Тексты
Ссылки
Новости

Молодежные движения
и субкультуры Петербурга

Семинар

Участники




Санкт-Петербургский Молодежный Союз "Яблоко":
"выборная машина" и "кузница кадров"

                                Татьяна Голова

        Молодежный Союз "Яблоко"(далее МС) был создан в феврале 1995 года инициативной группой студентов исторического факультета СПбГУ; дата принятия Устава на Конференции организации- 25 февраля 1995 года. Управлением юстиции СПб МС "Яблоко" зарегистрирован 5 мая 1995 года. МС является коллективным членом Общественного обьединения "Яблоко", тесно связан с Региональной партией центра (Санкт-петербургское "Яблоко", далее - РПЦ). Численность МС на сентябрь 1996 года - 80 человек.
        МС известен прежде всего по оперативной работе (сбор подписей, пикеты, раздача агитационных материалов, другая агитация) в ряде предвыборных кампаний: на выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995 г., в ходе борьбы за пост губернатора СПб в мае 1996 г., на президентских выборах 1996 года. Работники, привлеченные МС, выступали в качестве агитационных команд как в СПб, так и в Ленинградской области. МС отвечал за проведение избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную Думу по 213 округу. Кроме того, члены руководства МС участвовали в организации кампаний "Яблока" в Москве и Московской области, в Пскове и Новгороде, - на выборах в Государственную Думу 1995 года, в Архангельской, Калининградской и Смоленской областях, - на президентских выборах 1996 года.
        МС "Яблоко" оказался в меньшей степени, чем некоторые другие организации, подвержен "синдрому выборов", который выражается в том, что вся деятельность организации связана с избирательными кампаниями. На привлекаемые перед выборами средства проводится агитация, организация разрастается за счет найма работников и/или приема новых членов. После выборов деятельность такой организации практически прекращается и сводится к общению руководителей организаций. В случае МС "Яблоко" ситуация другая: деятельность не прекратилась, но сменился ее характер. Основные планируемые направления работы: участие в работе РПЦ; повышение политической грамотности членов МС, т.е. организация внутреннего обучения; развитие территориальной структуры МС; взаимодействие с районными администрациями и мэрией; взаимодействие с общественными организациями (например, участие в деятельности "Круглого стола молодежных организаций СПб"), создание Молодежного Парламентского Центра при ЗакСе СПб, выпуск Информационного листка. Проводится работа в школах города - члены МС занимаются организацией досуга школьников. Осуществляется и реализация других проектов.
        Описанной смене характера акций Молодежного Союза сопутствуют изменения в его организационной структуре и типах применяемых ресурсов - в разные периоды доминирующими для МС оказываются разные функции. С одной стороны, МС должен обеспечивать электоральную поддержку "взрослой" партии; с другой - его задачей является отбор и подготовка тех, кто через некоторое время может стать функционером "взрослой" партии, Региональной Партии Центра. Таким образом, МС совмещает функции "выборной машины" и "кузницы кадров", своего рода партийной школы. На эти две основные функции указал в интервью и руководитель Молодежного Союза М.Резник. Выполнение каждой из функций требует от организации мобилизации соответствующих ресурсов и создания специфической организационной структуры; зачастую эти требования противоречат друг другу. Во время предвыборных кампаний МС является "агитационной машиной", после выборов на первый план выходит функция "партийной школы". Таким образом, изменения в акциях, мобилизации ресурсов и организационной структуре связаны с периодами предвыборной активности "Яблока" в Санкт-Петербурге.
        
        Ресурсы

        Ресурсы - основа функционирования организации. То, какие ресурсы использует конкретная организация, связано с ее деятельностью и направлением ее развития. С другой стороны, само развитие организации обусловлено тем, каков "ресурсный бассейн", какими ресурсами она пользуется. Важно понимать, что ресурсы организации - не только материальные (деньги, помещение и т.д.), они связаны не только с готовностью ее членов к активному участию, но ресурсами являются и настроения социальных групп, отношение общественности к существованию подобных организаций и т.п.- то, что иногда называется ресурсами-возможностями, или ресурсами общего характера. Вторая группа ресурсов сложнее для выявления и описания, так как требует обработки большого объема материалов по специальной методике; такая работа в этом проекте не проводилась. Представляется, что для понимания роли и места организации в обществе и перспектив ее развития важно выявление именно "ресурсов-возможностей". Но целью проведенного пилотажного исследования было ознакомление с ситуацией и описание сложившегося положения на более простом уровне "непосредственых" ресурсов.
        Молодежный Союз "Яблоко" тесно связан с "взрослой" партией, и специфичность ситуации заключается в том, что источником различных ресурсов выступает РПЦ. Один из видов ресурсов - связь с организациями и партиями - обеспечивает получение других, прежде всего материальных. Председатель МС характеризует эту ситуацию как нормальную: "С этим у нас нет никаких проблем" (1). Собственного оборудования (компьютер и т.д.) у МС нет - он пользуется техникой, принадлежащей РПЦ. МС также занимает часть помещения РПЦ.
        Ситуация с финансированием не столь однозначна. Когда Молодежный Союз выступает в качестве организатора агитационной работы для РПЦ и "Яблока", его деятельность ведется на привлекаемые "взрослым" "Яблоком" средства. Вообще материальное обеспечение кампаний происходит различным образом - чем выше уровень кампании (от местных выборов до президентских), тем более оно централизованно: например, большая часть денег на президентскую кампанию Явлинского в 1996 году приходила из Москвы. Это относится не только к собственно денежным средствам, но и к агитационным материалам: газетам, наклейкам и т.п. МС "Яблоко", по словам его руководителя, располагает и собственными финансовыми средствами (1). Часть этих денег идет на оплату работы штатных сотрудников, часть тратилась на выпуск Информационного листка МС "Яблоко". Однако основную предвыборную деятельность МС осуществлял целиком на средства "взрослой" организации.
        Председатель МС подчеркивает очень тесную связь МС "Яблоко" с РПЦ и особую важность этих контактов: "Для нас самым важным было установить хорошие отношения с РПЦ" (1). Инициатива создания МС "Яблоко" принадлежала его нынешнему председателю М.Резнику. МС "Яблоко" в лице своих руководителей ориентирован не только на сотрудничество, но и в определенной степени на "срастание" с РПЦ. Большинство руководителей МС являются одновременно членами партии; М.Резник рассматривает МС как "кузницу кадров" для РПЦ (1). Важно, что РПЦ - партия скорее "закрытая", ориентированная на небольшое число профессионалов. Если рассматривать МС как "кузницу кадров" для партии профессиональных политиков, то и сам МС является в определенной степени профессионализированной структурой. При карьерном продвижении совершается переход "из профи в профи".
        Насколько самостоятельным в такой ситуации можно считать МС? М.Резник признает МС "организацией с чужим политическим лицом" и считает, что она гораздо менее самостоятельна при принятии политических решений, чем "взрослая" партия, и "это нормально" (1). Вполне естественно, что Молодежный Союз, относящийся к "Яблоку", разделяет его цели, но такая ситуация в общем случае не предполагает отказа от самостоятельных идеологических и практических действий. Кроме того, предедатель МС считает роль МС как подсобной рабочей силы "абсолютно нормальной". Можно предположить, что МС "Яблоко" в период выборов - скорее профессиональная организация при РПЦ, ориентированная на предвыборную агитацию и использующая труд наемных работников, чем самостоятельная молодежная организация в составе объединения "Яблоко". Отметим, что Общероссийский Молодежный Союз "Яблоко", в который входит Санкт-Петербургский Молодежный Союз, существует фактически только на бумаге.
        Специфический вид ресурсов политической организации (и общественного движения) - связи с другими организациями и партиями. М.Резник назвал несколько молодежных организаций, с которыми сотрудничал МС: Молодежная лига СПБ, Союз молодых ученых Технического университета (кстати, его руководители - члены РПЦ), Либеральный Молодежный союз и Санкт-Петербургский молодежный союз партии ДВР. При этом о тесном взаимодействии на уровне организаций можно говорить лишь в отношении ДВР.
        Отношения МС с молодежным союзом ДВР (руководитель - Ф.Борисов) не безоблачны. Разногласия, например, возникали по поводу организованного ДВР и молодыми христианскими демократами митинга 22 апреля 1996г. у Казанского собора. На этом митинге молодые люди рвали красные флаги, а некоторые ораторы выражались в духе "Хороший коммунист - мертвый коммунист"(4). МС обратился в некоторые СМИ с резко отрицательной оценкой этих действий. В "Санкт-Петербургских ведомостях" 27 апреля 1996 года это заявление было напечатано под заголовком "Это и недемократично, и не по-христиански" за подписью председателя МС (5). ДВР и Молодежный Союз вместе работали над созданием Молодежного Парламентского Центра при Законодательном Собрании СПб (этот проект не удался), вместе принимают участие в политических семинарах.
        Агитационная работа не требовала кооперации с другими организациями, и Молодежный Союз начал активнее искать возможности сотрудничества именно после окончания предвыборных кампаний, когда это стало необходимо для осуществления других проектов (например, для создания Молодежного Парламентского Центра при Законодательном Собрании СПб).
        Характер привлекаемых организацией ресурсов СМИ также зависит от доминирующей в конкретный период функции. Во время предвыборных кампаний, когда основные усилия Молодежного Союза были направлены на получение массовой поддержки, он выпускал Информационный листок. Это издание распространялось перед выборами в Думу 1995 г. В нем была представлена позиция МС по различным проблемам современной жизни (например, война в Чечне). Листок являлся фактически агитационным. Материалы готовились собственной редколлегией и печатались в типографии (тираж 10 тысяч экземпляров). Распространялся листок по ВУЗам города. Содержание листка подтверждает высказывание М.Резника о "чужом политическом лице" МС (1). Интересно, что в листке не указан состав редколлегии и имена авторов. Что касается внешних по отношению к организации СМИ, то МС в разное время принимал заявления для прессы. Характерно, что выпуск листка прекратился после выборов в Государственную Думу и с тех пор не возобновлялся. Но осенью 1996 года, в начале "послевыборного" этапа функционирования МС, его руководство планировало возобновить выпуск листка. При этом вероятен отказ от тематического формирования номеров и агитационной направленности. Другой вариант - делать свою полосу в газете РПЦ "Московские ворота". В последних двух случаях Информационный Листок перестал бы быть средством привлечения новых сторонников из-за внутрипартийного характера этих изданий.
        Ресурс, обладание которым может оказать решающее влияние на развитие организации (позитивное или негативное) - связи с городскими властями. Эта тема стала особенно актуальной в связи с выборами губернатора СПб в мае 1996 г. В период предвыборной активности РПЦ, выдвинувшей своего кандидата И.Артемьева, Молодежный Союз практически не имел контактов с местной исполнительной властью. До выборов председатель МС давал следующую оценку деятельности Комитета мэрии по делам молодежи (КДМ): "Мы считаем, что мы лучше справились бы с тем, что они делают" (1). По итогам выборов кресло губернатора занял В.Яковлев, которого поддержало "Яблоко". Бывший глава РПЦ И.Артемьев является заместителем губернатора и возглавляет Комитет по финансам. Таким образом, МС через "взрослую" партию оказался связан с исполнительной властью и, вероятно, может рассчитывать на ее поддержку.
        Человеческие ресурсы - люди, участвующие в работе организации или в представляемом ею движении, могут быть признаны базовым ресурсом (именно люди обеспечивают получение всех других видов ресурсов). Содействие общественным организациям осуществляется в различных формах, в данной статье описывается непосредственное участие в деятельности МС "Яблоко".
        Подавляющее большинство членов МС "Яблоко" - студенты или недавние выпускники ВУЗов (СПбГУ, Финансово-Экономический, Электротехнический и Технический университеты и др.). На апрель 1996 года списочная численность МС "Яблоко" (вместе с кандидатами)- 137 человек; на сентябрь 1996 г.- 160 человек, без учета кандидатов - 80. В конференции в сентябре 1996 года приняли участие 62 члена МС. Небольшая часть членов Молодежного Союза фактически не принимает участия в работе организации (1). Руководство МС в начале 1996 года в связи с этим провело перерегистрацию членов организации, - по оценке председателя МС М.Резника, не вполне удавшуюся (1), - и ввело испытательный срок для вступления в МС, сначала - 3 месяца, с сентября 1996 года - 6 месяцев.
        Во время предвыборных кампаний оплачиваемая агитационная работа была практически единственной формой участия рядовых членов в деятельности МС. Выделился "актив" (по оценке председателя МС, около 30 человек) - люди, которые "могли работать не за деньги" (1) и занимали в кампаниии более ответственное положение, например, бригадиров, организующих работу агитационных команд. С окончанием периода выборов 1995-1996 годов исчезла привычная "сфера приложения усилий" для большинства членов МС. Затруднения, вызванные этим обстоятельством, характерны прежде всего, по нашему мнению, для части активом, не входящей в руководство. Эти люди остаются заинтересованными в успехе "Яблока" и своей организации, но неясно, будут ли они продолжать работать в изменившихся условиях.
        С окончанием предвыборных кампаний сократились возможности материального стимулирования участников МС. Ранее их труд оплачивался заказчиками кампаний, теперь этого источника финансирования не существует. В этих условиях большую роль начинают играть идеологические факторы политического участия. Руководство МС сделало ставку на ядро организации. Немногочисленная организация эффективна, если она профессионализирована, что требует от участников значительных усилий и затрат времени. Достаточно ли будет апелляций к "идейности" актива, чтобы заинтересовать его в продолжении работы и в конечном счете создать эффективно действующую политическую организацию. Возможно, создание районных территориальных отделений Молодежного Союза, осуществляемое осенью 1996 года, поможет решить проблему более сильной мотивации политического участия. Районные отделения МС строятся по аналогии с городской организацией. Например, Уставом предполагается, что районах также будут Совет, руководитель и секретарь отделения. Включение в эту организационную иерархию может стать некоторым символическим признанием способностей или заслуг и оказаться дополнительным стимулом для работы.
        Несмотря на то, что особенно важным является создание профессионализированного ядра организации, МС не отказывается от роста численности. Правда, оно было особенно важно до окончания предвыборных кампаний. Говоря о привлечении новых людей, председатель МС имеет в виду прежде всего информационную работу как основное условие мобилизации. Здесь проявляется ориентация на привлечение в МС людей, уже разделяющих идеи "Яблока". Интересно, что некоторые студенты, ставшие членами МС, сначала пришли заработать на участии в предвыборных кампаниях (1). Основными источниками информации об МС являлись для студентов Информационный листок и контакты друзей или знакомых, уже знавших о молодежном "Яблоке" или принимавших участие в его работе (1). Можно предположить, что косвенную роль в привлечении внимания к МС "Яблоко" сыграла проводимая им агитация за кандидатов "Яблока". Председатель МС подчеркивает важность того, чтобы организация формировалась не по принципу "компании друзей": "здесь не друзья, а коллеги"(1). Преодоление т.н. "семейности" (организация малочисленна, в нее вступают обычно "за компанию", все участники хорошо знают друг друга, дружеские отношения играют очень большую роль) было, по словам М.Резника, одной из основных задач при развитии МС, и ее удалось решить. Мотив общения мог бы сыграть значительную роль для привлечения людей в Молодежный Союз. Для молодежных объединений зачастую именно общение является основой функционирования, даже если они не относятся к чисто досуговым. Отказ от его использования свидетельствует о стремлении профессионализировать организацию.

        Организационная структура

        В Уставе МС "Яблоко" высшим органом МС названа Конференция. Конференция проводится, согласно Уставу, не реже одного раза в год. С февраля 1995г прошли четыре Конференции - в феврале (учредительная) и в сентябре 1995, в июне и в сентябре 1996 года. 29 сентября 1996 года очередная конференция приняла новый Устав, по которому Союз строится по территориальному признаку и состоит из отделений, соответствующих районам СПб. Часть делегатов представляет территориальные отделения. Делегатами являются также и все члены Центрального Совета и Контрольно-Ревизионной Комиссии.
        Вопросы, которые решает конференция, стандартны для общественных организаций: избрание руководящих и контрольных органов (Председатель, Центральный Совет, Контрольно-Ревизионная Комиссия), принятие и изменение Устава, утверждение отчетов и докладов Председателя и Контрольно-Ревизионной комиссии, принятие решений о реорганизации или прекращении деятельности Союза, а также другие вопросы. Так, основной темой Конференции, прошедшей 29 июня 1996 года, была позиция МС на втором туре выборов Президента России (общим голосованием было решено поддержать вариант "против всех"). Важно, что решение о вступлении в политические блоки и союзы принимается Конференцией, а не руководящими органами. В сентябрьской Конференции участвовали 62 члена МС (около 75% списочного состава МС).
        Руководящим органом по Уставу является Центральный Совет (далее - ЦС). Его численность не регламентируется Уставом и увеличивалась с ростом организации. Например, в мае 1996 года в ЦС входило 10 человек, в сентябре - 13. ЦС собирается раз в неделю (по уставу - не реже одного раза в месяц), во время предвыборных кампаний - нерегулярно. ЦС решает разнообразные вопросы: принятие в Молодежный Союз, утверждение баланса и бюджета МС, формирование Оперативного Штаба кампаний и другие вопросы. В компетенцию ЦС входит и принятие решений о выдвижении кандидатов на выборах в органы власти разного уровня и в местное самоуправление. В период предвыборных кампаний значительно большую роль в организации работы МС играет не его Центральный Совет, а оперативный штаб кампаний "Яблока". В отличии от Совета, принимающего решения более общего характера, например, о назначении бригадиров, штаб занимается организацией повседневной агитационной работы. Характерно, что членами ЦС и оперативного штаба кампаний являются, как правило, одни и те же люди. По мнению М.Резника, персональный состав этих органов совпадает на 50%. Таким образом, присутствуют две системы управления, но группы носителей ролей совпадают.
        В Союзе, кроме названных, существует еще ряд должностей: пресс-секретарь, секретари по связям с общественными организациями, по международным делам, по финансовым вопросам, по массовым мероприятиям, по территориальным отделениям. Избрание Секретарей Центрального Совета по направлениям работы входит в компетенцию Центрального совета (закреплено в Уставе). Кроме этого, выраженного системой должностей, распределения ролей, существует и достаточно четкое "неформальное" (возникшее в соответствии со способностями и навыками членов организации), зачастую соответствующее реальному положению в большей степени, чем "должностное".
        Контроль уставной деятельности ЦС и Председателя МС, а также финансово-хозяйственной деятельности ЦС осуществляет Контрольно-ревизионная комиссия (далее - Комиссия). Ее члены выбираются конференцией. Интересно, что по первому Уставу, действовавшему до сентября 1996 года, Комиссия не имела права созвать Конференцию, хотя и обладала правом приостанавливать действие противоречащих Уставу распоряжений руководства.
        Главой Молодежного Союза, осуществляющим оперативное руководство его деятельностью, является Председатель Союза, избираемый Конференцией сроком на один год. Он наделен широкими полномочиями, в том числе имеет право распоряжаться материальными средствами МС.
        Заканчивая тему организационной структуры МС "Яблоко", отметим, что введение территориальных отделений может оцениваться как перенос в новые условия существовавшей во время предвыборных кампаний системы бригад. Территориальная структура оправдана для достаточно крупной организации, ведущей активную деятельность, причем такую, при которой территориальное деление имеет смысл - например, предвыборная агитация. В противном случае территориальная структура либо не имеет отношения к реальной системе управления, либо затрудняет ее функционирование.

        Лидер

        В одной из распространенных типологий общественных движений выделяются три основных типа лидера: "администратор", "агитатор" и "идеолог". Эти типы соответствуют разным наборам функций, и их можно соотнести с разными направлениями деятельности организации. Основная функция лидера-агитатора состоит в том, чтобы обеспечивать движению массовую поддержку, воодушевляя людей и сделав их потенциальными, а затем и реальными участниками. Агитатор привлекает внимание к движению и пробуждает протестные настроения, а также придает им направленность. Выделяют также тип харизматического лидера, носителя образа героя, увлекающего людей за счет своего авторитета (7). Но его функции совпадают с функциями лидера-агитатора, и здесь уместно объединить оба этих типа, используя общее название "лидер-агитатор". Агитатор, как правило, доминирует в начале развития движения.
        Лидер-администратор вырабатывает стратегию и тактику, исходя из реальной расстановки политических сил. Он нацелен на кооптацию движения в институциональные структуры. Администратор является противником радикальных действий, которые, по его мнению, не способствуют реализации целей движения. Он склонен к альянсу с существующими социальными институтами, например, политическими партиями, и к развитию организационных структур движения. С его точки зрения, именно такая стратегия позволяет добиться наибольшего успеха в достижении целей (8).
        Роль интеллектуального лидера заключается в разработке идеологии движения. Его деятельность значима на всех этапах существования движения. Лидер-идеолог создает теоретическую доктрину, лозунги, используемые агитаторами, а также программные документы организаций, поддерживающих движение (7).
В движении может существовать группа лидеров, выполняющих разные функции. Кроме того, один человек может совмещать роли разных лидеров. Но и в том, и в другом случае на каждом этапе развития будет доминировать соответствующая функция лидера и сохраняется возможность конфликта носителей различных функций. Лидер-агитатор и лидер-администратор реализуют противоречивые функции: соответственно мобилизации - стимулировать и вдохновлять на действия, и артикуляции - вписать движение в институциональные политические структуры (9). Одновременное достижение этих целей, как правило, не удается. В связи с этим сосуществование в движении агитатора и администратора часто приводит к конфликту лидеров.
        Заметим, что тип руководителя соответствует основной деятельности организации; несоответствие свидетельствует о переменах (одновременно провоцируя их), и/или происходит конфликт на личностном уровне. Организация не может существовать в течении долгого времени в условиях рассогласования функций лидера и функций организации: такое рассогласование приведет к изменениям (вплоть до прекращения существования организации, ее раскола или смены лидера).
        Одной из основных задач нашего исследования было выяснение характеристик активности руководителя организации. Логическая схема интервью с ним включала вопросы о различных видах деятельности руководителя: организация повседневной работы в организации, организация акций, личное участие в акциях, особенно выступления на митингах, взаимодействие с головной структурой, связи с органами власти, связи с другими организациями, написание текстов от имени МС и от собственного имени, создание Устава и программных документов организации. Задавался в интервью и специальный вопрос о каких-либо других его функциях в организации.
        При рассмотрении перечисленных видов деятельности важно помнить об их соотношении и взаимосвязях. Связи областей деятельности и типов лидерства неоднозначны, и для определения ориентации организации и типа лидера надо исходить из того, какая именно деятельность проводится в этих сферах.
        Рассмотрим вопрос о связи агитационной деятельности в период предвыборных кампаний и агитационной функции руководителя. Этот вопрос касается, естественно, не только деятельности руководителя, но и направления развития организации вообще. С одной стороны, агитация направлена на расширение поддержки организации и ее идеологии населением. Но такая мобилизация происходит в поле институциональной политики, эта агитация - предвыборная, ее цель - прежде всего получить голоса избирателей на выборах, а не развивать протестные настроения и побуждать людей к коллективным действиям. Это достигается через популяризацию идеологии, и, вероятно, через создание у людей установки на институциональное политическое действие - голосование определенным образом. Мы предполагаем, что предвыборная агитация может характеризовать и административную, и мобилизационную функцию лидера. Можно говорить о синтезе двух типов: администратора и агитатора.
        Мы попытались выяснить, какой вид работы в МС является основным для его руководителя. Кроме того, нас интересовало, какую работу сам руководитель считает наиболее интересной и успешной, с какой он лучше всего справляется. Сочетание субъективной оценки с реальными функциями позволяет оценить степень соответствия образа "Я-руководитель" реальности и может свидетельствовать о ролевой функциональности руководителя. Если, например, интересной работе уделяется мало времени, то такое расхождение может быть индикатором несоответствия типа руководителя направлению развития организации. Председатель МС "Яблоко" сетует на загруженность серой организационной работой. Наиболее интересным считает выступления и написание текстов. Считает себя хорошим оратором. Отметим, что текстов написано немного: лично М.Резник является автором двух заявлений МС "Яблоко" и нескольких материалов Информационного листка. Интересно, что собственных программных документов у МС нет; М.Резник считает достаточной программу Общественного объединения "Яблоко". В качестве председателя МС М.Резник выступал только на двух митингах - в начале 1995 года и 30 марта 1996 года. Можно предполагать рассогласование субъективного образа себя как политического лидера и реально выполняемых функций.
        Основной деятельностью председателя МС "Яблоко" являлась организация работы МС в предвыборных кампаниях 1995-96гг. М.Резник был заместителем по оперативной работе начальника штаба предвыборных кампаний И.Артемьева на пост губернатора СПб и Г.Явлинского на президентских выборах по Санкт-Петербургу. Возглавляя оперативный штаб, он занимался организацией повседневной работы, распределением задач. "Моя задача - организовать, направить" (1).
        МС "Яблоко" до сентября 1996 года был среди организаторов только одного митинга, состоявшегося 30 марта 1996 года на Дворцовой площади - "Прекратим войну: мир России, мир Чечне!". Подготовку митинга, занявшую около двух недель, вел оргкомитет, руководителем которого был председатель МС.
        Понимание председателем МС функции своей организации достаточно точно характеризует следующий отрывок из интервью: "Главная задача, которая ляжет на наше поколение, поколение демократической молодежи, или молодежи, вошедшей в демократическое движение - это создание организационных структур. Время демократов, действующих только на своих убеждениях, на своих эмоциях, исчерпало себя. Необходимы мощные организационные структуры". Он считает, что такие структуры позволят "максимально влиять на мнение каждого человека"(1). Речь идет именно о влиянии на людей, а не о массовом участии в деятельности МС. Можно высказать предположение, что речь идет скорее о немногочисленной профессиональной структуре, нежели о массовой организации. При этом предполагается при необходимости привлекать новые человеческие ресурсы - например, использовать наемных работников при проведении предвыборных кампаний. Создание разветвленной организационной структуры - долгосрочная задача. Основными же текущими задачами в первые полтора года существования МС были, во-первых, собственное развитие, во-вторых, успех на выборах кандидатов от "Яблока". С другой стороны, оказание поддержки на выборах "близким" кандидатам в общем случае еще не означает намерения самой организации и ее лидера войти в институциональную политическую систему. Выборы- это специфическая ситуация: партии, выдвигающие своих кандидатов, прибегают к поддержке близких по целям общественных организаций. Но в случае МС "Яблоко" разночтений нет. В интервью его председатель назвал возможным и желательным (в случае победы на выборах кандидата, поддерживаемого "Яблоком") включение членов МС в Комитет по делам молодежи мэрии(КДМ) (1).
        Основываясь на высказываниях председателя МС "Яблоко" относительно своих задач и задач МС, а также на данных об его деятельности, можно сделать вывод, что задача председателя - обеспечение функционирования МС в сфере институциональных политических структур. То есть председатель МС по своим реальным функциям близок типу лидера-администратора.
        Отметим, что характер деятельности председателя МС не меняется в зависимости от предвыборных кампаний, изменяются только более конкретные задачи. Перед выборами он был занят организационной рабтой в кампаниях, направленных вовне по отношению к Молодежному Союзу, и его задачей было обеспечить поддержку кандидатов "Яблока". Когда период выборов закончился, на первый план вышла задача внутреннего развития - продолжать взаимодействие с РПЦ, развивать территориальную структуру, создавать и поддерживать актив организации, в том числе повышая политическую грамотность участников. Эти две задачи соответствуют описанным выше функциям Молодежного Союза: обеспечение электоральной поддержки и воспитание "смены партии".

                                *                *

                                        *

        В рассмотренных нами вопросах (акции, ресурсы, организационная структура и лидерство) проявляются две основные функции Молодежного Союза "Яблоко": "выборная машина" (проведение агитационных кампаний с целью обеспечить успех "Яблока" на выборах) и "кузница кадров" (подготовка будущих функционеров Региональной Партии Центра). Доминирование какой-либо функции зависит от фазы политического цикла. В периоды предвыборной активности Объединения "Яблоко" Молодежный Союз занимается практически только агитацией. С этим связаны и различия в используемых ресурсах, прежде всего - людских. Для агитации необходимо большое число людей, и к большинству их предъявляются невысокие требования. После выборов одной из важнейших задач руководства МС становится формирование и сохранение немногочисленного ядра организации, группы квалифицированных и "идейных" участников. Организационная структура также различается по периодам: во время кампаний управление деятельностью Молодежного Союза и привлекаемых им работников "со стороны" осуществляет оперативный штаб кампаний. Отметим, что хотя задачи руководителя организации меняются соответственно периоду политического цикла, его близость к типу лидера-администратора является устойчивой.

        Литература:

1. Интервью с Председателем Санкт-Петербургского Молодежного Союза "Яблоко" М.Резником. Апрель 1996 г. Взято Т.Головой.
2. Реформы для большинства. Объединение "Яблоко". М., 1995.
3. Устав СПб Молодежного Союза "Яблоко". Рукопись.
4. Засорин О. Молодежная тусовка у Казанского собора // "Смена", 23 апреля 1996 года.
5. Резник М. Это и недемократично, и не по-христиански // "Санкт-Петербургские ведомости", 27 апреля 1996 года.
6. Е.А.Здравомыслова. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб, Наука, 1993.
7. Turner R., Killian L. Collective behavior. N.Y., 1972.
8. Killian L. Social movements // Handbook of modern sociology. Ed. by R.Faris. Chicago, 1964.
9. Gusfield J. Functional areas in leadership in social movements // Sociol.Quart. 1966. Vol.7.



Реклама:

Дед Мороз из "Яблока" против повышения цен
ремонт стиральных машин в Красногорске.
Hosted by uCoz