплачиваются аккуратно. Аккуратность в финансовых делах является декларируемым принципом Общества Сторожевой Башни.

Заключение

Организация Свидетели Иеговы существует уже более 100 лет. За это время она прошла существенную эволюцию. Если на начальном этапе своего существования это была типичная харизматическая группа, сплоченная вокруг основателя Чарльза Рассела, то теперь эта организация приближается к получению статуса деноминации. Вопрос о том, в какой именно момент религиозное движение из культа или секты превращается в деноминацию очень спорен. В случае с Обществом Сторожевой Башни хотелось бы выделить следующие этапы эволюции движения.
1. Появление второго поколения верующих.
Американский социолог Р. Нибур, введший в религиоведение понятие деноминации, полагал, что секта существует не дольше жизни первого поколения, во втором она становится уже чем-то другим, а именно - деноминацией
16. Деноминация представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой. С появлением детей, выросших в НРД, такой признак как "сознательное вступление" утрачивает свое первоначальное значение, так как многие члены секты получают соответствующее воспитание с детства. Таким образом религия перестает быть лишь результатом спонтанного и эмоционального обращения в веру.
        2. Отказ от элитарности. Ориентация на рост численности движения.
Можно предположить, что первоначально Чарльз Рассел видел свою организацию не массовым движением, а кружком для избранных. Поэтому, он обещал спасение только 144000 верных, согласно Книге Откровения Иоанна Богослова. То есть он предполагал ограничить количество Свидетелей этой цифрой. Впоследствии преемник Рассела Джозеф Руттерфорд, предвидя рост организации, внес уточнение, разделив Свидетелей на 2 класса "144000 помазанников" и "великое множество". 144000 самых достойных первых Свидетелей будут входить в состав Небесного правительства и управлять остальными Свидетелями, выжившими в Апокалипсисе. С тех пор, как численное ограничение было снято Свидетели Иеговы стали одним из самых быстрорастущих религиозных движений в мире. Кстати, в Санкт-Петербурге с 1991 года их число выросло с 80 до 7000 человек.
        3. Утрата харизматического лидера. Бюрократизация управления.
Если первые два президента Общества Сторожевой Башни были яркими харизматическими проповедниками, объединявших людей притягательной силой своей личности, то все последующие главы движения были скорее хорошими администраторами, создавшими четкую систему управления. Таким образом, согласно Веберу, произошла "рутинизация харизмы" и переход от личностной харизмы к харизме должностной. В настоящее время Общество Сторожевой Башни не имеет во главе харизматической личности. Еще в 50 годах (после смерти Руттерфорда) власть президента была ограничена. А в 1971 году была создана новая Правящая Корпорация, глава которой не имеет права решающего голоса. . Фактически с тех пор организация управляется анонимно. Можно сделать предположение, что отказ от харизматического лидерства является серьезным шагом в переходе НРД от статуса секты к статусу деноминации.
4. Отношение к миру. Компромиссы.
В течении долгого времени Свидетели Иеговы подчеркивали свое неприятие существующего порядка вещей и настаивали на скором конце света. В последнее время в этой установке произошли существенные сдвиги. Хотя Общество Сторожевой Башни не отказалось от веры в Апокалипсис, это событие (как уже было сказано) теперь отодвинуто на неопределенные сроки и никаких точных дат не названо. Это в большой степени влияет на отношение членов Организации к окружающим, заставляет их планировать свое будущее, снимает чрезмерную экзальтированность и фанатичность, зачастую свойственную членам движений, отвергающих мир. Хотя Организация по-прежнему предъявляет своим членам высокие моральные требования, многие непопулярные принципы были отменены (например, отказ от прививок или контроль за интимной жизнью людей и т.д.). Можно предположить, что со временем Свидетели Иеговы найдут компромиссы и в других проблемных вопросах.
5. Создание положительного имиджа Организации.
Как уже было отмечено, последние несколько лет Общество Сторожевой Башни уделяет большое внимание этому вопросу. Нетрадиционность большинства современных НРД проявляется не столько в какой-то их экстравагантности, сколько в том, что они возникли сравнительно недавно и не являются привычными для нас религиозными вероисповеданиями, имеющими древнюю традицию. Поскольку работа Отделов по связям с общественностью у Свидетелей поставлена профессионально и в их распоряжении находятся достаточные средства, вполне возможно, что со временем им удастся переломить стереотип "тоталитарной секты" и создать в массовом сознании положительный образ Общества Сторожевой Башни.
Все вышеизложенное позволяет думать, что недалеком будущем Свидетели Иеговы будут вполне официально признаны в светском и христианском мире протестантской деноминацией (как, например, Мормоны или Адвентисты 7-го дня). Дальнейшее будущее этого НРД трудно предсказать, поскольку только успех может узаконить верование - в соответствии с евангельским принципом, согласно которому о дереве судят по его плодам.
        

Использованная литература

    1. Буклет "Посвящение Филиала и Залов Царства", Издательство Общества Сторожевой Башни, напечатано в Финляндии, 1997
    2. С. Иваненко, О людях, никогда не расстающихся с Библией, М, 1999.
    3. С. Иваненко, "Надо ли бояться Свидетелей Иеговы", "Московские Новости", 16-23.02.1997.
    4. Организованы проводить наше служение, Издательство Общества Сторожевой Башни, Бруклин, Нью-Йорк, США, 1990.
    5. Как завести и продолжить разговор на библейскую тему, Издательство Общества Сторожевой Башни, Бруклин, Нью-Йорк, США, 1994.
    6. Секрет семейного счастья, Издательство Общества Сторожевой Башни, Бруклин, Нью-Йорк, США, 1996.
    7. Вопросы молодежи. Практические советы, Издательство Общества Сторожевой Башни, Бруклин, Нью-Йорк, США, 1998.
    8. Устраивай твою семейную жизнь счастливой, Издательство Общества Сторожевой Башни, Бруклин, Нью-Йорк, США, 1989.
    9. Дэвид А. Рид, За кулисами Сторожевой Башни, СПб, 1998.
    10. Раймонд Франц, Кризис совести, Москва, изд. "Триада", 1997.
    11. .Д. Макдауэл и Д. Стюарт, Обманщики, Москва, изд. "Протестант", 1993.
    12. Уолтер Мартин, Царство культов, СПб, 1992.
    13. О. Засорин, Дети новых богов, или Как похищают души, газета "Смена", 29.02.1996 (№48)
    14. Информационные листки Центра Апологетических Исследований, СПб.
    15. Айлин Баркер, Новые религиозные движения, СПб, изд. Русского Христианского гуманитарного института, 1997


Реклама:

певица бьянка поёт про спаси и сохрани
Hosted by uCoz