Тексты
Ссылки
Новости

Молодежные движения
и субкультуры Петербурга

Семинар

Участники





СТОЛКНОВЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ И СИЛОВЫХ СТРУКТУР
(НА ПРИМЕРЕ РАЗГОНА ФЕСТИВАЛЯ "РАДУГА" 4 АВГУСТА 1998 г.)
З.Бредова, А.Година

В исследованиях субкультур редко рассматривается вопрос отношений между субкультурой и властью. Тем не менее, это реально существующая проблема. Участникам каждой субкультуры приходится определять свое место в обществе и отношения с властью, причем зачастую субкультуры противопоставляют себя обществу и конфликтуют с властями.
Наша статья посвящена именно этой проблеме. Мы рассматриваем яркий пример столкновения субкультуры ("Радуги") и властной структуры (МВД РФ) во многих его аспектах: от точки зрения участников неформального фестиваля до официального пресс-релиза ГУВД Санкт-Петербурга.
Анализируемый конфликт наглядно иллюстрирует крайнюю форму конфликта между неофициальным и официальным общественными явлениями. Одной из причин выбора данного объекта исследования послужили богатство и доступность разнообразного информационного материала.

Что такое "Радуга".
Радуга (Rainbow)- это интернациональное духовное движение. Люди Радуги называют себя Семьей (Rainbow Family, Rainbow People). Этот термин, как и часть традиций, первоначально был позаимствован от самоназвания народов Сев. Америки ("Люди Радуги"), а позже стал восприниматься как символ гармоничного сочетания различных течений духовной мысли. Лозунг движения - "Единство с Матерью-Землей" - подразумевает самое широкое участие и не противоречит огромному количеству духовных течений, каждое из которых может представить себя на любом Фестивале Радуги - ежегодном сборе Семьи Рэйнбоу (Rainbow Gathering).
Приведем полный текст приглашения на первый в мире Rainbow Gathering - Фестиваль Семьи Радуги:
"Новый Иерусалим, Город Мандала.
Для всех людей.
Мы, братья и сестры, дети Бога, семьи жизни на Земле, друзья природы и всех людей, дети человечества, зовущие себя племя Семьи Радуги, покорно приглашаем:
все расы, народы, племена, общины, мужчин, женщин, детей, личностей - из Любви;
все нации и национальных лидеров - из Уважения;
все религии и религиозных политиков - из Веры;
всех политиков - из Милосердия
присоединиться к нам в нашем общем сборе, чтобы выразить наше искреннее желание мира на Земле, гармонии между всеми людьми. Этот сбор начнется 1 июля 1972 года около Аспена, Колорадо, между Аспеном и Землей Хопи и Навахо, на 30000 акрах земли, которую мы надеемся приобрести и оборудовать для этого сбора, чтобы держать ее открытой для поклонений, молитв, духовного пения и всего, что люди пожелают в течение трех дней. Но на четвертый день июля, в полдень, мы просим, чтобы была медитативная, осознанная тишина, в которой мы, приглашенный народ мира, могли созерцать и отдать почтение и уважение каждому и всем, что способствовало позитивной эволюции человечества и природы на нашей самой любимой и красивой планете Земля; просить благословения для нас, людей мира и надежды, чтобы мы, люди, могли успешно эволюционировать, развиваться и жить в гармонии и мире.
Аминь."

История движения.
Первый сбор Семьи Радуги был проведен в американском штате Колорадо, у горы Table Mountan в 1972 году. Уже тогда он встретил нежелание властей предоставить людям возможность побыть свободными - по воспоминаниям одной из организаторов фестиваля, "когда власти узнали о предстоящем сборе, они постарались сделать все, чтобы он не состоялся. Все дороги были перекрыты полицейскими кордонами, пройти через которые было практически невозможно. Люди все-таки пробирались в обход через горы и перевалы. Путь был далеким и трудным. Каждого, кто в конце концов, после долгих скитаний по горам доходил, встречали объятьями и словами "Добро пожаловать Домой!"
С 1972 года ежегодно, с 1 по 10 июля проходит североамериканский Rainbow. Сейчас на него собирается до 50 тысяч человек. Помимо этого происходят региональные сборы, не совпадающие по времени с общим. Так же и в Европе - помимо общеевропейского Rainbow Gathering, который происходит каждый год в другой стране, по странам Европы проходят фестивали, которые также не совпадают по времени с общим.

Традиции.
Обычно готовить фестиваль начинают примерно за год: уточняют место, дорогу к нему, делают приглашения, распространяют информацию - через Rainbow People и координаторов Rainbow в разных городах, а в последнее время - через электронные сети Internet и FIDOnet. Часто о местах проведения фестивалей объявляют за год, на предыдущих фестивалях, чтобы те, кто приехал в этом году, знали, куда ехать в следующем и смогли рассказать об этом другим.
В назначенный день происходит открытие фестиваля (обычно к этому времени на месте фестиваля живут организаторы и просто народ). Открытие обычно отмечено праздником, обрядами, ритуалами и еще чем угодно шумным и радужным. Центром сбора становится Центральная Поляна, на который вкапывают тотемный столб, часто становящийся флагштоком для радужного флага. С Центральной Поляны начинается любое мероприятие фестиваля - на ней трапезничают, обсуждают насущные и философские проблемы. На центральной поляне собираются как минимум дважды в день (обычно "Пау - Вау" -сбор происходит перед едой). Еду готовят на общественной кухне добровольцы. Фестиваль - некоммерческое мероприятие, поэтому все деньги на общественное питание являются добровольными пожертвованиями.
Пау - Вау - это кульминационный момент каждого дня Радуги. В течение получаса народ собирается на поляне с мисками, кружками, ложками и музыкальными инструментами. В ожидании начала раздачи еды люди общаются, музицируют, поют, танцуют. Затем люди образуют один или два круга, в зависимости от количества собравшихся, и берут друг друга за руки. Начинается общая медитация - заимствование из восточной традиции. Собравшиеся тянут звук "Ом" - некоторое время над лагерем слышен лишь гул сотен голосов. Гул постепенно нарастает и потом, без команды, все вдруг на секунду замолкают. Затем поляна оглашается громкими криками, визгом и т.д. -народ, подняв руки вверх, невероятным шумом выражает свою радость. По кругу идут музыканты и дети -музыканты играют, а дети несут "Волшебную шляпу", в которую все желающие кладут деньги на обеспечение лагеря. Если кому-то нечего положить в шляпу, то он просто прикасается к ней. Вслед за этим начинается собственно Пау-Вау,совет. Все, кому есть что сказать, выходят на середину поляны и берут в руки Токин-стик ( talking - stick). Это знак, что говорящего нельзя перебивать. Обсуждаются насущные темы Радуги - от санитарного состояния лагеря до потерянных и найденных вещей, люди делают объявления о предстоящих событиях, просто толкают телеги. (На последней Радуге все разговоры на Пау-Вау шли на двух языках - по-русски и по-английски.) Пау-Вау длится от получаса до двух. Затем наступает момент раздачи еды. Все сидят в кругу и ждут, пока раздадут еду.
На Радуге принято ходить в гости (даже к незнакомым), принимать любых гостей, без стеснения принимать участие в танцах, играх, семинарах, музицировании. Жилье на Радуге самое разнообразное: палатки, типи (см статью об индеанистах), шатры, навесы, шалаши, спальные мешки, брошенные на землю и просто место у костра.

История движения в России.
В 1991 г. на европейском фестивале, который проходил в Польше, присутствовало двенадцать человек из Советского Союза. Среди них были Васудэва и Толя Соколов, которые решили организовать Rainbow в России. Так летом 1992 г. на Карельском перешейке состоялся первый русский фестиваль. С тех пор он проходил каждый год (всего состоялось семь Радуг).

Международный Rainbow-98 на Мшинской.
Предыстория и начало фестиваля (июль).
Фестиваль начинался как обычно - примерно за месяц до его начала организаторы выехали на место сбора и начали обустраивать быт (организовывать общественную кухню, налаживать питание, обеспечивать гигиену, ставить деревню типи и т.д.) С середины июля в лагере жил врач (австриец Рейнгольд Кугель).
Примерно за четыре месяца до начала фестиваля информация нем распространялась по сети Internet, распространялись также самиздатные приглашения следующего содержания: (на русском и английском языках, с орнаментами, рисунками и картой-схемой) "Добро пожаловать на европейское собрание всех племен Радуги в России! Мы ждем вас с начала июля (типи-деревня с начала июня), а главное на августовское полнолуние (8 августа). Как нас найти: ...(далее следует описание дороги и контактные телефоны). ПУСТЬ БУДЕТ НАША СЕМЬЯ ЛЕСНОЙ ПОЛЯНОЙ, ГДЕ ВСЯКОМУ РАСТЕНИЮ ЕСТЬ МЕСТО И НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ СОРНЯКОВ." На обороте - краткий текст по-английски с кратким описанием традиций Радуги. Подчеркнуты две фразы: "обычно люди привозят еду для общей кухни" и "Не берите с собой алкоголь и тяжелые наркотики, электрические музыкальные инструменты, плохое настроение, насилие или зло, которые положат начало воровству."
Необычным было только наличие иностранцев и переводчики на общем круге (пау-вау). В остальном так же пели и танцевали, гудели барабаны, rainbow-people загорали, разрисовывали тела глиной, ходили по грибы и по ягоды. На выходные народу становилось больше. В конце июня - первых днях августа большое количество народа свалило в город на несколько дней, многие из них оставили свои вещи, чтоб не таскать туда-обратно. Большинство людей собиралось вернуться к 6-7 августа, к августовскому полнолунию, не которое было назначен открытие Европейской Радуги и кульминация всего фестиваля.

"Первые ласточки" (25 июля - 2 августа).
Около 25 июля на станции появился кордон (в официальных сообщениях он называется "заслоном", датой его появления названо 29 июля). Милиция обыскивала всех подозрительных людей, встречая все электрички. Искали наркотики. Этот кордон можно было обойти, многие приезжающие так и делали. Примерно через два дня после появления милиции информация о ней была передана в город с отъезжающими. С вечера третьего августа рядом с кордоном появился кумачевый плакат "Угроза эпидемии", на Радугу просто никого не пускали, хотя очень мало данных о том, как "отслеживали" прибывающих на фестиваль автостопом.
Позже сообщения властей подтвердили слухи, ходившие на Радуге, насчет переодетых "ментов" среди rainbow-people (см. "Лужскую правду": "Сюда были направлены сотрудники оперативной службы (разумеется, в гражданской форме), с целью выяснить, что это за подозрительные граждане. В течение недели вели наблюдение в лагере, расспрашивали его обитателей.")

Вечер перед событием (3 августа).
3 августа вечером в лагере появилось шестеро (по другим данным их было восемь) ОМОНовцев в форме. История их появления не попала ни в одну статью в газетах, но подтверждается многочисленными очевидцами. Все они в один голос утверждали, что "гости" находились в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Их встретили, накормили, устроили для них танцы. Гости уехали затемно (т.е. около часа ночи) на двух дрезинах. По дороге их встретили трое rainbow-people, которые около полуночи прибыли автостопом на Мшинскую, заблудились в сумерках. Кордона у станции уже не было, т.к. последняя электричка давно прибыла. К сожалению мы не располагаем свидетельствами со стороны ОМОНа, но по словам rainbow-people у них не очень придирчиво проверили документы, обыскали, но поскольку не обнаружили даже перочинных ножей, их отпустили, удивляясь, как же они все-таки прошли так далеко.
Также достоверно известно о том, что вечером 3 августа ОМОНовцы избили трех пермяков, участников фестиваля и обрезали им волосы. К сожалению, нам не удалось достоверно выяснить, как это произошло.

Четвертое августа.
Утром 4 августа при входе на узкоколейку стоял вооруженный пикет, появился плакат "Проход воспрещен" (как и "Угроза эпидемии", нарисованный на кумаче).
Над лагерем около двенадцати часов утра появился вертолет, сделал несколько кругов и улетел. К утром в лагерь добрался режиссер Артур Аристокисян. Он собрал всех на Круг и сказал: "Все не очень страшно, но очень серьезно. Похоже, сегодня последний день Радуги".
К часу дня в лагере появились солдаты и официальные лица. Солдаты согнали население лагеря в Круг, представитель администрации сказал через мегафон, стоя на пригорке в значительном отдалении, что в связи с угрозой эпидемии, людям необходимо очистить это место в течение двух часов. В это время в опустевших жилищах проходил обыск, больше похожий на погром. В поисках наркотиков, солдаты резали стенки палаток, разрушали жилища, раскидывали вещи как попало. У многих иностранцев пропали деньги в валюте, фотоаппараты и видеокамеры.
Тем временем на Круге пришло время еды. Люди, как обычно, музицировали, танцевали, били в барабаны, дожидаясь своей очереди. Все это происходило в тесном кольце ОМОНа, под дулами автоматов, а незадолго до этого, на Пау-Вау, Рейнгольд, врач фестиваля, сказал, держа в руке токинг-стик: "В лагере нет больных, а вода для приготовления пищи берется из отдельного родника. Нет никаких осований выселять отсюда людей. Я люблю это страну, потому что Россия - это огромная демократическая страна, в которой каждый имеет право идти, куда он хочет." Через два часа, бросив часть вещей и медикаментов Рейнгольд отправился на станцию под конвоем. Как, впрочем и все остальные.
После обеда ОМОНовцы погнали людей наверх, к палаткам, где народ обнаружил разоренные жилища, подвергся обыскам, унижениям и оскорблениям.
Даже на видеозаписи, которую делал оператор, приглашенный властями, снято, как ОМОНовцы кричат на людей, сбивают с ног тех, кто сопротивляется, отбирают видеокамеру у словака и бьют человека, который кидается им в ноги, когда они догоняют фотографа. Все фото-, кино- и видеосъемки были уничтожены при втором обыске, который ждал rainbow-people на выходе из леса. Однако, авторы видели фотографии как минимум с двух пленок, добравшихся до города. Меж тем люди спешно собирали жилища, свои вещи и вещи уехавших на выходные друзей. ОМОНовци топорами рубили остающееся имущество и тащили его в огромный костер, в котором при помощи керосина и были сожжены все не унесенные вещи. Труднее всего пришлось обитателям детского типи - двоим его хозяевам пришлось собрать свой дом и вещи восьми маленьких детей, оставленных родителями на выходные. Любой ребенок на Радуге находил здесь приют и компанию на день или на неделю, родители могли положиться на Фани, хозяйку детского типи, как на самих себя. При посадке в электричку, ей не позволили сопровождать вверенных ей малышей даже в дороге. Всех их выдали только в городе, под расписку, их родителям. Некоторым из них выпало провести ночь в детском приемнике-распределителе.
У уходящих людей проверяли документы на выходе на узкоколейку и вносили всех в список, при выходе из леса - снова проверяли документы, записывали и еще раз обыскивали. ОМОН обещал предоставить дрезины для перевозки детей, вещей и общественного имущества. Это оказалось обманом - десять километров бездорожья пришлось одолевать самим, с детьми на руках, под окрики и оскорбления конвоя.
На станции часть народа сажали на электрички, часть сразу направляли в отделение. Последние rainbow-people подтянулись к деревне только к шести вечера, когда последняя электричка уже ушла. 60 человек переночевали на платформе и отправились в Питер только в 6 часов утра.

События в Петербурге.
С конца июля всех отъезжающих на фестиваль предупреждали о кордоне, об обысках (информацию привозили возвращавшиеся с фестиваля люди). В начале августа эта информация появилась и в электронных сетях рядом с описанием пути на Радугу. Для того, чтобы проиллюстрировать то, как в город попала информация о разгоне фестиваля, мы просто приведем отрывок из электронного письма одного из rainbow-people: "А я вот так протусовался: утром четвертого числа я приехал в Сингапур - флэт, чей телефон проходил по тусовке как контактный. Первый звонок со Мшинской пришел в полвторого - глючный немец кричал что-то о 200 - 400 - 600 ментах.
Через минут пятнадцать информация подтвердилась - звонили со Мшинской телефонной станции - опять немцы - в деревне два автобуса омона и очень много ментовских машин - летает вертолет - звездец. С этого момента мы начали обзвон инстанций и пиплов - консульства, газета и т.д. Через три часа пришел ответ из американского консульства - без паники - ментов всего 90 - разгонять не будут - только проверят документы и уйдут. Это им сказали самые главные менты и МИД."
Обыватели узнали о событиях на Мшинской только через два дня после того как город наполнился странно одетыми людьми. 6 августа по питерскому телевидению прошел небольшой сюжет, а с7-го по13-е августа на город обрушился шквал публикаций в городских, областных и всероссийских газетах, из которых можно было почерпнуть самые разные сведения, оценки и мнение о происшедшем.
6 августа одна за другой состоялись две пресс-конференции, посвященные этой истории. Пресс-конференция в Большом доме на Литейном. Проводили ее заместитель начальника главка Александр Серов и его коллеги. От "Рейнбоу" в режимный объект просочились только те, кто представлял средства массовой информации, аккредитованные при органах внутренних дел. Вторая конференция состоялась в Hациональном институте прессы, ее провели организаторы фестиваля.

Завершение.
Реакция в масс-медиа.
Авторы смогли зафиксировать появление пятнадцати публикаций в газетах разного уровня и журнале и один сюжет по телевидению. Мы попытались классифицировать публикации по той позиции, которую занял ее автор - признавал ли он правоту или неправоту действий правоохранительных органов.
Публикации, одобряющие действия ОМОНа.
Двухминутный сюжет в ежевечерней передаче "Телеслужба Безопасности" вечером 7 августа по Питерскому каналу. Этот сюжет был смонтирован из сорокаминутного материала, отснятого оператором областной телекомпании ЛОТ. Сюжет не содержал сцен обыска, конвоирования, оскорблений rainbow-people (которые были в материале), а состоял из съемок двухлетнего малыша в одной рубашке с грязной попкой и кадра с девушкой-немкой, одетой выше джинсов только в многочисленные ожерелья.
Статья в ежемесячной городской газете "Hовые известия" за август 1998 года "Как гасили Радугу под Питером" (выдержки из нее мы приводим в п.3.1.1).
Осуждающая статья в еженедельной городской газете The Saint-Petersburg Times, выходящей на русском и английском языках от 7.08.98.
Статья в областной газете "Лужская Правда" (вых. три раза в нед.) #95 от 11 августа 1998года в рубрике "Происшествия": "Танец "вертолета" у костра" (выдержки из нее мы приводим в п.3.1.1).
Статья в ежедневной. городской газете "Вечерний Петербург" от 13.08.98 "Грибники бывают разные", которая рассказывала о том, как разогнали лагерь "заготовителей" грибов, "содержащих псилобициновую кислоту - сильнейший галлюциноген". Слова Радуга, фестиваль, международный в статье не встречаются.
Информационная статья в еженедельной городской газете "Калейдоскоп" #32`98, "Санкт-Петеpбypг ИHФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕHИЮ".

Публикации, неодобряющие действия милиции или принимающие сторону пострадавших (названия статей говорят сами за себя).
"Час Пик" (городской ежедневник) #87 (07.08.98) "Индейские войны на диком северо-западе".
"Новости Петербурга" (вых. два раза в нед. На уровне города) #30 (12-16).08.98 "Больше трех не собираться!"
"Mосковский Kомсомолец" (росс. еженед.) от 13.08.98 "Хиппи-энд."Дети цветов" попали в заложники к питерскому ОМОHу".
Смена (ежедневная городская газета) за 07.08.98. Публикация в нескольких частях: "Лесная "тусовка" оказалось антисанитарной", "Почему товарищ Иванов так и не скосил траву? Суровые будни санкт-петербургской милиции.", "Порой и кое-где", "Милиция разгромила деревню хиппи 600 человек избили дубинками"
Комсомольская ПPАВДА (росс. ежедн. газета, субботний "толстый" номер) от 7 августа 1998 г. "ОМОH против грибов-галлюциногенов".
"Невское время" (ежедн. городская газета) #142 от 07.08.98 "Крушение радужных надежд"
"Известия" (ежедн. росс. газета) от 8.08.1998 г. "ОМОH разгоняет хиппи.".
"Известия Петербург" (ежедн. гор. газета) #57 19.08.98 "Призрак человека с ружьем"
"Завтра" (ежемес. гор. газета) за август-98.
Публикация в журнале "Хиппи-лэнд" №8 (зима-весна 99 года).


Завершение "Радуги" (ст.Кафтино).
Поздно вечером 4 августа на Балтийский вокзал прибыла полная электричка rainbow-people - кто-то под конвоем, кто-то просто с песнями и вещами. Электричку встречала взволнованная толпа rainbow-people, которые были в городе - те, кто не успел уехать, те, кто уже вернулся, те, кто оставлял там своих детей. Люди растусовались по городу, нашли временное пристанище, на следующий день пытались устроить митинг у Казанского собора (его вежливо разогнали, т.е. предупредили, что если митинг не перенесут сейчас же в Михайловский сад, то всех отправят в отделение). Многие участники фестиваля провели некоторое время после приезда в отделениях милиции - кто-то сутки, а кто-то неделю. В основном это были несовершеннолетние, за которыми не пришли сразу "взрослые" с документами (в основном это были подростки из других городов).
Но фестиваль не закончился с разгоном - его экстренно перенесли на место прошлогоднего российского Rainbow, на станцию Кафтино в часе езды от Бологого.
Некоторая часть народа отправилась в Кафтино сразу. Остальные поехали туда на следующий день после митинга. Вместо кульминации фестиваля 8 августа состоялось "открытие" нового Rainbow, который первые дни был очень неустроенным - не была привезена общественная кухня (котлы, топоры, общий типи). Обычно организаторы фестиваля приезжают на место лагеря за одну-две недели до начала и постепенно налаживают быт. Согласно традиции, все фестивали проводятся в разных местах. Вынужденное проведение фестиваля второй раз подряд вкупе с неустроенным бытом действовало угнетающе, но участники выдерживали дух Rainbow, старались не превратить праздник в акцию протеста.

Официальная точка зрения на события.
Очень конкретно отражена в пресс-релизе ГУВД, который мы приводим полностью (нами он извлечен из сети FIDOnet, куда он попал 9-го августа).
отдел информации и общественных связей
ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191194, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская д.10
тел. 278-2035
факс 272-0125
пресс-релиз
В конце июля в 10 км от станции Мшинское Лужского района представители неформального объединения Рэйнбоу образовали лагерь, насчитывающий 4 десятка брезентовых палаток и шалашей, в котором разместилось более 400 человек, в том числе дети от 1 года и старше.
29 июля главный санитарный врач Лужского района Иванов И.А. обследовал санитарное состояние в месте массового скопления людей на поляне возле реки.
Выяснилось, что люди находились в антисанитарных условиях, питание неорганизованно, вода для питья и хозяйственных нужд бралась из реки и родников и не была исследована, трава не скошена (что является нарушением установленых норм), противоклещевые мероприятия не проведены, медицинская помощь практически не оказывалась. В последние годы на станции Мшинское были зарегистрированы заболевания вирусным гепатитом, острыми кишечными инфекциями, и все это могло привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний. Функционирование лагеря велось с нарушением ст.24 п.1 закона РСФСР от 19 апреля 1991г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Руководствуясь ст. 38 этого же закона, главным санитарным врачом Лужского района было принято постановление N 41 от 30 июля 1998 года о прекращении функционирования лагеря и его расформировании.
Ответственность за выполнение данного постановления была возложена на главу администрации муниципального образования "Лужский район" Тимофеева С.H.
4 августа в результате проведенных переговоров администрации Лужского района и руководства ГУВД с представителями указанного объединения удалось убедить их расформировать лагерь. В период проведения мероприятий по обеспечению порядка при расформировании лагеря были выявлены факты незаконного хранения наркотиков (марихуана, гашиш). Изъято и отправлено на экспертизу 6 ножей. За нарушение правил пребывания на территории России были задержаны иностранные граждане, в том числе из ФРГ, Турции, Израиля, США. Задержано без родителей 29 детей, не имевших при себе никаких документов. 27 из них доставлены в центр временной изоляции несовершеннолетних при ГУВД. Подростки, личность которых установлена, передаются родителям, несовершеннолетние из других регионов будут направлены по месту жительства. Взрослых, задержанных без документов, оказалось 25. Из бесед с обитателями лагеря выяснилось, что информацию о слете они получили по системе "Интернет" и из листовок.
О проведении 5 августа слета, а с 8 по 10 августа "фестиваля" в административные и правоохранительные органы района и области ни от организации, ни от граждан заявок не поступало.
Попытки установить организаторов несанкционированного мероприятия оказались безрезультатными, так как они ссылаются на традицию - общественное собрание под названием "круг".
В ходе расформирования лагеря нарушений общественного порядка не допущено.
6 августа 1998 г.

Взгляд на события изнутри.
Авторы просят обратить внимание на то, что в этом разделе помещены сведения, полученные фактически, но не подтвержденные. Они отнесены к разрядам домыслов, слухов, анекдотов, фольклора и телег, и приведены как феномен реакции друг на друга субкультуры и силовых структур при столкновении.

Со стороны силовых структур.
Что думают они.
Точка зрения обывателя неподражаемо предана в областной газете "Лужская Правда" #95 от 11 августа 1998 года. В рубрике "Происшествия" опубликована статья "Танец "вертолета" у костра". Непередаваемую интерпретацию событий мы приводим полностью, с незначительными купюрами.
"20 июля с. г. в Мшинский территориальный пункт милиции Лужского ОВД поступило сообщение о том, что в девяти километрах на запад от поселка Мшинский, у реки Кемка, стали прибывать группы людей с непонятной религиозной и общественной ориентацией. Сюда были направлены сотрудники оперативной службы (разумеется, в гражданской форме), с целью выяснить, что это за подозрительные граждане.
В течение недели вели наблюдение в лагере, расспрашивали его обитателей. Выяснили, что здесь расположились не только российские граждане, но и иностранцы - из Турции, Германии, Израиля, Великобритании, Швеции. Разбили большие палатки типа индейских вигвамов. Жгут костер и вокруг него, взявшись за руки, исполняют какой-то ритуальный танец. При этом издают групповой горловой звук, напоминающий шум винтов вертолета, и пускают по кругу сигарету. Образцы ее сотрудникам милиции не удалось изъять, так как последний курящий выбрасывал се в костер. Вполне возможно, что это были наркотические сигареты. В дальнейшем удалось установить: часть обитателей лагеря употребляет наркотики. У троих граждан во время досмотра были изъяты 22,8 грамма марихуаны и гашиша, у четверых - ножи. Часть иностранцев проживала в лагере с нарушением режима пребывания" на территории России.
В связи с угрозой вспышки эпидемии работники милиции и прокуратуры сообщили о лагере в администрацию МО "Лужский район" и службу Госсанэпиднадзора. 29 июля, после обследования территории лагеря, главный санитарный врач вынес постановление: необходимо закрыть его. Силами лужской милиции, а также ГУВД С.-Петербурга и области с 29 июля в поселке Мшинский, на пути движения прибывающих граждан в расположение лагеря, был выставлен круглосуточный заслон. Установили специальные щиты с надписями об угрозе эпидемии в районе реки Кемки.
Участники заслона выявили факты незаконного хранения наркотиков, ножей и задержали за нарушение режима пребывания в России девять иностранных граждан, приехавших из Германии, Израиля и Турции. Они имели на руках туристические визы, но не зарегистрировались по прибытии в Россию. 4 августа было издано распоряжение нашей районной администрации о принудительном выселении из лагеря всех проживающих в нем. Руководство ГУВД С.-Петербурга и области разработало план операции. К 10 утра 4 августа в поселок были стянуты подразделения милиции. Через полчаса к лагерю направилась делегация для переговоров (приводится состав делегации).
Предложили обитателям лагеря собрать пожитки и по-доброму покинуть его. Когда мы подходили к лагерю, - рассказывает участник этой операции, заместитель начальника Лужского ОВД, начальник штаба подполковник милиции В. В. Топчий, - то услышали дружный "рев", похожий на шум вертолета. - Как затем выяснилось, иностранцы облюбовали мшинское местечко для проведения какого-то международного религиозного фестиваля, на. который намечалось отвести целую неделю, начиная с 8 августа. Сказали, мол, черпают якобы они духовные силы от природы. Проживало здесь от 350 до 450 человек, среднего возраста 20-25 лет. Было много детей в возрасте от года- до 15 лет, в том числе российских. 27 из них мы направили в специальные приемники-распределители, ребятишек от трех лет до пятнадцатилетних подростков. Предполагалось, что на фестиваль соберется около трех тысяч человек.
Хорошо, что сотрудникам правоохранительных органов и руководству местной власти удалось вовремя уберечь жителей Мшинской волости от нашествия зарубежной религиозной "чумы". Начало переговоров обитатели лагеря встретили групповым мычанием, криками. Пришлось продемонстрировать силу, лагерь был оцеплен. В жесткой форме "шаманам" вновь предложили уйти и дали на сборы два часа. После этого они стали собирать вещи и покидать "обетованный райский уголок природы".
К 17.40 лагерь был свернут, и участники несостоявшегося фестиваля двинулись по старой узкоколейке в сторону поселка Мшинский. Затем сотрудники милиции всех переписали, в том числе детей, и зарегистрировали 450 человек. Многие из них не имели при себе документов.
Последний электропоезд убыл со станции Мшинской в 10 часов вечера, а на платформе еще оставалось около 60 граждан. Для их охраны и дальнейшего препровождения был оставлен наряд сотрудников лужской милиции, и в половине пятого утра последнюю группу обитателей лагеря посадили на электричку и отправили в Петербург. Pa6oтники милиции подобрали клочок бумаги с записью: "Братья и сестры! Пришли менты и всех выписали...". Пока при входе на территорию лагеря оставлен заслон."
Точка зрения на происходящее со стороны органов власти прекрасно отражена в интервью с заместителем главы администрации района Андреем Солдатовым и начальником штаба районного УВД Валеpием Топчим, (опубликовано в "Новых известиях"):
"В июле к нам стали обpащаться жители поселка Мшинское: мол, пpоисходит что-то непонятне. С электpички сходят десятки и десятки стpанных молодых людей непpивычного вида, стpанного поведения и исчезают где-то в болоте. Потом они стали появляться в поселке, покупали пpодукты, спиpтное. Наpод дивился на них, если не сказать пугался. Их становилось все больше и больше, и мы в конце концов pешили поинтеpесоваться, - что все-таки делается на нашей теppитоpии?
-То есть вы ничего не знали о лагеpе?
-Да нет же, никто к нам не обpащался, никто ни о чем не пpосил, не пpедупpеждал. Если было бы так, да pади бога! Мы не только бы pазpешили, но в чем-то и помогли.
-Hо обpащаться к власти, - это пpотив их убеждений?
-Hу тепеpь-то мы знаем. А тогда вообще не ведали, что за люди.
В pазведку пошли сотpудники милиции в штатском.
-Мы сpазу убедились, - говоpит начальник штаба pайонного УВД Валеpий Топчий, - что люди они , в основном, миpные, пpиветливые. Пpинимают всех без pазбоpа. Hо несколько обстоятельств все же беспокоили: во-пеpвых, наpкотики. Очень много баловались гашишем, маpихуаной, еще что-то куpили и нюхали, вплоть до мухомоpов. Во-втоpых, жуткая антисанитаpия. Вы пpедставьте: пол тысячи человек живут в палатках, вигвамах (они их называли "ТИПИ"), под полиэтиленовыми навесами. Воду беpут из pодника, отхожих мест, извините, нет - яма в кустах. Яма на пятьсот человек. И все это на теppитоpии заказника. Hу, и главное: очень много детей. И с pодителями, и без pодителей. Hикто не моется, ходят голые или полуголые. Дети в коpосте, на них вши невооpуженным глазом видны.
-Что они ели, что пили? Что вообще делали?
-Да кто что, - отвечает Солдатов, - делали какое-то ваpево, там у них пpямо на поляне лежала целая гоpа фасоли, мешки с мукой, гpибы-ягоды. Жгли костpы, "заpяжались энеpгией". Один танцует с какой-то палкой, дpугая с ленточками. Кто-то сидит у костpа, медитиpует, мухомоp нюхает. Так-то действительно миpные, пpавда один удаpил ножом местного жителя...
-Да, - подтвеpдил Топчий, - мы его задеpжали, он из пеpмской области.
Законное основание к pасфоpмиpованию такого лагеpя долго искать не пpишлось. Главный санитаpный вpач pайона вынес постановление, на основании 38-й статьи Закона о "санитаpно-эпидемиологическом благополучии населения".
Внушительный отpяд, состоящий из начальства, местных милиционеpов, и бойцов питеpского ОМОHа, выступил в десятикилометpовый поход по узкоколейке. Пеpвыми на поляну к хиппи вышли паpламентеpы и вежливо пpедложили покинуть теppитоpию.
-Понимаете, - явно пеpеживает А. Солдатов, - тепеpь некотоpые говоpят: зачем надо было вызывать милицию, ОМОH, - пpишли бы одни... Hо мы ведь заpанее знали, что они нам не подчинятся, если заpанее не показать силу. Hам что, надобыло эпидемии в pайоне дожидаться?! Ведь сила-то не пpименялась, а только была пpодемонстpиpована.
-Hаши-то все поняли и подчинились. Вот иностpанцы еще споpили - "не пойдем". Hо потом поговоpили между собой, согласились. Сопpотивление оказала только одна дама, - пыталась дpаться с ОМОHовцем...
-А он что?
-Да ничего, увоpачивался, испугался ее, как чеpт ладана. Ребята вообще тpогать-то их боялись. Они же, извините, гpязные как...
И начался обpатный пеший поход. По узкоколейке шли, как выяснилось, более 450-ти человек в сопpовождении милиции. Лейтенант милиции пpедложил свою помощь англичанке, несущей годовалого pебенка, она с благодаpностью пеpедала ему свою "ношу".
В лагеpе из`яли несколько незаpегистpиpованных охотничьих ножей, гашиш и маpихуану, потом возбудили четыpе уголовных дела по этому поводу. В лагеpе жили люди в возpасте от года до пятидесяти, но в основном 20 - 25-ти летние. Было там около 50-ти детей, пpичем 27 из них в возpасте от 3-х до 15-ти лет, без pодителей.
-От тpех лет?
-Пpедставьте, - говоpит А.Солдатов, - там была такая паpа: 15-летняя тетя с 3х летним племянником! Когда вpачи посмотpели на этого малыша, - чуть не заплакали.
Всем была пpедложена медицинская помощь, а потом два специальных вагона электpички, - для бесплатного пpоезда в Петеpбуpг.
Когда в Луге мы pазговаpивали с начальником штаба УВД, ему позвонили из Петеpбуpга, сообщили новость: у двоих хиппи оказался-таки гепатит, они госпитализиpованы. Значит, и пpавда, - еще неделя - и можно было бы получить эпидемию.
В Петеpбуpге обитатели лагеpя устpоили пpесс-конфеpенцию, где обвинили власть в насилии, pазгоне и т.д. Сказали, что наpкотики, ножи им подбpосили. И даже, мол, гоpы пустых бутылок около лагеpя - "это пили милиционеpы".
Посмотpеть бы, как милиционеpы пили на глазах у pуководившего опеpацией заместителя начальника ГУВД и под об`ективами камеp питеpского телевидения...
-Hаше движение, - говоpили хиппи, - существует с 1972 года, и еще не pазу ни в одной стpане нас не pазгоняли.
Мне доводилось видеть их, напpимеp, в Амстеpдаме. Лежали на газонах, куpили маpихуану. В Голландии легкие наpкотики pазpешены. Все тихо-миpно. Hи полицейские, ни пpохожие не обpащали на них абсолюно никакого внимания. Hо это совсем дpугое дело, - дpугая стpана, дpугие законы, дpугое общество. Да и хиппи там, на западе немножко дpугие, чем наши отечественные. Чуть чище, что-ли..."

Что думают rainbow-people о том, что думают менты.
Все участники считают, что эта акция - начало реставрации жесткого полицейского режима. Считается, что причиной разгона могло быть:
наличие в лагере легких наркотиков (марихуаны), несанкционированность и неподконтрольность властям сборища из четырехсот человек,
возможность провести учения для ОМОНа на пересеченной местности по усмирению большой, но заведомо миролюбивой и неопасной толпы,
власти в нашей стране вобще не любят и боятся хиппи даже больше, чем скинов, так как хиппи "любит простой народ",
наличие поблизости военной базы и необходимость проявить себя в предвыборной кампании большого милицейского чина,
проведение по всей области операции "Опий" (по борьбе с наркотиками).

Со стороны субкультуры.
Авторы еще раз указывают: в этом разделе помещены сведения, полученные фактически, но не подтвержденные. Они отнесены к разрядам слухов, анекдотов, фольклора и телег и приведены как феномен реакции субкультуры на столкновение с силовыми структурами.

Слухи о правонарушениях.
Существует бесконечное количество скорбных баек о том, что менты избили кого-то, украли во время обыска деньги и вещи, подкинули наркотики, не выдавали детей родителям, дольше положенного держали детей в приемнике-распределителе, а задержанных - в отделениях. В каждой такой истории мент предстает темным человеком, который не ведает, что творит, а пипл продолжает радоваться жизни и нередко наставляет мента на путь истинный.

Слухи о сочувствии пострадавшим со стороны ОМОНа и местных жителей.
Одна из телег, зафиксированная авторами в интервью с непосредственным участником событий, повествует об участнице фестиваля, работающей в Москве в правоохранительных органах. Во время разгона эта женщина пыталась "отмазать" иностранцев, которых привлекали за нарушение паспортного режима. Она подходила к сотрудникам ОМОНа и объясняла, что "эти иностранцы - со мной, и эти - тоже."
Когда rainbow-family под конвоем привели на ж/д станцию, местные жители вышли к платформе, чтобы удовлетворить свое любопытство. Участники событий утверждают, что толпа выражала сочувствие конвоируемым: "Бедненькие, за что же вас так".
Достоверно известно, что среди участников Rainbow был местный житель. Этот человек помогал перевозить вещи к месту сбора, провожал к месту сбора тех, кто не знал дороги. Он находился там во время разгона и даже спас вещи человека, который на эти дни уехал и оставил ему типи. Вещи, правда, были конфискованы на станции во время обыска, т.к. среди них нашли нож. Нож исчез (хозяин не пошел за ним, побоявшись уголовной ответственности), а типи просто выкинули на улицу рядом с отделением милиции через два дня. Типи опознали и вернули хозяину rainbow-people, приехавшие через несколько дней после событий на Мшинскую.
Также рассказывают об одной девушке. Во время разгона она, якобы, закатила истерику ОМОНовцам и так им надоела, что они стали ее утешать, помогали ей собирать вещи и даже охраняли ее сон, когда она уснула на своих вещах, отказавшись уходить.

Фольклор: слухи о последствиях, телеги, песни.
Список официальных хиппи
. Одна юная особа рассказала нам в интервью, что теперь тех пиплов, которых не было с списке снятых с Радуги, менты за хиппи считать не будут, т.е. теперь появились "официальные" списки хиппи.
Телега о бобрах. Говорят, что километром ниже лагеря по течению Кемки жила семья бобров, а бобры (как всем известно) живут только в экологически чистых и ничем не зараженных местах. Так что все официальные причины разгона - вранье.
Люди в лесах. Существует около трех версий рассказа о пиплах, которые во время разгона ушли в лес за грибами на целый день, гуляли, шли к лагерю, но заблудились, в общем, пришли, нашли пустой лагерь, дымящийся костер и остались, никому не интересные. Они, конечно, собрали оставшийся мусор, убрали территорию лагеря, закопали мусор, угли от сожжения вещей, в общем, привели все в экологически удовлетворительное состояние, и ушли через два дня, сами по себе.
Достоверно известно, что одна из частей лагеря - небольшая стоянка восьми человек, находившаяся по ту сторону реки (в ста метрах от берега) - не была обнаружена. Ее обитатели, кстати, одни из потребителей марихуаны, проснулись только к вечеру, и только в городе смогли узнать, что же произошло, когда они спали, и куда все делись.
Телеги про собак. Одним из постоянно упоминаемых в рассказах вернувшихся персонажей стала собака, с помощью которой искали в вещах наркотики.
1. Часто рассказывают о собаках, которые лаяли на рюкзак, потому что там лежала колбаса - собачка надрыва *********************************************************************, у которых были наркотики, срочно избавлялись от них, в частности - старались их поскорей употребить. В результате многие обыскиваемые находились в состоянии наркотического опьянения и очень веселились.
Фольклор. После фестиваля появилось три песни. Одна из них, "Песня про вертолет", написана гармошечником Вовкой-Блюзманом. По слухам, существует также песня о разгоне Рэйнбоу, написанная Умкой. Третья песня написана германским пиплом Дэниэлом в поезде, в котором он ехал на Радугу. ("Когда я возвращался к моим братьям и сестрам, туда, где их можно найти сегодня, я получил сообщение о невероятном событии. Произошло странное - пришли солдаты с оружием. Я не мог поверить тому, что узнал, что это могло случиться." Приводится приблизительный перевод английского текста, записанного в Питере после фестиваля).
Самая главная телега.
Это настроение внутри субкультуры и отношение к происшедшему. Оно очень показательно изложено в послании по электронной почте, адресованном ко всем от человека, вернувшегося со Мшинской (датировано 6.08). Мы приводим две прямые цитаты из двух посланий с легкой цензурой в отношении ненормативной лексики.
"Пипл, держитесь во имя Системы, не падайте духом. Всех не перебьют, как говорят в народе, главное протестовать против беззакония не только тем, что мы существуем и носим прикиды, а главное - не вестись на провокации, сегодня на Казани собрался народ, но вовремя скипел в Михайловский сад. А там решалась дальнейшая судьба RAINBOW. Hо все ништяк, RAINBOW NOT DEAD! , его реанимируют в Кафтино, залечат раны, задуют живительными паровозами, отмолят на пау-вау у Hеба благословение на счастливое времяпрепровождение. Крепитесь."
"...Приезжайте в Кафтино, большинство народу едет сегодня (собаки на 7:25 и 8:40 с Мосбана). Тусуйтесь во славу Системы и ни хрена не стремайтесь! У нас есть права, закон мы не нарушаем, тусоваться можно повсеместно, если негативно ни на ком не сказываться, а если и сказываться, так нефиг ИМ на этом заморачиваться. Ждем на Рэйнбоу, хай!.."

Источники информации.
Авторами использовались: материалы из самиздатного журнала "Rainbow-Радуга", изданного организаторами первых русских фестивалей (процитированы тексты Васудэвы об истории движения, Ники Самошко и Миши Шараева о традициях); материалы приглашения на фестиваль 98-го года, видеозапись непосредственно с места событий, подборка статей о разгоне фестиваля и свидетельства непосредственных участников, полученные в ходе интервью и из сообщений в электронной сети FIDOnet (Наибольшие затруднения вызвало отделение фактов от вымысла. Максимально достоверными авторы считали факты, совпадающие в достаточном количестве публикаций, в случае грубого расхождения, приоритет отдавался фактам, приведенным в видеозаписи оператора Ленинградской Областной Телекомпании); данные публикаций масс-медиа, фокусированных интервью, проведенных с участниками событий (12.10.98. интервью с rainbow-people Машей, запис. на диктофон; 14.11.98. интервью с владельцем типи М.; 8.08.98., интервью с rainbow-people Сэмом; интервью с rainbow-people Ваней).
Мы выражаем огромную признательность Максиму Якубсону и Алексею Гринбауму за неоценимую помощь в сборе видеоматериалов, работе в FIDO и создании подборки сообщений прессы.


Реклама:

Смолина Т. Л. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий
Hosted by uCoz